Центробежно-шестеренный насос

Авторы патента:

7 F04C2/00 -

 

Центробежно-шестеренный насос, содержащий корпус, снабженный неподвижными втулками с разделительными буртами, в расточках которого размещены шестерни наружного зацепления с крыльчатками, в шестернях выполнены выточки под разделительные бурты, при этом величина торцевого зазора между выточкой шестерни и буртом на втулке должна составлять 0,1...1,4 от величины торцевого зазора между шестерней и втулкой. Корпус центробежно-шестеренного насоса может быть выполнен разъемным и в местах разъема снабжен регулировочными элементами. Технический результат - уменьшение утечек рабочей жидкости при работе насоса с обеспечением работоспособности при любых режимах работы насоса.

Центробежно-шестеренный насос относится к гидравлическим насосам объемного вытеснения с вращающимися внешними рабочими органами и может быть использован в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла.

Известен двухроторный шестеренный насос наружного зацепления, содержащий корпус, снабженный неподвижными втулками с разделительными буртами, в расточках (колодцах) которого размещены шестерни наружного зацепления с крыльчатками, в шестернях выполнены выточки под разделительные бурты. (Авт. свид. №211328, опубл.08.02.1968, MПK З F 04 C 2/04).

При работе данного насоса при больших скоростях перекачки рабочей жидкости происходит нагрев как самой рабочей жидкости, так и деталей насоса, что приводит к изменению геометрических размеров и, соответственно, к появлению дополнительного трения и даже заклинивания рабочих частей насоса.

Технический результат полезной модели - уменьшение утечек рабочей жидкости при работе насоса с обеспечением работоспособности при любых режимах работы насоса.

Указанный технический результат достигается тем, что в центробежно-шестеренном насосе содержащем корпус, снабженный неподвижными втулками с разделительным буртом, в расточках которого размещены шестерни наружного зацепления с крыльчатками, в шестернях выполнены выточки под

разделительные бурты, при этом величина торцевого зазора между выточкой шестерни и буртом на втулке составляет 0,1...1,4 от величины торцевого зазора между шестерней и втулкой.

Корпус может быть выполнен разъемным. Корпус в местах разъема может быть снабжен регулировочными элементами.

Уменьшение торцевого зазора между выточкой шестерни и разделительным буртом на втулке настолько, что его величина составит менее 0,1 от величины торцевого зазора между шестерней и втулкой приведет к тому, что при работе насоса его детали подвергнутся температурным расширениям, что может вызвать заклинивание и потерю работоспособности. Увеличение данного зазора до величины более 1,4 от величины торцевого зазора между шестерней и втулкой приведет к дополнительным перетечкам рабочей жидкости и, соответственно, снижению объемного к.п.д. насоса. Выполнение корпуса разъемным позволяет производить дополнительную регулировку зазоров с помощью регулировочных элементов.

На фиг.1 показан продольный разрез насоса. На фиг.2 - вид А. На фиг.3 - вид Б. На фиг.4 - разрез В-В.

В центробежно-шестеренном насосе корпус выполнен состоящим из двух частей - первой 1 и второй 2, разъемным по линии Е-Е. В расточках первой 1 части корпуса на валах 3 размещены шестерни 4 с крыльчатками 5, зафиксированные друг относительно друга пружинными кольцами 6 и шпонками 7. Неподвижные втулки 8, снабженные разделительными буртами 9, установлены в первой 1 части корпуса и во второй 2 части корпуса. Шестерни 4 выполнены с выточками 10 под разделительные бурты 9. Корпус в месте разъема снабжен регулировочными элементами в виде прокладок 11.

При работе насоса крутящий момент через вал 3 передается крыльчаткам 5 и шестерням 4. При вращении крыльчаток 5 рабочая жидкость с входа через межлопаточные каналы крыльчаток и выточки 10 шестерен будет поступать в межзубовые впадины, а затем переноситься из зоны всасывания в зону нагнетания, осуществляя, таким образом, перекачку рабочей жидкости.

При сборке насоса в расточки первой 1 части и второй 2 части корпуса устанавливают втулки 8. Устанавливают шестерни 4 в расточки первой 1 части корпуса. Замеряют величину утопания или выступания шестерни относительно торца первой части 1 корпуса. Замеряют утопание втулки 8 относительно торца второй части 2 корпуса. Величину конструктивно заданного торцевого зазора (Д) между шестерней и втулкой обеспечивают:

Подбором регулировочных элементов;

Подторцовкой шестерни;

Притиркой плоскости разъема любой из частей корпуса. Величина зазора (Г) между разделительным буртом 9 на втулке и выточкой 10 шестерни должна составлять от 0,1 до 1,4 от указанного зазора (Д) и обеспечивается подторцовкой втулки 7. Достижение заявленного технического результата и работоспособность насоса обеспечивается выбором величины торцевого зазора между выточкой шестерни и буртом на втулке в интервале от 0,1 до 1,4 от величины торцевого зазора между шестерней и втулкой.

1. Центробежно-шестеренный насос, содержащий корпус, снабженный неподвижными втулками с разделительными буртами, в расточках которого размещены шестерни наружного зацепления с крыльчатками, в шестернях выполнены выточки под разделительные бурты, отличающийся тем, что величина торцевого зазора между выточкой шестерни и буртом на втулке должна составлять 0,1...1,4 от величины торцевого зазора между шестерней и втулкой.

2. Центробежно-шестеренный насос по п.1, отличающийся тем, что корпус выполнен разъемным.

3. Центробежно-шестеренный насос по п.2, отличающийся тем, что корпус в местах разъема снабжен регулировочными элементами.



 

Похожие патенты:
Наверх