Захват пассивный
Полезная модель относится к области исследования прочностных свойств твердых материалов путем приложения к ним механических усилий, более конкретно, к зажимным устройствам для образцов. Целью заявляемой полезной модели является расширение возможностей машины растяжения. Указанная цель достигается за счет того, что в захвате пассивном, содержащем сварной кронштейн, в нижней части которого установлены центрирующая и резьбовая втулки, а в верхней части на оси, закрепленной болтами, барабан с винтовой навивкой, на краю барабана по оси установлен разгрузочный штифт, фиксирующий барабан от поворота, разгружающий ось барабана от нагрузки и уменьшающий опрокидывающий момент, воздействующий на корпус пассивного захвата при нагружении.
Полезная модель относится к области исследования прочностных свойств твердых материалов путем приложения к ним механических усилий, более конкретно, к зажимным устройствам для образцов.
Из известных приспособлений к универсальным испытательным машинам для испытаний на растяжение канатов и тросов являются ПК-5, ПК-10, ПП-5 и ПП-10 (сводный каталог ОНТИприбор, Москва, 1967 г.) /1/.
Приспособления ПК-5 и ПК-10 имеют форму улитки и вставляются в захваты машины, а трос накладывается на улитки таким образом, чтобы под действием растягивающего усилия происходил самозажим троса. Приспособления ПК-5 и ПК-10 не нашли широкого применения ввиду их сложности изготовления.
Приспособления ПК-5 и ПК-10 представляют собой захваты машины с коническими губками и позволяют производить испытание только проволоки небольшой длины. Зажим проволоки происходит за счет растягивающего усилия и схождения губок за счет их конических опорных поверхностей.
Известны гидравлические захваты, например, захват, имеющийся на машине ИР-100 (конструкторская документация СКБИМ, Хб4.287.012) /2/.
Такие захваты устроены по принципу двухстороннего цилиндра. Шток захвата неподвижно закреплен на машине, а корпус может перемещаться вверх и вниз. При перемещении корпуса захвата вверх и вниз обоймы за счет контакта с корпусом по наклонным поверхностям перемещаются
по торцу штока в горизонтальном направлении, и происходит зажатие или освобождение каната.
Недостатком гидравлических захватов при испытании канатов на разрыв является то, что при зажиме каната нарушается целостность проволоки в местах соприкосновения с обоймами, что приводит к неточностям при измерении силы на разрыв. Чтобы избежать этого, нужно применять специальные заделки концов канатов.
Недостатком является и то, что невозможно проводить испытания канатов большой длины.
Целью заявляемой полезной модели является расширение возможностей машины для испытания на растяжение.
Для достижения указанной цели в пассивном захвате, содержащем сварной кронштейн, в нижней части которого установлены центрирующая и резьбовая втулки, а в верхней части на оси, закрепленной болтами, барабан с винтовой навивкой, на краю барабана по оси установлен разгрузочный штифт, фиксирующий барабан от поворота, разгружающий ось барабана от нагрузки и уменьшающий опрокидывающий момент, воздействующий на корпус пассивного захвата при нагружении.
Полезная модель иллюстрируется чертежами, представленными на фиг.1-5. На фиг.1 показан общий вид машины, фиг.2 - вид сверху, фиг.3 - сам захват, фиг.4 - вид сверху захвата, фиг.5 - разрез захвата по оси.
Захват пассивный представляет собой сварной кронштейн 7 с центрирующей и резьбовой втулками 13. В верхней части на оси 12, закрепленной болтами 14, установлен барабан 4 с винтовой навивкой, а с другой стороны кронштейна - съемная крышка с осью и ручкой 11, закрепленная болтами 15. На краю барабана 4 по оси установлен разгрузочный штифт 5. Канат наматывается на барабан 4 по винтовой линии, делая при этом 4 оборота, а выходной конец каната крепится планкой 6 с помощью двух шпилек 16, шайб 11 и 17 гайками 18.
После снятия с машины верхнего и нижнего захватов (фиг.1) на верхнюю траверсу 3 устанавливается разрезная опора с коническим отверстием 2, а на нижнюю плиту устанавливается пассивный захват. На кронштейне 7 имеется центрирующая втулка, которая входит в центральное отверстие нижней плиты машины и обеспечивает соосность приложения нагрузки относительно опоры 2 и пассивного захвата. Захват пассивный крепится к нижней плите машины с помощью шпильки 8, шайбы 9 и гайки 10.
Перед испытанием конец троса расплетается и заводится в отверстие конической втулки 1 и заливается свинцом. С пассивного захвата снимается крышка 11, а разгрузочный штифт 5 сдвигается на 20 мм, тем самым обеспечивается возможность заведения каната к барабану 4 с винтовой навивкой. Канат со втулкой 1 вставляется в опору 2 и далее наматывают на барабан 4, делая 4 витка по винтовой линии барабана и крепят его планкой 6 на шпильке с помощью шайб и двух гаек. Устанавливают крышку 11 на свое место и сдвигают штифт до упора.
Проводят предварительное натяжение каната и затем проводят испытание до нужной нагрузки. Разгрузочный штифт 5 приближен к месту приложения нагрузки и разгружает ось барабана, обеспечивая при нагружении уменьшение опрокидывающего момента, воздействующего на корпус пассивного захвата, а также фиксирует барабан от поворота. Крепление каната по винтовой навивке барабана не вызывает его смятия и обеспечивает его надежное крепление.
На данном устройстве можно проводить испытания не только стальных канатов, но и других изделий из других материалов, позволяющих закрепить себя на барабане.
Заявляемую полезную модель предполагается использовать в конструкции машины для испытания на растяжение ИР-100.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1. Сводный каталог ОНТИПРИБОР, Москва, 1967 г.
2. Конструкторская документация СКБИМ, Хб4.287.012.
Захват пассивный, содержащий сварной кронштейн, в нижней части которого установлены центрирующая и резьбовая втулки, а в верхней части на оси, закрепленной болтами, барабан с винтовой навивкой, отличающийся тем, что на краю барабана по оси установлен разгрузочный штифт, фиксирующий барабан от поворота, разгружающий ось барабана от нагрузки и уменьшающий опрокидывающий момент, воздействующий на корпус пассивного захвата при нагружении.