Стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства
Стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства относится к транспортному машиностроению и может быть использован на грузовых автомобилях для обеспечения их устойчивости при поперечном крене, возникающем при движении на поворотах, косогорах. Техническая задача полезной модели - повышение устойчивости транспортного средства при поворотах, а также при движении на склоне и по неровной дороге. Стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства состоит из С-образного торсиона, выполненного из пружинной стали, который концами крепится к балке моста, а средней прямой частью к раме через серьги и кронштейны. Крепление торсиона к балке моста и серьгам осуществляется хомутами через резиновые шарниры, серьги к кронштейнам рамы крепятся через резинометаллические шарниры.
Полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности касается стабилизатора поперечной устойчивости и может быть использована на грузовых автомобилях для обеспечения их устойчивости при поперечном крене, возникающем при движении на поворотах, косогорах и т.д.
Известен стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства, содержащий торсион, посаженный посредством шлицевого соединения во втулки, которые в свою очередь, жестко соединены трубчатыми торсионами, связанными между собой через муфту. Наружная часть корпуса муфты с зубчатым венцом, обе внешние стороны каждого из зубьев которого снабжены упругими элементами, является продолжением трубчатого торсиона, а внутренняя муфта в виде зубчатого колеса жестко связана со вторым трубчатым торсионом, также являясь его продолжением, при этом муфта снабжена крышкой, которая крепится винтами к корпусу муфты [1].
Указанный стабилизатор поперечной устойчивости имеет сложную конструкцию, что ведет к снижению надежности.
Известен стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства, содержащий торсион, установленный с возможностью поворота на раме транспортного средства и снабженный на своих концах продольными рычагами, при этом каждый продольный рычаг торсиона состоит из двух частей, которые выполнены в форме труб. При этом одна часть продольного рычага телескопически входит в другую часть с возможностью продольного скольжения и изменения длины продольного рычага. Подрессорная часть снабжена кронштейнами, в упругих втулках
которых установлен торсион поперек подрессоренной части. Листовая рессора взаимодействует с колесами через ось [2].
Недостатком данного стабилизатора является то, что он работает только на ровных дорогах, на бездорожье его применять нельзя.
Наиболее близким аналогом к предлагаемой полезной модели является стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства, содержащий П-образные торсионы, установленные с возможностью свободного поворота в кронштейнах балансирной подвески, которые жестко закреплены на раме автомобиля, при этом концы отогнутых участков торсионов разведены относительно друг друга на величину «е» и снабжены проушинами, через которые они шарнирно соединены с серьгами, а серьги верхними концами шарнирно закреплены на балках ведущих мостов. [3].
Недостатком этого стабилизатора поперечной устойчивости является то, что разведенные относительно друг друга концы торсионов вызывают небольшой крен автомобиля при установке только на одну ось. Кроме того, в имеющихся шарнирах происходит трение металла об металл.
Техническая задача полезной модели - повышение устойчивости транспортного средства при поворотах, а также при движении на косогоре.
Поставленная техническая задача решается следующим образом. В стабилизаторе поперечной устойчивости транспортного средства, содержащем торсион, серьги, шарнирно соединенные концами с торсионом, торсион выполнен С-образной формы, а серьги соединены одними концами с рамой, а другими - со средней частью торсиона.
Использование предлагаемой конструкции стабилизатора поперечной устойчивости позволяет повысить устойчивость транспортного средства при движении на поворотах и косогорах, а также исключение трения металла об металл в шарнирах.
На фиг.1 изображен заявляемый стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства, внешний вид; на фиг.2 - вид
сверху; на фиг.3 - сечение А-А на фиг.2; на фиг.4 - разрез Б-Б на фиг.2, на фиг.5 - торсион.
Стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства состоит из С-образного торсиона 1, выполненного из пружинной стали, который концами крепится к балке моста 2, а средней прямой частью к раме 3 через серьги 4 и кронштейны 5. Крепление торсиона 1 к балке моста 2 осуществляется хомутами 6 через резиновые шарниры 7, крепление к серьгам 4 - также через резиновые шарниры 7, серьги 4 к кронштейнам 5 рамы крепятся через резинометаллические шарниры 8.
Заявляемый стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства работает следующим образом.
При движении по ровной дороге конструкция стабилизатора не оказывает никакого влияния на работу подвески.
При повороте на большой скорости транспортного средства, например, вправо за счет центробежных сил инерции, действующих влево, транспортное средство начинает крениться, опускаясь в левую сторону. В этом случае расстояние по вертикали между рамой и левым краем балки моста начинает уменьшаться, что может вызвать опрокидывание транспортного средства влево. Однако закрепленные на балке моста концы торсиона смещаются относительно друг друга по вертикали, вызывая закручивание прямого участка торсиона. Реактивная сила торсиона стремится увеличить расстояние по вертикали между рамой и левым краем балки моста, что в свою очередь уменьшает крен автомобиля.
Указанный стабилизатор поперечной устойчивости установлен и прошел успешное испытание на автомобиле 27840F (ГАЗ-3302 с увеличенной базой и специальной высокой надстройкой).
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Авторское свидетельство №1000313 «Стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства», МКИ В 60 G 21/04, опубл. 28.02.83, бюл. №8 - аналог.
2. Авторское свидетельство №1796495 «Стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства», МКИ В 60 G 21/00, опубл. 23.02.93, бюл. №7 - аналог.
3. Авторское свидетельство №1828813 «Стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства», МКИ В 60 G 21/00, опубл. 23.07.93, бюл. №27 - прототип.
Стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства, содержащий торсион, серьги, шарнирно соединенные концами с торсионом, отличающийся тем, что торсион выполнен С-образной формы, при этом серьги соединены одними концами с рамой, а другими - со средней частью торсиона.