Скамья
Использование: полезная модель может быть использована в качестве средств оборудования мест отдыхала парках, скверах, в летних концертных залах. Сущность: скамья содержит прикрепленные на основании сиденье и два размещенных по краям сиденья кронштейна, соединенных в средней части несущей перекладиной с установленной на ней плоской спинкой, при этом спинка выполнена в форме эллипса с параллельной сиденью большой полуосью, центр скамьи закреплен на несущей перекладине с помощью цилиндрического подшипника с осью вращения, перпендикулярной плоскости спинки, а каждый из боковых торцов спинки свободно вставлен между бортами упругого элемента, выполненного в виде дуги П-образного поперечного сечения и прикрепленного центром выпуклой стороны к соответствующему кронштейну.
Полезная модель относится к средствам оборудования мест отдыха, парков, скверов, танцплощадок, летних концертных залов.
Известна скамья, содержащая опорную раму, включающую наклонные трубчатые элементы и несущую перекладину, с установленными на них сиденьем и спинкой, имеющими возможность перемещения с фиксацией вдоль трубчатых элементов /см. патент СССР №1340571, кл. А 47 D 1/00, 1/10, 1983 [I]/.
Известна также скамья, содержащая основание в виде сваренной из продольных и поперечных трубок рамы, на которой смонтированы сиденье и шарнирно соединенная с ним спинка, имеющая возможность перемещения с Фиксацией на трубках рамы /см. а.с. СССР №288257, кл. А 47 С 1/022, 1969 [2]/.
Недостатком известных устройств является отсутствие механизма, предотвращающего их несанкционированное использование, а именно - сидение на спинке скамьи.
Наиболее близким устройством того же назначения к заявленной полезной модели по совокупности признаков является скамья, содержащая основание в виде рамы, и закрепленные на основании сиденье и два размещенных по краям сиденья кронштейна с установленной на них плоской прямоугольной спинкой /см. а.с. СССР №1461401 кл. А 47 С 3/08, 9/02, 1987 [3]/, принятым за прототип.
Недостатком известного устройства - прототипа является
отсутствие механизма, предотвращающего его несанкционированное использование, а именно - сидение на спинке скамьи.
Сущность полезной модели заключается в том, что в предлагаемой конструкции скамьи спинка находится в устойчивом рабочем состоянии при нормальном опирании на нею человека спиной в процессе эксплуатации скамьи, однако при несанкционированном использовании скамьи, а именно - при попытке сесть на ее спинку последняя выходит из устойчивого состояния и совершает упругий в своей же плоскости вокруг оси шарнирного закрепления, с упругим возвратом в исходное рабочее состояние при прекращении несанкционированного использования.
Технический результат - возможность предотвращения несанкционированного использования скамьи, а именно - сидения на ее спинке.
Указанный технический результат при осуществлении полезной модели достигается тем, что в известной скамье, содержащей закрепленные на основании сиденье и два размещенных по краям сиденья кронштейна, соединенных в средней части несущей перекладиной с установленной на ней плоской спинкой, особенность заключается в том, что спинка выполнена в форме эллипса с параллельной сиденью большой полуосью, при этом центр спинки закреплен на несущей, перекладине с помощью цилиндрического подшипника с осью вращения, перпендикулярной плоскости спинки, а каждый из боковых торцов спинки свободно вставлен между бортами упругого элемента, выполненного в виде дуги П-образного поперечного сечения и прикрепленного центром выпуклой стороны к соответствующему кронштейну.
На фиг.1 схематично изображена предлагаемая скамья, вид спереди;
на фиг.2 - разрез по А-А на - фиг.1; на фиг.3 - разрез по Б-Б на фиг.1.
Скамья содержит закрепленные на основании 1 сиденье 2 и два размещенных по краям сиденья 2 кронштейна 3, соединенных в средней части несущей перекладиной 4 с установленной на ней плоской спинкой 5, выполненной в форме эллипса с параллельной сиденью 2 большой полуосью, при этом центр спинки 5 закреплен на несущей перекладине 4 с помощью цилиндрического подшипника с осью вращения, перпендикулярной плоскости спинки 5, а каждый из боковых торцов спинки 5 свободно вставлен между бортами 6 упругого элемента 7, выполненного в виде дуги П-образного поперечного сечения и прикрепленного центром выпуклой стороны к соответствующему кронштейну 3 с помощью крепежных винтов 8. Цилиндрический подшипник выполнен в виде подшипника скольжения, состоящего из установленной в отверстии перекладины 4 втулки 9 и подвижной цапфы 10 в виде винта, заармированного в тело спинки 5 и зафиксированного гайкой 11. В качестве упругих элементов 7 в устройстве использованы участки, вырезанные из автомобильной покрышки, при этом боковые торцы спинки 5 по линии большой полуоси эллипса свободно размерены /см. фиг.3/ между бортами 6 упругих элементов 7.
Предлагаемое устройство работает следующим образом. При нормальной эксплуатации скамьи спинка 5 находится в устойчивом рабочем состоянии, при котором большая полуось спинки-эллипса 5 параллельна сиденью 2 /см. фиг.1/. Однако, при попытке несанкционированного использования скамьи, а именно - при попытке сесть на спинку - эллипс 5 сверху, последняя
начинает поворачиваться в вертикальной плоскости в подшипнике скольжения/Такому повороту оказывают упругое сопротивление дугообразные упругие элементы 7, так как спинка 5 при повороте стремится эти элементы 7 выпрямить и прижать к кронштейнам 3. Частично выпрямленные, эти упругие элементы 7 создают относительно оси вращения спинки 5 упругий восстанавливающий момент, за счет которого при прекращении несанкционированного использования /освобождении спинки 5 человеком/ последняя возвращается в исходное рабочее состояние /см. фиг.1/. Жесткость упругих элементов 7 должна быть выбрана таким образом, чтобы они с одной стороны позволяли спинке 5 поворачиваться при сидении на ней сверху человека, а с другой - не позволяли бы спинке 5 выйти за пределы концов дуги упругих элементов 7.
Предлагаемое устройство предельно просто по конструкции, технологично, не требует никаких капитальных затрат и может быть изготовлено практически в кустарных условиях.
Скамья, содержащая прикрепленные на основании сиденье и два размещенных по краям сиденья кронштейна, соединенных в средней части несущей перекладиной с установленной на ней плоской спинкой, отличающаяся тем, что спинка выполнена в форме эллипса с параллельной сиденью большой полуосью, при этом центр спинки закреплен на несущей перекладине с помощью цилиндрического подшипника с осью вращения, перпендикулярной плоскости спинки, а каждый из боковых торцов спинки свободно вставлен между бортами упругого элемента, выполненного в виде дуги П-образного поперечного сечения и прикрепленного центром выпуклой стороны к соответствующему кронштейну.