Стойка для фиксатора контактной подвески железной дороги

 

Полезная модель относится к области электрификации железных дорог, в частности к поддерживающим контактную подвеску постоянного тока устройствам и может быть использована в устройствах фиксации контактных проводов для соединения основного стержня сочлененного фиксатора с дополнительными фиксаторами. Технический результат достигается тем, что в стойке для фиксатора контактной подвески железной дороги, включающей корпус, снабженный с одной стороны двумя ушками для дополнительных фиксаторов, а с другой стороны - средством крепления стойки на основном стержне сочлененного фиксатора, последнее выполнено в виде двух частей, одна из которых является верхней частью корпуса, другая часть выполнена с возможностью разъемного соединения с верхней частью корпуса с образованием полости для установки основного стержня. Ушко может быть выполнено разрезным или неразрезным. В любом варианте выполнения ось каждого ушка смещена относительно корпуса стойки таким образом, что при монтаже контактной подвески провода, взаимодействующие с дополнительными фиксаторами, установленными в ушках, смещаются друг относительно друга на 40-60 мм.

Заявляемая полезная модель относится к области электрификации железных дорог, в частности к поддерживающим контактную подвеску постоянного тока устройствам и может быть использована в устройствах фиксации контактных проводов для соединения основного стержня сочлененного фиксатора с дополнительными фиксаторами.

Для формирования заданного зигзага контактного провода консоль снабжают фиксатором - гибким или сочлененным.

Прямой и обратный сочлененный фиксаторы состоят из основного стержня, стойки и дополнительных фиксаторов с фиксирующими зажимами для контактных проводов (Марков А.С. Контактные сети, М.1991 с.93-98). Стойка содержит корпус, снабженный с одной стороны ушками для двух дополнительных фиксаторов, а с другой стороны - средством крепления стойки на основном стержне. В необходимых случаях для предохранения фиксаторов от опрокидывания стойка снабжена ограничительным упором, выполненным в виде выступа на корпусе стойки. Ограничительные упоры на стойках должны быть во всех случаях при одном контактном проводе в подвеске и в незащищенных от ветра местах

при двух подвесках. (Ю.И.Горошков, Н.Л.Бондарев. Контактная сеть. М.Транспорт. 1990, с.168-169).

Известна стойка, выполненная штамповкой и закрепляемая на основном стержне сочлененного фиксатора с помощью крюкового болта (А.В.Фрайфельд Устройство, сооружение и эксплуатация контактной сети воздушных линий. М.Транспорт. 1980, с.108-110, рис.100).

Сосредоточение усилий в месте крепления известной стойки к основному фиксатору вызывает деформацию последнего и повышенный износ дополнительных фиксаторов в зоне взаимодействия с ушками стойки с растрескиванием ушек вплоть до их излома. Указанные недостатки способствуют сокращению ресурса работы устройства, а в конечном счете - снижению эффективности токосъема. Известно решение стойки (свидетельство РФ на полезную модель №22916 от 2001.06.21, B60L1/00), согласно которому стойка выполнена из легирован ной стали в виде единой конструкции с верхней частью корпуса в виде вытянутой

петли. Стойка крепится на основном стержне верхней частью корпуса, т.е. петлей. Противоположные нижние части внутренней поверхности петли выполнены со скосом. Ушки для дополнительных фиксаторов имеют круглое сечение. Крепление стойки к основному стержню осуществляется с помощью двух болтов, положение которых после монтажа стойки фиксируется гайками. Известное решение по свидетельству РФ на полезную модель №22916 является наиболее близким по числу существенных признаков заявляемой полезной модели и выбрано в качестве прототипа. Известное решение имеет следующие недостатки:

1.усложнен монтаж и ремонт сочлененных фиксаторов из-за того, что средство крепления стойки на основном стержне фиксатора выполнено в виде неразъемной петли и для замены стойки требуется разборка фиксатора.

2.Использование болтов для крепления стойки к основному фиксатору приводит к разрушению цинкового покрытия на стержне основного фиксатора и снижает срок его службы вследствие коррозионного износа.

3. Не предусмотрено увеличение высоты корпуса стойки для установки на криволинейных участках железной дороги радиусом 1500 м и менее и на переходных опорах сопряжении, расположенных на внутренней стороне кривой вне зависимости от радиуса, вследствие этого возможно зацепление дополнительного фиксатора за основной и аварийные ситуации, что снижает надежность работы подвески. 4.Выполнение ушек неразрезными постоянной толщины не позволяет использовать дополнительные фиксаторы с неразрезными хвостовиками

5. Выполнение ушек постоянной толщины приводит к быстрому износу ушек в местах их контакта с дополнительными фиксаторами.

Задачей заявляемой полезной модели является снижение трудозатрат на изготовление, ремонт и монтаж сочлененных фиксаторов, повышение надежности дополнительных и соответственно сочлененного фиксаторов, увеличение срока их службы и как следствие указанных факторов - повышение качества токосъема подвески контактной сети, работающей на постоянном токе.

Технический результат достигается тем, что в стойке для фиксатора контактной подвески железной дороги, включающей корпус, снабженный с одной стороны двумя ушками для дополнительных фиксаторов, а с другой стороны - средством крепления стойки на основном стержне сочлененного фиксатора, последнее выполнено в виде

двух частей, одна из которых является верхней частью корпуса, другая часть выполнена с возможностью разъемного соединения с верхней частью корпуса с образованием полости для установки основного стержня.

Для повышения срока службы устройства ушки стойки выполнены горообразными с утолщением в местах их контакта с дополнительными фиксаторами.

Предусмотрено два исполнения ушек стойки:

1. разрезное ушко - для установки дополнительного фиксатора с неразрезным хвостовиком

2. неразрезное ушко с двухсторонним углублением для установки

дополнительного фиксатора с разрезным хвостовиком. В любом варианте выполнения ось каждого ушка смещена относительно корпуса стойки. Величину указанного смещения подбирают на основе данных монтажа контактной подвески для обеспечения смещения друг относительно друга проводов, взаимодействующих с дополнительными фиксаторами, установленными в ушках, на расстояние 40-60 мм. Смещение осей ушек в конечном итоге позволяет снизить вероятность соударения проводов в процессе эксплуатации подвески. Для предохранения фиксаторов от опрокидывания при установке в районах с повышенной ветровой нагрузкой стойка снабжена ограничительным упором, выполненным на корпусе в виде выступа. Ограничительный упор выполнен на корпусе стойки, примерно на половине его высоты. Материал упора и его размеры должны обеспечивать надежную эксплуатацию стойки и фиксатора в целом (т.е. без разрушения в течение длительного времени) при торможении колебаний одного из дополнительных фиксаторов, вызванных ветром, с помощью упора. Для увеличения срока службы сочлененного фиксатора целесообразно стойки изготавливать методом точного литья по выплавляемым моделям из нержавеющей стали или литейной стали с содержанием марганца в количестве 1,2-1,6%, например сталей марки 20ГЛ, 35ГЛ, а также ковкого чугуна, например марок КЧ 30-6, КЧ 33-8, КЧ 35-10 и др. или из высокопрочного чугуна, например марок ВЧ 40-10, ВЧ 45-5 и др., снабженных защитным термодиффузионным или цинковым покрытием, выполненным методом горячего цинкования. Стойки, изготовленные по указанным технологиям, отличаются низким коррозионным износом и развитыми поверхностями трения в паре стойка - дополнительный фиксатор. Стойка, выполненная из литейной стали с содержанием марганца в количестве 1,2-1,6%, не подвержена растрескиванию в условиях воздействия низких температур и

поэтому имеет широкий диапазон применения в конструкциях сочлененных фиксаторов контактной сети железных дорог.

Цинковое защитное покрытие наносится в соответствии с ГОСТ 9.307-89 горячим цинкованием, а термодиффузионные покрытия - в соответствии с ГОСТ Р 51163-98 Покрытия термодиффузионные цинковые на крепежных и других мелких изделиях. Для снижения веса конструкции корпус стойки может быть выполнен с прорезью с сечением, например, в виде треугольника в плоскости, параллельной оси стойки. Для исключения зацепления дополнительного фиксатора за основной стержень на криволинейных участках железной дороги радиусом 1500 м и менее и на переходных опорах сопряжении, расположенных на внутренней стороне кривой, вне зависимости от радиуса, применяется корпус стойки высотой, обеспечивающей расстояние от оси основного стержня до оси ушек, равное 220-240 мм. Во всех остальных случаях наилучшие результаты эксплуатации подвески наблюдаются, если высота корпуса стойки обеспечивает расстояние от оси основного стержня до оси ушек, равное 140-160 мм.

Заявляемая полезная модель поясняется графическим материалом - Фиг.1 -Фиг.9, где на Фиг.1 представлена стойка в сборке с двумя неразрезными ушками тороидальной формы и двумя плашками, предназначенными для крепления стойки на основном стержне фиксатора, общий вид

Фиг.2 - то же, вид сбоку

Фиг.3 - то же, разрез по А-А

Фиг.4 - то же, разрез по Б-Б. Ушко радиуса г с утолщением R и двухсторонним углублением, R>r

Фиг.5 - стойка в сборке с разрезными ушками, двумя плашками, предназначенными для крепления стойки на основном стержне фиксатора, и упором, общий вид Фиг.6 - то же, разрез по А-А

Фиг.7 - то же, разрез по Б-Б. Ушко радиуса г с утолщением R, R>r Фиг.8 - стойка в сборке, верхняя часть корпуса выполнена в виде плашки, а соединяемая с ней часть - в виде хомута, общий вид Фиг.9 - то же, вид сбоку Позиции относятся к следующим элементам:

1-корпус стойки, 2 - верхняя плашка. 3 - нижняя плашка, 4,5 - крепежные элементы, б - выступ на корпусе 1, 7,8 - неразрезные ушки, 9,10 -разрезные ушки, 11 - углубления в ушках 7,8; основной стержень - 12, хомут -13.

Работает заявляемое устройство следующим образом. Основной стержень 12 устанавливают на нижней плашке 3 корпуса 1 и зажимают верхней плашкой 2 или хомутом 13, после чего скрепляют части разъемного соединения болтами 4,5. В неразрезные ушки 7,8 (или разрезные 9,10) устанавливают дополнительные фиксаторы (на Фиг. Не показаны), при этом углубления 11 в тороидальных ушках в местах контакта дополнительных фиксаторов со стойкой, обеспечивают снижение износа трущихся поверхностей указанных элементов и повышение надежности работы всего устройства.

В вариантах реализации выступ 6 предохраняет фиксатор от опрокидывания, а прорезь

(на Фиг. Не показана) позволяет уменьшить вес стойки и всего фиксатора при сохранении прочностных характеристик устройства.

Заявляемая полезная модель прошла эксплуатационные испытания в составе подвески контактной сети постоянного тока с положительным результатом и будет использоваться на российских железных дорогах различных регионов.

1. Стойка для фиксатора контактной подвески железной дороги, включающая корпус с основанием, снабженным с одной стороны двумя ушками для двух дополнительных фиксаторов, а с другой стороны - средством крепления стойки на основном стержне сочлененного фиксатора, отличающаяся тем, что, последнее выполнено в виде двух частей, одна из которых является верхней частью корпуса, другая часть выполнена с возможностью разъемного соединения с верхней частью корпуса с образованием полости для установки основного стержня, при этом ушки выполнены горообразными с утолщением в местах их контакта с дополнительными фиксаторами, а ось каждого ушка смещена относительно корпуса стойки таким образом, что при монтаже контактной подвески провода, взаимодействующие с дополнительными фиксаторами, установленными в ушках, смещаются друг относительно друга на 40-60 мм.

2. Стойка по п.1, отличающаяся тем, что ушки выполнены разрезными.

3. Стойка по п.1, отличающаяся тем, что каждое из ушек выполнено неразрезным с двухсторонним углублением.

4. Стойка по п.1, отличающаяся тем, что верхняя часть корпуса выполнена в виде плашки, а соединяемая с ней часть выполнена в виде плашки ответной формы.

5. Стойка по п.1, отличающаяся тем, что верхняя часть корпуса выполнена в виде плашки, а соединяемая с ней часть выполнена в виде хомута.

6. Стойка по п.1, отличающаяся тем, что стойка выполнена из нержавеющей стали методом точного литья по выплавляемым моделям.

7. Стойка по п.1, отличающаяся тем, что она выполнена из высокопрочного чугуна и снабжена защитным термодиффузионным или цинковым покрытием, нанесенным методом горячего цинкования.

8. Стойка по п.1, отличающаяся тем, что она выполнена из ковкого чугуна и снабжена защитным термодиффузионным или цинковым покрытием, нанесенным методом горячего цинкования.

9. Стойка по п.6, отличающаяся тем, что она выполнена из литейной стали с содержанием марганца в количестве 1,2-1,6%

10. Стойка по п.1, отличающаяся тем, что корпус стойки выполнен с прорезью.

11. Стойка по п.1, отличающаяся тем, что части средства крепления стойки на основном

стержне сочлененного фиксатора, скреплены с помощью болтов.



 

Наверх