Устройство торцевой изоляции рельсов на основе магнитодиэлектрического материала
Торцевая изоляция рельсов (вкладыш), применяемая в сигнальных изостыках железных дорог, отличающаяся тем, что такой вкладыш изготовлен из магнитодиэлектрического материала. Это значительно уменьшает неоднородность магнитного поля в области изостыка и как следствие накопление ферромагнитных частиц в области изостыка. приводящее к ложным срабатываниям автоматической локомотивной сигнализации.
Предлагаемое техническое решение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для уменьшения накопления электропроводящих ферромагнитных частиц в области изостыков, приводящего к ложным срабатываниям автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН).
Известно использование в качестве крепления изостыков современного изолирующего материала «АпАТэК» [1]. Однако при этом отсутствует шунтирование магнитного потока, в обычных стыках осуществляющееся за счет металлического крепления. При отсутствии магнитного шунтирования остаточная намагниченность рельсов любой природы (закалка, сварка, погрузка при помощи электромагнитов и т.п.) приводит к возникновению существенного магнитного поля в зазорах изостыков и, как следствие, - к возникновению ложных сигналов замыкания изостыков из-за налипания в зазорах металлической пыли и стружки. Подобные явления широко используются в магнитной дефектоскопии для обнаружения трещин в деталях из ферромагнитных материалов [2, 3]. Нарушение работоспособности устройств автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия (АЛСН) происходят примерно в 93% случаев из-за неисправности напольных устройств автоблокировки и неудовлетворительного содержания рельсовых цепей. Из-за помех, создаваемых тяговыми двигателями, понижением напряжения аккумуляторных батарей на локомотиве, изменения чувствительности усилителей по другим причинам выявлено всего 7% сбоев [4]. Из отказов первой группы практически половина приходится на неисправность рельсовых цепей.
Предлагаемое устройство решает задачу уменьшения загрязнения изостыков проводящими частицами. Решение задачи достигается тем, что в качестве материала торцевой изоляции используется магнитодиэлектрик. При этом в магнитном отношении среда изостыка становится более
однородной, и силовые линии векторов магнитной индукции и напряженности поля будут проходить в основном в пространстве между рельсами параллельно оси рельса. Технический результат заключается в том, что использование предлагаемого устройства приведет к уменьшению накопления электропроводящих ферромагнитных частиц в области изостыков, а, следовательно, уменьшит количество ложных срабатываний АЛСН, тем самым повышает надежность системы, ее безопасность и уменьшаются затраты на обследование изостыков.
Данный результат был подтвержден на испытаниях магнитодиэлектрических вкладышей на реальном изостыке на ВСЖД - филиале ОАО «РЖД». Испытания показали, что нормальная и тангенциальная составляющие магнитного поля в пространстве вокруг изостыка значительно уменьшаются при использовании магнитодиэлектрического вкладыша по сравнению со штатным, более чем на 50%.
Источники информации, принятые во внимание:
1. Временные технические указания по монтажу и содержанию изолирующих стыков со стеклопластиковыми накладками «АпАТэК», утвержденные Управлением пути МПС РФ в 1996 г.
2. Шелихов Г.С. Магнитопорошковая дефектоскопия деталей и узлов. - М.: 1995. - 224 с.
3. Неразрушающий контроль и диагностика: Справочник / Под ред. В.В.Клюева. - М.: Машиностроение, 1995. - 488 с.
4. Перникис Б.Д., Ягудин Р.Ш. Предупреждение и устранение неисправностей в устройствах СЦБ. - М.: Транспорт, 1994. - 254 с.
Торцевая изоляция рельсов (вкладыш), применяемая в сигнальных изостыках железных дорог, отличающаяся тем, что изолирующий материал вкладыша изготовлен из магнитодиэлектрика, что значительно уменьшает неоднородность магнитного поля на поверхности рельсов в области изостыка и таким образом уменьшает накопление ферромагнитных частиц в области изостыка, приводящее к ложным срабатываниям автоматической локомотивной сигнализации.