Устройство для доставки огнегасительного состава к месту пожара
Полезная модель относится к противопожарной технике и может быть использована для тушения пожара путем подачи огнетушащего состава с безопасного расстояния.
Технической задачей полезной модели является повышение дальности доставки и количества доставляемого огнетушащего состава.
Устройство содержит контейнер 1 с огнегасительным составом 2 и движитель 5 с инициатором 15 и соплами 18.
Сущность полезной модели заключается в том, что движитель содержит два коаксиально расположенных цилиндра 6 и 7. Во внутреннем цилиндре 6 установлен газогенерирующий химреагент 16с инициатором. Кольцевое пространство 8 между цилиндрами заполнено жидкостью и соединено с соплами, которые установлены тангенциально по отношению к кольцевому пространству и снабжены заглушками 19. Между внутренним цилиндром 6 и контейнером 1 помещена камера 10 сгорания топлива, соединенная каналами 11, 12 и 13, соответственно, с внутренним цилиндром, контейнером и кольцевым пространством.
При подаче электротока на инициатор 15 срабатывает химреагент 16, который поджигает топливо в камере 10, при этом продукты сгорания поступают в кольцевое пространство 8 и образующаяся парогазовая смесь под большим давлением выбивает заглушки 19 и через сопла 18 выходит в атмосферу, обеспечивая полет устройства к очагу пожара. Тангенцио-нальное расположение сопел обеспечивает устойчивость устройства в полете. Жидкость в кольцевом пространстве 8 обеспечивает снижение температуры продуктов горения топлива с 3000°С до 130-150°С.
Полезная модель относится к противопожарной технике и может быть использована для тушения пожара путем подачи огнетушащего состава с безопасного расстояния.
Известно устройство для доставки огнегасительного средства в очаг пожара, включающее надкалиберный артиллерийский снаряд, корпус которого является емкостью для воды, которая служит рабочим компонентом (заявка на изобретение №2002125792/12, Россия, кл. А62 С 3/02, опубликована 27.03.2004 г., БИПМ №9). Выстреливаемый из орудия снаряд попадает в очаг пожара, где под действием температуры срабатывают взрыватель и заряд, выбрасывая пароводяную смесь. Известное устройство по ряду причин не может быть использовано для тушения пожаров в шахтах, в частности из-за высокой температуры при выстреле и взрыве снаряда, что может привести к взрыву метановоздушной смеси, из-за ограниченных размеров выработок и т.д.
Известно устройство для тушения пожара в шахтах, содержащее контейнер с огнегасительным составом и движитель, выполненный в виде сосуда со сжатым газом, горловина которого перекрыта двумя мембранами, а внутри установлены с возможностью обособленного перемещения поршень и шток, причем пространство между мембранами и под поршнем заполнено жидкостью (авторское свидетельство №1688899, кл. А 62 С 35/02, опубликовано 7.11.1991 г., БИ №41). При проколе наружной мембраны под действием давления сжатого газа в движителе перемещаются сначала поршень со штоком, а затем только поршень, выдавливая через сопло сначала газозажигательную смесь, а затем газ, что сообщает устройству поступательное движение.
Основными недостатками известного устройства является небольшая дальность полета снаряда и ограниченное количество доставляемого рабочего компонента из-за низкой эффективности работы движителя. Возможность использования мощного, например, твердого топлива для доставки контейнера с огнетушащим составом в очаг пожара ограничена тем, что температура продуктов сгорания топлива должна быть ниже температуры воспламенения метановоздушной смеси (500-600°С).
Предложено устройство для доставки огнегасительного состава к месту пожара, включающее контейнер с огнегасительным составом и движитель с инициатором и соплами.
Отличием предложенного устройства является то, что движитель содержит два коаксиально установленных цилиндра, внутренний из которых снабжен газогенерирующим химреагентом с инициатором, а кольцевое пространство между указанными цилиндрами заполнено жидкостью и соединено с соплами, причем между внутренним цилиндром и контейнером помещена камера сгорания, соединенная каналами с внутренним цилиндром, контейнером и кольцевым пространством между цилиндрами.
Для обеспечения устойчивости устройства в полете за счет придания ему вращательного движения относительно продольной оси сопла установлены тангенциально по отношению к кольцевому пространству и снабжены заглушками.
По сравнению с известными устройствами для доставки огнегаси-тельных составов к очагу пожара предлагаемое имеет дальность доставки до 150 м и в нем можно использовать высокоэнергетические топлива за счет охлаждения продуктов сгорания до взрывобезопасных параметров (130-150°С). Кроме того, предлагаемое устройство может доставлять к очагу пожара в 3-5 раз больше огнегасящего состава, что значительно повышает эффективность тушения.
Сущность полезной модели поясняется чертежом, где на фиг.1 показан общий вид устройства для доставки огнегасительного состава к месту пожара, на фиг.2 - вид движителя с торца (по А), на фиг.3 показана задняя крышка внутреннего цилиндра.
Устройство для доставки огнегасительного состава содержит цилиндрический контейнер 1 с огнегасительным составом 2 и обтекателем 3 на головной части контейнера. К торцу контейнера с помощью муфты 4 пристыкован движитель 5, выполненный из двух коаксиально установленных цилиндров: внутренний - 6 и внешний - 7. Кольцевое пространство 8 между указанными цилиндрами заполнено жидкостью, например, водой. Между контейнером 1 и передней крышкой 9 внутреннего цилиндра 6 в движителе установлена камера 10 сгорания топлива, которая каналами 11, 12 и 13 соединена, соответственно, с внутренним цилиндром 6, контейнером 1 и кольцевым пространством 8. С заднего торца внутренний цилиндр закрыт задней крышкой 14, в которой размещены инициатор 15 и газоге-нерирующий химреагент 16. Внутренняя полость задней крышки соединена каналами 17 с кольцевым пространством 8. На торце движителя размещены сопла 18 в количестве 6 шт., причем сопла соединены с кольцевым пространством 8, установлены тангенциально к нему и закрыты заглушками 19.
Устройство работает следующим образом.
Для запуска устройство в сборе устанавливают на направляющие (не показаны) и на инициатор 15 подают электроток. От инициатора срабатывает химреагент 16 с выделением высокотемпературных газов, которые под давлением поступают по внутреннему цилиндру 6 и каналу 11 в камеру 10, где происходит возгорание твердого топлива, количество которого соответствует заданной дальности полета устройства. Часть газов через каналы 17 в задней крышке 14 поступает в кольцевое пространство 8 между цилиндрами 6 и 7, в результате чего давление в нем увеличивается. В
начале горения топлива в камере 10 газы с температурой до 3000°С по каналам 13 выходят в кольцевое пространство 8 и парогазовая смесь выбивает заглушку 19 из сопел 18 и с большой скоростью выходит в атмосферу, при этом устройство сходит с направляющих и по пологой траектории движется к очагу пожара. За счет тангенциального расположения сопел 18 устройство получает вращательное движение относительно продольной оси, что обеспечивает устойчивость его и повышает дальность полета. При смешивании газов с водой в кольцевом пространстве 8 температура их снижается и на выходе из сопел не превышает 130-150°С, что исключает возможность воспламенения метано-воздушной смеси на трассе полета. На заключительной стадии газы из камеры 10 через канал 12 выходят в контейнер 1 и аэрируют огнегасящий порошок 2. При падении устройства в месте пожара разрушается контейнер и за счет давления газа происходит выброс порошка на очаг пожара.
Использование предлагаемого устройства позволяет увеличить дальность доставки огнетушащего средства в условиях подземного пожара до 150мив3-5 раз увеличить количество доставляемое порошка.
1. Устройство для доставки огнегасительного состава к месту пожара, включающее контейнер с огнегасительным составом и движитель с инициатором и соплами, отличающееся тем, что движитель содержит два коаксиально установленных цилиндра, внутренний из которых снабжен газогенерирующим химреагентом с инициатором, а кольцевое пространство между указанными цилиндрами заполнено жидкостью и соединено с соплами, причем между внутренним цилиндром и контейнером помещена камера сгорания топлива, соединенная каналами, соответственно, с внутренним цилиндром, контейнером и кольцевым пространством между цилиндрами.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что сопла установлены тангенциально по отношению к кольцевому пространству и снабжены заглушками.