Гидротрансформатор

 

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения и может быть использована в гидротрансформаторах, использующихся в строительно-дорожных машинах. Гидротрансформатор содержит корпус 1, внутри которого расположены цапфа 2 с неподвижным реактором 3, турбинное колесо 4 и насосное колесо 5. Цапфа 2 и реактор 3 соединены друг с другом шлицевым соединением. Привод насосного колеса 5 осуществлен от двигателя 6 через вал 7 насосного колеса 5. Шестерня 8 блока 9 привода насосов прикреплена к насосному колесу 5 и размещена в корпусе 1 гидротрансформатора со стороны, противоположной расположению двигателя. Насосы 10 и 11 предназначены для привода рабочих органов, а насос 12 - для рулевого управления. Проходы между лопатками колес образуют замкнутую полость -круг циркуляции. Каналы циркуляции 13 рабочей жидкости выполнены в цапфе 2. Полезная модель обеспечивает компактность, упрощение и снижает трудоемкость изготовления гидротрансформатора.

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения и может быть использована в гидротрансформаторах трансмиссий транспортных средств, в частности в гидротрансформаторах, использующихся в строительно-дорожных машинах.

Известен гидротрансформатор, содержащий насосное и турбинное колеса, образующие с неподвижным реактором щелевые уплотнения, связанные с системой питания рабочей жидкостью круга циркуляции. Щелевые уплотнения выполнены в виде нескольких последовательно расположенных ступеней, между которыми размещены каналы для отвода рабочей жидкости из круга циркуляции, выполненные в реакторе. Цапфа гидротрансформатора выполнена за одно целое с реактором, что технологически трудно осуществимо (авторское свидетельство СССР №314024, МПК: F 16 H 41/04, опубл. 1971 г.).

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому решению является гидротрансформатор погрузчика ТО-40, содержащий реактор, насосное и турбинное колеса. Колесо турбины соединено с валом, передающим крутящий момент коробке передач. Колесо реактора установлено на цапфе через промежуточную деталь и жестко соединено с неподвижным корпусом гидротрансформатора. Проходы между лопатками колес образуют замкнутую полость - круг циркуляции. Каналы циркуляции рабочей жидкости образуются пазами в специальных втулках. На валу насосного колеса установлена шестерня, которая через ряд шестерен, передает крутящий момент от двигателя к насосам, установленным на корпусе гидротрансформатора. Привод насосов осуществляется непосредственно от двигателя до входа в гидротрансформатор («Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Погрузчик ТО-40», Челябинск, 1999 год, стр.20-21). Расположение блока

привода насосов до входа в гидротрансформатор увеличивает габаритные размеры устройства. Размещение реактора на цапфе через промежуточную деталь или обгонную муфту увеличивает количество зазоров в гидротрансформаторе и снижает точность расположения реактора по отношению к турбинному и насосному колесам. Как правило, наличие обгонной муфты необходимо в транспортных машинах (повышается КПД трансформатора на высоких скоростях движения машины). В строительно-дорожных машинах наличие обгонной муфты из-за специфики режимов работы не дает эффекта. Размещение каналов циркуляции рабочей жидкости в специальных втулках усложняет конструкцию.

Предлагаемая полезная модель решает задачи обеспечения компактности, упрощения и снижения трудоемкости изготовления гидротрансформатора.

Для достижения указанного технического результата в гидротрансформаторе, содержащем корпус с расположенными в нем цапфой

турбинным колесом и насосным колесом, привод которого осуществлен от двигателя через вал насосного колеса, и шестерню блока привода насосов, последняя прикреплена к насосному колесу и размещена в корпусе гидротрансформатора со стороны, противоположной расположению двигателя, а реактор прикреплен непосредственно к цапфе. Кроме того, каналы циркуляции рабочей жидкости выполнены в цапфе.

Отличительными признаками предлагаемого гидротрансформатора от прототипа являются крепление шестерни блока привода насосов к насосному колесу и размещение ее в корпусе гидротрансформатора со стороны, противоположной расположению двигателя, а также крепление реактора непосредственно к цапфе и выполнение каналов циркуляции рабочей жидкости в цапфе.

Благодаря наличию этих признаков повышается компактность устройства, достигается упрощение и снижается трудоемкость изготовления гидротрансформатора.

Предлагаемый гидротрансформатор иллюстрируется чертежами: на фиг.1 изображен гидротрансформатор в сборе; на фиг.2 - сечение А-А гидротрансформатора на фиг.1.

Гидротрансформатор содержит корпус 1, внутри которого расположены цапфа 2 с неподвижным реактором 3, турбинное колесо 4 и насосное колесо 5. Цапфа 2 и реактор 3 соединены друг с другом шлицевым соединением. Привод насосного колеса 5 осуществлен, от двигателя 6 через вал 7 насосного колеса 5. Шестерня 8 блока 9 привода насосов прикреплена к насосному колесу 5 и размещена в корпусе 1 гидротрансформатора со стороны, противоположной расположению двигателя. Насосы 10 и 11 предназначены для привода рабочих органов, а насос 12 - для рулевого управления. Проходы между лопатками колес образуют замкнутую полость -круг циркуляции. Каналы циркуляции 13 рабочей жидкости выполнены в цапфе 2.

Рабочая жидкость поступает в каналы 13 гидротрансформатора через подпорный клапан (на чертеже не показан), обеспечивающий подачу в круг циркуляции жидкости под давлением. При работе часть жидкости через зазоры проникает из круга циркуляции в корпус гидротрансформатора и сливается в коробку передач. Насосное колесо 5, вращаясь от двигателя 6, сообщает рабочей жидкости энергию, которая преобразуется в механическую энергию на лопатках турбинного колеса 4. С колеса 4 рабочая жидкость попадает на реактор, назначение которого состоит в том, чтобы увеличить крутящий момент и подать жидкость на вход в насосное колесо 5 в определенном направлении.

Через шестерню 8 блока 9 привода насосов, соединенную с насосным колесом 5, передается крутящий момент от двигателя. 6 к насосам 10, 11 и 12, установленным на корпусе гидротрансформатора для привода рабочих органов и для рулевого управления.

1. Гидротрансформатор, содержащий корпус, расположенные в нем цапфу с неподвижным реактором, турбинное колесо и насосное колесо, привод которого осуществлен от двигателя через вал насосного колеса, шестерню блока привода насосов, отличающийся тем, что шестерня блока привода насосов прикреплена к насосному колесу и размещена в корпусе гидротрансформатора со стороны, противоположной расположению двигателя, а реактор прикреплен непосредственно к цапфе.

2. Гидротрансформатор по п.1, отличающийся тем, что каналы циркуляции рабочей жидкости выполнены в цапфе.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытаниям двигателя внутреннего сгорания, в частности к стендам для обкатки двигателей, и может быть использовано при создании нагружающих устройств испытательных стендов двигателя внутреннего сгорания
Наверх