Тяговый электропривод постоянного тока с тиристорным управлением


7 B60L15/00 -

 

Полезная модель относится к области железнодорожного транспорта и может быть применена на транспортных средствах с тяговыми электродвигателями постоянного тока. Задача полезной модели - повысить надежность работы тягового электропривода постоянного тока с тиристорным управлением за счет улучшения условий коммутации тиристоров. Технический результат достигается тем, что в тяговый электропривод постоянного тока с тиристорным управлением, содержащий последовательно соединенные источник питания, выключатель, якорные обмотки первого и второго тяговых электродвигателей постоянного тока, обмотки возбуждения первого и второго тяговых электродвигателей постоянного тока, к общему выводу якорной обмотки второго тягового электродвигателя постоянного тока и обмотки возбуждения первого тягового электродвигателя постоянного тока подключен анод первого тиристора, катод которого соединен через первый резистор с вторым резистором, к общему выводу первого и второго резисторов подключен контактор, его свободный вывод соединен с свободным выводом второго резистора, последовательно соединенные конденсатор и третий резистор, второй тиристор, общую шину, свободный вывод третьего резистора соединен с общим выводом якорной обмотки первого тягового электродвигателя постоянного тока и выключателя, свободный вывод конденсатора соединен с анодом первого тиристора, анод второго тиристора соединен с общим выводом конденсатора и третьего резистора, а катод соединен с катодом первого тиристора, общий вывод контактора и второго резистора и свободный вывод обмотки возбуждения второго тягового электродвигателя постоянного тока объединены и подключены к общей шине.

Тяговый электропривод постоянного тока с тиристорным управлением.

Полезная модель относится к области железнодорожного транспорта и может быть применена на транспортных средствах с тяговыми электродвигателями постоянного тока.

Известен тяговый электропривод постоянного тока с тиристорным управлением (а.с. СССР №1632825, B 60 L 15/08, 1989). Тяговый электропривод постоянного тока с тиристорным управлением содержит источник питания, выключатель, два тяговых электродвигателя постоянного тока, четыре тиристора, два диода, три резистора, два контактора, коммутирующий конденсатор, коммутирующий реактор.

Недостаток устройства: не обеспечивается надежная работа в нестационарных режимах из-за ненадежной коммутации главного тиристора, что может привести к критическому уменьшению коэффициента ослабления возбуждения и выходу из строя двигателей.

Известен тяговый электропривод постоянного тока с тиристорным управлением (RU 2208530, B 60 L 15/08, 2001 - прототип). Тяговый электропривод постоянного тока с тиристорным управлением содержит источник питания, выключатель, два тяговых электродвигателя постоянного тока, прерыватель тока возбуждения, содержащий два ключевых элемента, четыре резистора, коммутирующий конденсатор, два контактора.

Недостаток устройства, принятого за прототип: не обеспечивается надежная работа в нестационарных режимах из-за ненадежной коммутации главного тиристора, что может привести к критическому уменьшению коэффициента ослабления возбуждения и выходу из строя двигателей.

Задача полезной модели - повысить надежность работы тягового электропривода постоянного тока с тиристорным управлением за счет улучшения условий коммутации тиристоров.

Технический результат достигается тем, что в тяговый электропривод постоянного тока с тиристорным управлением, содержащий последовательно

соединенные источник питания, выключатель, якорные обмотки первого и второго тяговых электродвигателей постоянного тока, обмотки возбуждения первого и второго тяговых электродвигателей постоянного тока, к общему выводу якорной обмотки второго тягового электродвигателя постоянного тока и обмотки возбуждения первого тягового электродвигателя постоянного тока подключен анод первого тиристора, катод которого соединен через первый резистор с вторым резистором, к общему выводу первого и второго резисторов подключен контактор, его свободный вывод соединен с свободным выводом второго резистора, последовательно соединенные конденсатор и третий резистор, второй тиристор, общую шину, свободный вывод третьего резистора соединен с общим выводом якорной обмотки первого тягового электродвигателя постоянного тока и выключателя, свободный вывод конденсатора соединен с анодом первого тиристора, анод второго тиристора соединен с общим выводом конденсатора и третьего резистора, а катод соединен с катодом первого тиристора, общий вывод контактора и второго резистора и свободный вывод обмотки возбуждения второго тягового электродвигателя постоянного тока объединены и подключены к общей шине.

На чертеже изображена принципиальная электрическая схема предлагаемого устройства.

В соответствии с чертежом тяговый электропривод постоянного тока с тиристорным управлением, содержащий последовательно соединенные источник питания 1, выключатель 2, якорные обмотки первого 3 и второго 4 тяговых электродвигателей постоянного тока, обмотки возбуждения первого 5 и второго 6 тяговых электродвигателей постоянного тока, к общему выводу якорной обмотки 4 второго тягового электродвигателя постоянного тока и обмотки возбуждения 5 первого тягового электродвигателя постоянного тока подключен анод первого тиристора 7, катод которого соединен через первый резистор 8 с вторым резистором 9, к общему выводу первого 8 и второго 9 резисторов подключен контактор 10, его свободный вывод соединен с

свободным выводом второго резистора 9, свободный вывод третьего резистора 11 соединен с общим выводом якорной обмотки 3 первого тягового электродвигателя постоянного тока и выключателя 2, свободный вывод конденсатора 12 соединен с анодом первого тиристора 7, анод второго тиристора 13 соединен с общим выводом конденсатора 12 и третьего резистора 11, а катод соединен с катодом первого тиристора 7, общий вывод контактора 10 и второго 9 резистора и свободный вывод обмотки возбуждения 6 второго тягового электродвигателя постоянного тока объединены и подключены к общей шине.

Устройство работает следующим образом. При замкнутом контакте выключателя 2 первый 7 и второй 13 тиристоры выключены, конденсатор заряжается до напряжения на якорных обмотках 2, 3 через резистор 11, двигатели при этом работают в режиме полного возбуждения. При включении первого тиристора 7 двигатели переходят в режим ослабления возбуждения, так как обмотки возбуждения 5, 6 первого и второго тяговых электродвигателей шунтируются первым 8 и вторым 9 резисторами. При этом коэффициент ослабления возбуждения определяется как отношение тока в обмотке возбуждения IB к величине тока в обмотке якоря IЯ тягового электродвигателя: 1=IВ/I Я. При включении контактора 10 выводится второй резистор 9 - реализуется вторая ступень ослабления возбуждения. При включении второго тиристора 13 конденсатор 12 подключается к первому тиристору 7 напряжением обратной полярности. Первый тиристор 7 выключается, и тяговые электродвигатели переходят в режим полного возбуждения. После перезаряда конденсатора 12 второй тиристор 13 выключается. Третий резистор 11 ограничивает ток заряда конденсатора 12.

Поставленная задача реализуется благодаря тому, что величина напряжения на конденсаторе является достаточной для запирания тиристора, что улучшает условия коммутации тяговых электродвигателей и повышает надежность устройства.

Тяговый электропривод постоянного тока с тиристорным управлением, содержащий последовательно соединенные источник питания, выключатель, якорные обмотки первого и второго тяговых электродвигателей постоянного тока, обмотки возбуждения первого и второго тяговых электродвигателей постоянного тока, к общему выводу якорной обмотки второго тягового электродвигателя постоянного тока и обмотки возбуждения первого тягового электродвигателя постоянного тока подключен анод первого тиристора, катод которого соединен через первый резистор с вторым резистором, к общему выводу первого и второго резисторов подключен контактор, его свободный вывод соединен с свободным выводом второго резистора, последовательно соединенные конденсатор и третий резистор, второй тиристор, общую шину, отличающийся тем, что свободный вывод третьего резистора соединен с общим выводом якорной обмотки первого тягового электродвигателя постоянного тока и выключателя, свободный вывод конденсатора соединен с анодом первого тиристора, анод второго тиристора соединен с общим выводом конденсатора и третьего резистора, а катод соединен с катодом первого тиристора, общий вывод контактора и второго резистора и свободный вывод обмотки возбуждения второго тягового электродвигателя постоянного тока объединены и подключены к общей шине.



 

Наверх