Ведущая звездочка гусеничной машины
Предлагается ведущая звездочка для гусеничной машины, включающая барабан, соединенный болтами с выдвижными зубьями и нажимной диск, позволяющий фиксировать зубья в неподвижном состоянии.
Такая конструкция позволяет регулировать шаг звездочки.
Полезная модель относится к конструкциям ведущих звездочек используемых в тракторах и гусеничных машинах.
Известны звездочки для гусеничных машин, состоящие из литого зубчатого барабана со спицами (см. Беспятный Ф.С. и Троицкий И.Ф. Конструкция, основы теории и расчет трактора. М., Машиностроение, 1972, стр.142, 143). Однако эти звездочки имеют нерегулируемый шаг, который изменяется при износе зубьев звездочки.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату является ведущая звездочка гусеничной машины, содержащая венец, соединенный болтами с муфтой, которая соединена с барабаном (см. Ю.В.Гинзбург, А.И.Швед, А.П.Парфенов. Промышленные тракторы. М., Машиностроение, 1986 г., с.49, рис.2.25). Однако недостатком звездочек такого типа является невозможность регулировать шаг, в то время как гусеница довольно быстро изнашивается. Ее шаг становится больше, чем шаг звездочки и гусеница начинает не укладываться на звездочке.
Техническая задача заявляемой полезной модели - возможность регулирования шага звездочки, при котором он стал бы равен шагу вытянувшейся гусеницы для нормальной ее работы.
Поставленная задача достигается тем, что в ведущей звездочке гусеничной машины, включающей зубья, барабан с проточенными треугольными канавками, соединенный болтами с зубьями, которые выполнены выдвижными, а нажимной диск с помощью болтового соединения фиксирует зубья в неподвижном состоянии.
Сущность заявляемой полезной модели в том, что зубья имеют возможность выдвигаться от центра и фиксироваться проточенными треугольными канавками с помощью нажимного диска и болтового соединения. Возможность регулирования шага ведущей звездочки гусеничной цепи позволяет увеличить срок ее службы.
Сравнение заявляемого решения с прототипом показывает, что оно отличается следующими признаками:
- у звездочки имеются выдвижные зубья, позволяющие регулировать ее шаг;
- есть нажимной диск, устанавливаемый на шлицах;
- имеется ступица, устанавливаемая с помощью шлицевого соединения на вал бортовой передачи и имеющая концентричные треугольные канавки.
Поэтому заявленное решение соответствует критерию «новизна».
Полезная модель может изготавливаться на стандартном оборудовании с использованием известных технологических процессов, поэтому она соответствует критерию «промышленная применимость».
На фиг.1 изображена предлагаемая звездочка. Она содержит барабан 1 со шлицами, выполненный заодно с диском 2, имеющим отверстия 9 и кольцевые треугольные канавки 3; зубья 4 с держателями 5; муфту 6 с радиальными канавками 7 и отверстиями 8; болты 10; шлицы 11; прокладки 12.
Работа устройства. Крутящий момент от бортовой передачи вращает диск 2 и муфту 6 через шлицы 11 на барабане 1. Держатели 5, зажатые болтами 10 между диском 2 и муфтой 6, вращают зубья 4, кроме того, момент передается боковыми поверхностями пазов 7.
Для изменения шага звездочки, при износе гусеницы, развинчивают болты 10, зубья 4 переставляются на следующую канавку 3 (например, в положение А) н конструкция собирается. При этом между боковыми поверхностями зубьев образуется зазор. Это не нарушает работу зацепления, так как зубья работают боковыми поверхностями. Кроме того, зубья можно изготавливать с замком (вид И), а при выдвижении зубьев под них подкладываются прокладки 12 толщиной равной шагу конических проточек 3.
Ведущая звездочка гусеничной машины, включающая барабан, соединенный болтами с зубьями, отличающаяся тем, что зубья выполнены выдвижными, кроме того дополнительно выполнен нажимной диск, позволяющий зафиксировать зубья в неподвижном состоянии.