Ротор электрической машины

 

Использование: электромашиностроение. Сущность полезной модели. Содержит сердечник 1, шихтованный из листов электротехнической стали, запрессованный на вал 4 на одну призматическую шпонку 2, нажимные плиты, запорное 6 и предохранительное 7 кольца. Листы сердечника ротора имеют четыре шпоночных паза для возможности их разворота при шихтовке сердечника 1 и количество пазов для стержней роторной обмотки кратное четырем. Шпоночный паз сердечника ротора 1, диаметрально расположенный призматической шпонке 2, заполнен полушпонкой 3 по всей длине сердечника 1. Технический результат - повышение качества изготовления ротора.

Полезная модель относится к электромашиностроению, в частности к конструкции ротора асинхронной электрической машины.

Известна конструкция ротора асинхронной электрической машины (см. Алексеев А.Е. "Конструкция электрических машин", Госэнергоиздат, 1958 г, с.228, Рис.7.2) принятая за прототип, в которой сердечник ротора набран из листов электротехнической стали и удерживается на валу после запрессовки нажимными плитами. Плиты фиксируются на валу с одной стороны упорным буртом вала, с противоположной стороны - запорным разрезным и предохранительным кольцами.

Для передачи тангенциального усилия (момента вращения) сердечник ротора запрессован на вал на одну призматическую шпонку.

Недостатком такой конструкции ротора является то, что в ней не предусмотрены меры по исключению или уменьшению влияния изгибных усилий сердечника на вал, обусловленные наличием неравномерности осевых усилий распрессовки по периметру, возникшие из-за разнотолщинности проката листов электротехнической стали, идущей на изготовление роторных листов, которые приводят к искривлению вала и появлению на номинальных оборотах и номинальной нагрузке двигателя вибрации ротора и подшипников выше допустимой нормы.

В связи с тем, что в конструкции ротора не предусмотрены меры по уменьшению или исключению причины изгиба ротора, устранение повышенной вибрации ротора необходимо производить балансировкой на номинальных оборотах в собранной машине, что увеличивает трудоемкость изготовления двигателя.

Задачей полезной модели является устранение отмеченного выше недостатка.

Технический результат достигается тем, что ротор электрической машины содержит сердечник, шихтованный из листов электротехнической стали, запрессованный на вал на одну призматическую шпонку, нажимные плиты, запорное и предохранительное кольца, при этом листы сердечника ротора имеют четыре шпоночных паза для возможности их разворота при шихтовке сердечника и количество пазов для стержней роторной обмотки кратное четырем, а шпоночный паз сердечника ротора, расположенный диаметрально призматической шпонке, заполнен полушпонкой по всей длине сердечника.

Полезная модель поясняется чертежами, где изображено:

- на Фиг.1- продольный разрез сердечника ротора;

- на Фиг.2 -поперечный разрез сердечника ротора.

Ротор электрической машины содержит сердечник ротора 1, призматическую шпонку 2, полушпонку 3, вал 4, нажимные плиты 5, разрезное кольцо 6, предохранительное кольцо 7.

Сердечник ротора 1 шихтуется на калибрах, размещенных в пазах для стержней роторной обмотки с разворотом каждого листа на одно шпоночное деление для получения равномерного распределения имеющейся разнотолщинности листа по периметру сердечника и получения, таким образом, равномерной опрессовки сердечника. После посадки сердечника 1 на вал 4 на одну призматическую шпонку 2 диаметрально расположенный паз сердечника заполнен полушпонкой 3 для устранения дисбаланса сердечника 1. Шпоночные пазы в листе роторном выполнены размером по ширине, учитывающим ширину призматической шпонки 2 и величину предельного отклонения на смещение шпоночных пазов.

Использование полезной модели в электромашиностроении, в частности, в конструкции ротора асинхронных двигателей, имеющих число пазов для стержней обмотки ротора кратное четырем (такое число пазов имеют асинхронные двигатели серии АТД4 мощностью от 315 до 1600 кВт), исключает или уменьшает изгибные усилия сердечника на вал, повышает

качество изготовления роторов и уменьшает трудоемкость изготовления электрической машины.

Ротор электрической машины, содержащий сердечник, шихтованный из листов электротехнической стали, запрессованный на вал на одну призматическую шпонку, нажимные плиты, запорное и предохранительное кольца, отличающийся тем, что листы сердечника ротора имеют четыре шпоночных паза для возможности их разворота при шихтовке сердечника и количество пазов для стержней роторной обмотки кратное четырем, а шпоночный паз сердечника ротора, расположенный диаметрально призматической шпонке, заполнен полушпонкой по всей длине сердечника.



 

Похожие патенты:
Наверх