Цепная передача

 

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована там, где применяются цепные передачи с приводными втулочными, роликовыми, а также тяговыми пластинчатыми цепями. Задачей полезной модели является уменьшение ударных нагрузок, возникающих при входе в контакт шарниров цепи с зубьями ведущей звездочки. Данная задача решается при помощи цепной передачи, состоящей из ведущей и ведомой звездочек, цепи и поддерживающей ведущую ветвь цепи направляющей планки, которая дополнительно содержит участок подъема шарнира цепи, следующего за входящим в зацепление с зубом ведущей звездочки шарниром. При возникновении недопустимых колебаний ветви цепи они устраняются постановкой антивибрационной планки.

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована там, где применяются цепные передачи с приводными втулочными, роликовыми, а также тяговыми цепями. Особенно эффективно использование предлагаемой полезной модели в случае применения длиннозвенных цепей.

Известны цепные передачи с различными антивибрационными и натяжными устройствами и приспособлениями, которые представляют собой прямолинейными или криволенейные направляющие планки (см. Воробьев Н.В. Цепные передачи. - М., Машиностроение, 1968, с.42). Недостача этих цепных передач состоит в том, что в них возникает удар при входе в зацепление шарниров цепи и зубьев звездочек (в первую очередь ведущих звездочек).

Наиболее близкой к заявляемой цепное передаче является цепная передача (см. Готовцев А.А., Котенок И.П. Проектирование цепных передач: Справочник. - М.: Машиностроение, 1982, с.126-127, рис.24б - цепная передача с направляющей планкой, поддерживающей ведущую ветвь цепи, а также двумя направляющими планками на холостой ветви цепи). Она представляет собой цепную передачу о двумя звездочками, цепью и прямолинейной направляющей, поддерживающей ведущую ветвь цепи.

Недостаток этой передачи такой же - возникновение ударных нагрузок при набегании шарниров цепи на зубья ведущей звездочки.

Задачей полезной модели является уменьшение ударных нагрузок при набегании шарниров цепи на зубья ведущей звездочки.

Данная задача решается при помощи цепной передачи, состоящей из ведущей и ведомой звездочек, цепи и поддерживающей ведущую ветвь цепи направляющей планки, которая дополнительно содержит участок подъема шарнира цепи, следующего за входящим в зацепление с зубом ведущей звездочки шарниров. При возникновении недопустимых колебаний ведущей ветви цепи они устраняются постановкой антивибрационной планки.

За счет того, что цепная передача оснащена направляющей планкой с дополнительным участком подъема шарнира цепи, следующего за входящим

в зацепление шарниром, эти два шарнира (первый в большей степени, второй в меньшей) приобретают составляющей скорости, направленную от зубчатого венца ведущей звездочки. Это приводит к тому, что скорость входящего в зацепление шарнира цепи по направлению и величине приближается к скорости входящего в зацепление зуба ведущей звездочки. Поэтому соударение шарнира и зуба произойдет при меньшей их относительной скорости, что обеспечит снижение силы удара.

На фиг.1 показано схематическое изображение цепной передачи (без участка, содержащего холостую ветвь цепи).

Цепная передача состоит из ведущей звездочки 1, ведомой звездочки 2, цепи 3, направляющей планки, имеющей два участка: участок 4, поддерживающей ведущую ветвь цепи, и участок 5 подъема шарнира 6 цепи, следующего за шарниром 7, входящим в зацепление с зубом 8 ведущей звездочки. В случае необходимости может быть установлена также антивибрационная планка 9.

Принцип работы заявляемой полезной модели состоит в следующем. Как известно (см. Воробьев Н.В. Цепные передачи. - М.: Машиностроение, 1968, с.119) в момент входа в контакт «...шарнир и зуб звездочки...движутся один к другому навстречу с определенными скоростями...», точнее говоря, вертикальные (при горизонтальном расположении ведущей ветви цепи) составляющие скорости входящих в зацепление шарнира и зуба направлены навстречу друг другу: у шарнира вниз, а у зуба вверх.

Если же цепь движется по дополнительно введеному в конструкцию цепной передачи участку подъема 5 (фиг.1) направляющей планки, то шарнир 6 приобретает вертикальную составляющую скорости, направленную вверх. Несколько меньшую, но также направленную вверх, вертикальную составляющую скорости приобретает и входящий в зацепление шарнир 7. Так как в ту же сторону направлена и вертикальная составляющая скорости зуба 8, соударение шарнира 7 и зуба 8 произойдет при меньшей их относительной скорости. Так как скорость соударения уменьшается, то уменьшается и сила удара.

Если параметры цепной передачи (длина ведущей ветви цепи, ее натяжение и т.п.) таковы, что из-за подъема шарниров цепи по участку 5 направляющей возникнут колебания ветви цепи, приводящие к соударениям ей шарниров об участок 4 направляющей, то эти колебания могут быть устранены постановкой антивибрационной планки, описанной в литературе (см. указанные выше источники).

1. Цепная передача, состоящая из ведущей звездочки, ведомой звездочки, цепи и направляющей планки, поддерживающей ведущую ветвь цепи, отличающаяся тем, что направляющая планка дополнительно содержит участок подъема шарнира цепи, следующего за входящим в зацепление с зубом ведущей звездочки шарниром.

2. Цепная передача по п.1, отличающаяся тем, что над ведущей ветвью цепи установлена антивибрационная планка.



 

Похожие патенты:
Наверх