Гиря


7 G01G1/28 -

 

Полезная модель относится к приборостроению, в частности, к весоизмерительной технике. Может быть использована в качестве гири общего назначения и образцовой номинальной массой более 20 кг., преимущественно с платформенными, автомобильными весами и дозаторами. Задачей, решаемой посредством заявляемой полезной модели, является создание конструкции гири в форме параллепипеда технологичной в изготовлении, позволяющей эффективно осуществлять укладку и транспортировку гирь при их изготовлении, поверке, хранении на складе, в составе передвижных весоповерочных лабораторий при перемещении по поверхности весов вилочных погрузчиков и других вилочных средств механизации - гидравлических тележек, штабелеров и других подобных механизмов. Решение поставленной задачи достигается тем, что гиря содержит литой корпус с грузозахватным элементом и комплементарные фиксирующие элементы на верхней и нижней сторонах корпуса, корпус выполнен прямоугольным в плане, на верхней стороне выполнен центрально-симметрично по меньшей мере один паз, в котором размещен грузозахватный элемент в форме скобы, а комплементарные фиксирующие элементы на нижней стороны гири выполнены в виде по крайней мере одного центрально-симметричного продольного паза, на боковых сторонах которого выполнены центрально-симметричные поперечные пазы, комплементарные фиксирующие элементы на верхней стороне гири выполнены в виде выступов, площадь опорной поверхности гири составляет 0.1-0.3 от площади максимального поперечного сечения корпуса, отношение высоты гири к ее длине составляет 0.3-0.8, в корпусе выполнено сквозное подгоночное отверстие, объем которого составляет 0.04-0.4 объема гири. Эти конструктивные признаки обеспечивают повышение технологичности изготовления, долговечности гири, возможность использования вилочных средств механизации для перемещения и складирования гирь в несколько ярусов, обеспечивая при этом надежную фиксацию гири от случайных боковых воздействий.

Полезная модель относится к приборостроению, в частности, к весоизмерительной технике и может быть использована в качестве гири общего назначения, а также образцовой гири, преимущественно номинальной массой более 20 кг с платформенными, автомобильными весами и дозаторами.

Как известно, гиря - металлический груз, тяжесть определенного веса для взвешивания (см., напр., Толковый словарь русского языка под ред. проф. Ушакова Д.Н., изд. "С.Э."М., 1935 г., стр.563, статья Гиря").

Различное конструктивное выполнение гирь направлено на повышение удобства эксплуатации, технологичности изготовления и долговечности этого измерительного элемента.

Известна, гиря, содержащая литой корпус с грузозахватным элементом и комплементарные фиксирующие элементы на верхней и нижней сторонах корпуса (см., напр., Авт. свид. СССР №647523 М кл. G 01 G 1/28 от 11.07.77 г.)

В этом устройстве наличие глухой полости технологически усложняет отливку, в конструкции не предусмотрена возможность подъема гири на вилах погрузчика и других средств механизации. Отмеченные недостатки ухудшают технологичность отливки корпуса, снижают срок службы гири, создают технологические трудности в механизации процессов укладки и транспортировки гирь при их изготовлении, поверке, хранении на складе, в передвижных весоповерочных лабораториях, перемещении по поверхности весов из - за невозможности использования для укладки и транспортировки гирь вилочных погрузчиков и других вилочных средств механизации -гидравлических тележек, штабелеров и других подобных механизмов.

Наиболее близким техническим решением к предложенному является, по мнению заявителя, гиря, содержащая литой прямоугольный в плане корпус, цилиндрические глухие подгоночные полости, расположенные по обе стороны оси симметрии корпуса, грузозахватную скобу, залитую в корпус и выступающую над верхней плоскостью корпуса, а также два расположенных на верхней плоскости корпуса по обе стороны от оси симметрии выступа и три выполненные в нижней поверхности корпуса впадины, комплементарные выступам на верхней плоскости корпуса, что обеспечивает возможность попадания выступов одной гири в соответствующие впадины второй гири при установке второй гири поверх первой (см., напр., Издание

международной организации законодательной метрологии МОЗМ стр.40, фиг.6, прилагаемую к данной заявке).

В этом устройстве сложная форма корпуса, глухие подгоночные полости технологически усложняют отливку, выступающие над верхней плоскостью элементы корпуса, -грузозахватная скоба - создают опасность их повреждения при случайных ударах при работах с гирей, в конструкции не предусмотрена возможность подъема гири на вилах погрузчика и других средств механизации. Отмеченные недостатки ухудшают технологичность отливки корпуса, снижают срок службы гири, создают технологические трудности в механизации процессов укладки и транспортировки гирь при их изготовлении, поверке, хранении на складе, в передвижных весоповерочных лабораториях, перемещении по поверхности весов.

Целью предлагаемого технического решения является создание конструкции гири, технологичной в изготовлении, надежной и удобной в эксплуатации и поверке, при хранении на складе, особенно в составе передвижных весоповерочных лабораторий, при перемещении по поверхности весов вилочным погрузчиком и другими вилочными средствами механизации - гидравлическими тележками, штабелерами и подобными механизмами.

С этой целью в гире, содержащей литой прямоугольный в плане корпус с грузозахватным элементом, по крайней мере одно подгоночное отверстие и комплементарные фиксирующие элементы на верхней и нижней сторонах корпуса, комплементарные фиксирующие элементы на верхней стороне гири выполнены в виде выступов, на верхней стороне корпуса выполнен центрально-симметрично по меньшей мере один паз, в котором размещен грузозахватный элемент в форме скобы, а комплементарные фиксирующие элементы на нижней стороне гири выполнены в виде по крайней мере одного центрально-симметричного продольного паза, на боковых сторонах которого выполнены центрально-симметричные поперечные пазы, площадь опорной поверхности гири составляет 0.1-0.3 от площади максимального поперечного сечения корпуса, отношение высоты гири к ее длине составляет 0.3-0.8, подгоночное отверстие выполнено сквозным, объем подгоночного отверстия составляет 0.04-0.4 объема гири.

Выполнение подгоночной полости в форме сквозного отверстия повышает технологичность отливки корпуса. Выполнение комплементарных фиксирующих элементов на нижней стороне гири в виде по крайней мере одного центрально-симметричного продольного паза принятых размеров обеспечивает возможность использования вилочных средств механизации для перемещения и складирования гирь в несколько ярусов. Наличие в нижней части корпуса паза и, по крайней мере, одной фиксирующей впадины, а также расположенных на верхней плоскости корпуса соответствующих пазу и впадине выступов позволяет при складировании гирь в несколько ярусов надежно фиксировать гири от случайных боковых воздействий.

Проведенные патентные исследования не выявили идентичных и сходных технических решений, что позволяет сделать вывод о новизне заявляемого технического решения.

Предлагаемая гиря может быть изготовлена в промышленных масштабах и пригодна для использования в качестве эталонной массы в государственной поверочной схема для средств измерений массы в различных отраслях промышленности и транспорта. Заявляемая полезная модель успешно прошла испытания с целью утверждения типа СИ.

Совокупность существенных признаков заявляемой полезной модели не следует явным образом из изученного уровня техники, имеет существенные отличия от рассмотренных аналогов. Поэтому заявитель считает, что заявляемая гиря соответствует критерию «новизна» и имеет изобретательский уровень.

Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежами.

На фиг.1 изображен вид гири спереди, на фиг.2 - вид сверху, на фиг.3 сечение по линии А-А, на фиг.4 - вид слева, на фиг.5 - сечение по линии Б-Б.

Гиря содержит литой корпус 1, с грузозахватным элементом 2, корпус 1 выполнен прямоугольным в плане, на верхней стороне корпуса 1 выполнен центрально - симметрично по меньшей мере один паз 3, в котором размещен грузозахватный элемент 2 в форме скобы, а комплементарные фиксирующие элементы на нижней стороны гири выполнены в виде по крайней мере одного центрально-симметричного продольного паза 4, на боковых сторонах которого выполнены центрально - симметричные поперечные пазы 5, комплементарные фиксирующие элементы на верхней стороне гири выполнены в виде выступов 6 и 7, площадь S опорной поверхности гири составляет 0.1-0.3 от площади максимального поперечного сечения корпуса 1, отношение высоты Н гири к ее длине L составляет 0.3-0.8, в корпусе выполнено сквозное подгоночное отверстие 8, объем которого составляет 0.04-0.4 объема гири.

Конструктивные элементы гири обеспечивают выполнение следующих функций.

Литой корпус 1 из металла обеспечивает массу гири, ее прочность и коррозионную стойкость. Грузозахватный элемент (скоба) 2 предназначен для закрепления на гире грузозахватных органов подъемных и транспортирующих механизмов. Подгоночное отверстие 8 предназначено для размещения дополнительного материала при подгонке массы гири в ходе первичной и периодических поверок; выполнение сквозным отверстия 8 (подгоночной полости) обеспечивает технологичность отливки корпуса 1. Расположенный в нижней части корпуса 1 паз 4 предназначен для сопряжения гири с вилами вилочных погрузчиков и других машин (гидравлических тележек, штабелеров и других подобных механизмов), используемых для перемещения гирь. Пазы 4 и 5, комплементарные выступам 6 и 7, выполненные в указанных в формуле размерных соотношениях, обеспечивают надежную взаимную фиксацию гирь при складировании их в несколько ярусов, при размещении на стеллажах передвижных весоповерочных лабораторий. Соотношение площади опорной поверхности к площади максимального поперечного сечения обеспечивает оптимизацию удельного давления гири на поверхность и максимальную прочность и долговечность изделия.

Гиря, содержащая литой прямоугольный в плане корпус с грузозахватным элементом и комплементарные фиксирующие элементы на верхней и нижней сторонах корпуса, отличающаяся тем, что на верхней стороне корпуса выполнен центрально-симметрично по меньшей мере один паз, в котором размещен грузозахватный элемент в форме скобы, а комплементарные фиксирующие элементы на нижней стороне гири выполнены в виде по крайней мере одного центрально-симметричного продольного паза, на боковых сторонах которого выполнены центрально-симметричные поперечные пазы, площадь опорной поверхности гири составляет 0,1-0,3 от площади максимального поперечного сечения корпуса, отношение высоты гири к ее длине составляет 0,3-0,8, в корпусе выполнено сквозное подгоночное отверстие, объем которого составляет 0,04-0,4 объема гири.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлургии и предназначено для непрерывной разливки металлов, в частности стали

Полезная модель относится к машинам литья под давлением, а именно к машинам литья под низким давлением (далее по тексту ЛНД) в многоразовые металлические, а также разовые: пеногипсовые, керамические, формы из холодно-твердеющих смесей (ХТС) и другие
Наверх