Насос для перекачки нефтепродуктов

 

Предполагаемая полезная модель относится к области гидромашиностроения и может использоваться для перекачки нефтепродуктов и различных самосмазывающих сред. От известных конструкций насосов для перекачки нефтепродуктов предполагаемая полезная модель отличается тем, что: 1. зона высокого давления в корпусе насоса ограничена шириной венцов шестерен с помощью компенсаторов с манжетами, внутренняя полость которых соединена с зоной высокого давления, что обеспечивает автоматическое регулирование силы поджима компенсаторов к торцам шестерен; 2. торцевое уплотнение вала осуществляется поджимом пяты, установленной на валу с возможностью осевого перемещения по нему и вращающейся с ним вместе, к подпятнику, неподвижно установленному в крышке передней, пружиной, расположенной внутри осевой расточки вала. упирающейся с одной стороны на неподвижный штифт, установленный в валу под муфтой, а с другой стороны в подвижный штифт, соединенный с пятой и помещенный в диаметральный паз вала; 3. предохранительный клапан установлен на корпусе с выполненными в нем вертикальными каналами, соединяющими клапан с входом и выходом насоса. 3. крепление насоса к раме электронасосного агрегата осуществляется посредством пластин из листовой стали, соединенных с корпусом насоса.

Предполагаемая полезная модель относится к области гидромашиностроения и предназначена для перекачки нефтепродуктов: масло, нефть, мазут, дизельное топливо, и других самосмазывающих жидкостей.

Известна конструкция шестеренного насоса для перекачки нефтепродуктов типа НМШ по ГОСТ 19027-89, серийно выпускаемого ОАО «Ливгидромаш», см. «Руководство по эксплуатации Н42.878.00.000 РЭ», состоящая из корпуса с расточками, в которых установлены шестерни ведомая и ведущая, выполненные заодно с валами и вращающиеся в подшипниках, установленных в этих же расточках, устройства для компенсации торцевых зазоров между шестернями и подшипниками с использованием давления нагнетания насоса на торцы подшипников и разгрузочного клапана, ограничивающего это давление, торцового уплотнения, состоящего из неподвижного относительно ведущего вала подпятника и контактируемой с ним пяты с упорной втулкой, соединенных между собой и валом штифтом и вращающихся вместе с валом, при этом поджим пяты с упорной втулкой к подпятнику осуществляется пружиной, опирающейся с одной стороны на упорное кольцо. свободно установленное на валу, а с другой стороны на упорную втулку, предохранительного клапана для перепуска рабочей жидкости из зоны высокого давления в зону всасывания при превышении давления в нагнетательном трубопроводе выше допустимою. крышек передней и задней с глухими расточками для выравнивания давления на горцы подшипников

Недостатками конструкции являются:

- повышенное давление в зоне торцевого уплотнения;

- сложность конструкции торцевого уплотнения вала из-за большого количества деталей уплотнения, приводящего к увеличению длины вала, массы и габаритов насоса в целом;

- передняя крышка является слабым звеном в конструкции насоса из-за сложности ее изготовления для установки в ней торцевого уплотнения с каналом отвода утечек. являющейся одновременно и кронштейном для крепления насоса и несущей потому большие нагрузки.

Предполагаемая полезная модель является более простой и надежной конструкцией.

Осуществляется это тем, что:

- компенсация торцевых зазоров осуществляется установкой между, торцами шестерен и подшипниками компенсаторов с 3-образными манжетами, внутренняя полость которых соединена с давлением нагнетания.

- поджим пяты осуществляется пружиной, установленной в осевом отверстии вала ведущей шестерни, опирающейся с одной стороны в неподвижный штифт, установленный на валу, а с другой стороны в подвижный штифт, соединенный с пятой и помещенный в диаметральный паз ведущего вала.

- крышка задняя выполнена плоской без глухих расточек.

- крепление насоса к раме электронасосного агрегата осуществляется пластинами. соединенными с корпусом насоса.

Общий вид насоса представлен на фиг.1, фиг.2 и фиг 3.

Фиг.1 - продольное сечение насоса по вертикали.

Фиг.2 - поперечное сечение насоса по клапану предохранительному.

Фиг.3 - торцовое уплотнение.

Насос состоит из корпуса 1, крышки передней 2, крышки задней 3, шестерни ведущей 4, ведомой 5, установленных в расточках корпуса и в подшипниках 6 и 7, компенсаторов 8 с установленными в них 3-образными манжетами 9, торцевым уплотнением вала, состоящем из подпятника 10. неподвижно установленным в крышке передней 2 за счет радиального шлица 11, контактирующего с радиальным пазом на торце подшипника 6 и уплотненного относительно крышки резиновым кольцом 12, пяты 13 с уплотняющим по валу резиновым кольцом 14, поджимаемой к подпятнику пружиной 15, помещенной в осевую расточку ведущего вала и упирающейся с одной стороны на неподвижный штифт

Насос состоит из корпуса 1, крышки передней 2, крышки задней 3, шестерни ведущей 4, ведомой 5, установленных в расточках корпуса и в подшипниках 6 и 7, компенсаторов 8 с установленными в них 3-образными манжетами 9, торцевым уплотнением вала, состоящем из подпятника 10, неподвижно установленным в крышке передней 2 за счет радиального шлица 11, контактирующего с радиальным пазом на торце подшипника 6 и уплотненного относительно крышки резиновым кольцом 12, пяты 13 с уплотняющим по валу резиновым кольцом 14, поджимаемой к подпятнику пружиной 15, помещенной в осевую расточку ведущего вала и упирающейся с одной стороны на неподвижный штифт 16, а с другой стороны на подвижный штифт 17, контактируемый с пятой 13; предохранительного клапана, состоящего из: корпуса 18, крышки с седлом 19, клапана 20, пружины 21 с опорной втулкой 22, регулировочного винта 23, контргайки 24 и заглушки 25, крепящегося к корпусу насоса болтами 26, при этом корпус крепится к раме электронасосного агрегата пластинами 27, соединенными с корпусом болтами 28.

Насос работает следующим образом.

При вращении шестерен рабочая жидкость из зоны всасывания поступает в зону высокого давления на выход и одновременно под 3-образные манжеты (9) компенсаторов (8), прижимая их к торцам шестерен (4 и 5), и по каналу «и» в корпусе насоса во внутреннюю расточку крышки с седлом 19, запертого клапаном (20). При превышении давления в трубопроводе нагнетания насоса выше настройки пружины (21) происходит открытие клапана (20) и рабочая жидкость сливается в зону всасывания насоса по каналу «о» в корпусе насоса. Утечки рабочей жидкости из зоны трения цапф шестерен в подшипниках по пазам в торцах подшипников поступают в полости, образованные между расточками в корпусе под шестерни и поверхностью подшипников, диаметр которых меньше диаметра расточки корпуса и поступают в зону всасывания насоса, разгружая таким образом крышки и торцовое уплотнение от избыточного давления. Пружина (15), установленная внутри вала, через подвижный штифт (17) воздействует непосредственно на пяту (13), приводя ее во вращение вместе с валом, и прижимает ее к подпятнику (10).

1. Насос для перекачки нефтепродуктов, состоящий из корпуса с расточками, в которых установлены шестерни ведомая и ведущая, выполненные заодно с валами и вращающиеся в подшипниках, установленных в этих же расточках, устройства для компенсации торцевых зазоров между шестернями и подшипниками с использованием давления нагнетания насоса на торцы подшипников и разгрузочного клапана, ограничивающего это давление, торцевого уплотнения, состоящего из неподвижного относительно ведущего вала подпятника и контактируемой с ним пяты с упорной втулкой, соединенных между собой и валом штифтом и вращающихся вместе с валом, при этом поджим пяты с упорной втулкой к подпятнику осуществляется пружиной, опирающейся с одной стороны на упорное кольцо, свободно установленное на валу, а с другой стороны на упорную втулку, предохранительного клапана для перепуска рабочей жидкости из зоны высокого давления в зону всасывания при превышении давления в нагнетательном трубопроводе выше допустимого, крышек передней и задней с глухими расточками для выравнивания давления на торцы подшипников, отличающийся тем, что компенсация торцевых зазоров осуществляется установкой между торцами шестерен и подшипниками компенсаторов с 3-образными манжетами, внутренняя полость которых соединена с давлением нагнетания.

2. Насос по п.1, отличающийся тем, что поджим пяты осуществляется пружиной, установленной в осевом отверстии вала ведущей шестерни, опирающейся с одной стороны в неподвижный штифт, установленный на валу, а с другой стороны в подвижный штифт, соединенный с пятой и помещенный в диаметральный паз ведущего вала.

3. Насос по п.1 или 2, отличающийся тем, что крышка задняя выполнена плоской без глухих расточек.

4. Насос по п.3, отличающийся тем, что крепление насоса к раме электронасосного агрегата осуществляется пластинами, соединенными с корпусом насоса.



 

Наверх