Устройство для суфлирования маслобака турбореактивного двигателя


7 F02K11/00 -

 

Полезная модель относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к конструкции элементов маслобака турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД), а именно, к устройствам для суфлирования маслобака турбореактивного двухконтурного двигателя, устанавливаемого на сверхзвуковые самолеты. Полезная модель может применяться также в масляных системах двигателей для других областей народного хозяйства. Устройство для суфлирования маслобака 1 турбореактивного двигателя содержит систему дренажных магистралей, закрепленных между передней и задней стенками 2 и 3 маслобака 1, и соединяющих элементов: накладок 4, опоры 5 и кольца 6. Система магистралей выполнена в виде 3-х соосно установленных один в другом с радиальными зазорами между ними полых цилиндров 7, 8, 9 и цилиндра (трубы) 10 с заборным отверстием 11. Ось цилиндра (трубы) 10 не совпадает с осью соосно установленных полых цилиндров 7, 8, 9. При этом, маслобак 1 соединен с центробежным суфлером 12 через магистраль суфлирования 13, а через центробежный суфлер 12 с атмосферой. Устройство для суфлирования может содержать, например, не менее шести накладок 4. Техническим результатом данной полезной модели является оптимизация работы устройства для суфлирования маслобака путем уменьшения влияния радиальных зазоров на открытых концах цилиндров, и следовательно, уменьшение вероятности появления опасных вибраций.

Полезная модель относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к конструкции элементов маслобака турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД), а именно, к устройствам для суфлирования маслобака турбореактивного двухконтурного двигателя, устанавливаемого на сверхзвуковые самолеты. Полезная модель может применяться также в масляных системах двигателей для других областей народного хозяйства.

Известно устройство для суфлирования маслобака турбореактивного двигателя, являющееся наиболее близким к предлагаемой полезной модели, содержащее систему дренажных магистралей, закрепленных между стенками маслобака, и соединяющих элементов. [1]

Данное устройство не позволяет избежать опасных вибраций дренажных коммуникаций из-за наличия больших радиальных зазоров на открытых концах цилиндров. Объясняется это технологическими трудностями в обеспечении соосной установки цилиндров при наличии коротких установочных баз, а также перекосами тонкостенных цилиндров, возникающими при сварке элементов сочленения устройства. Вибрации дренажных магистралей приводят к их поломке и, как следствие этого, к выбросу масла из маслобака при эволюциях самолета.

Задачей полезной модели является оптимизация работы устройства для суфлирования маслобака путем уменьшения влияния радиальных зазоров на открытых концах цилиндров, и следовательно, уменьшение вероятности появления опасных вибраций.

Указанная задача достигается тем, что устройство для суфлирования маслобака турбореактивного двигателя содержит систему дренажных

магистралей, закрепленных между стенками маслобака, и соединяющих их элементов, при этом, система магистралей выполнена в виде 3-х соосно установленных один в другом с радиальными зазорами между ними полых цилиндров и цилиндра с заборным отверстием, ось которого не совпадает с осью соосно установленных полых цилиндров, при этом, маслобак соединен с центробежным суфлером через магистраль суфлирования, а через центробежный суфлер с атмосферой.

При этом, часть соединяющих элементов может быть выполнена в виде накладок П-образной формы, а устройство для суфлирования маслобака турбореактивного двигателя может содержать не менее шести накладок.

Также, часть соединяющих элементов крепления в устройстве для суфлирования маслобака может быть выполнена в виде опоры и кольца.

Новым здесь является то, что система магистралей выполнена в виде 3-х соосно установленных один в другом с радиальными зазорами между ними полых цилиндров и цилиндра с заборным отверстием, ось которого не совпадает с осью соосно установленных полых цилиндров, при этом, маслобак соединен с центробежным суфлером через магистраль суфлирования, а через центробежный суфлер с атмосферой, что позволяет оптимизировать работу устройства для суфлирования маслобака.

При этом, часть соединяющих элементов может быть выполнена в виде накладок П-образной формы, а устройство для суфлирования маслобака турбореактивного двигателя может содержать не менее шести накладок.

Также, часть соединяющих элементов крепления в узле суфлирования может быть выполнена в виде опоры и кольца.

Такое крепление цилиндров (с помощью накладок определенного размера, опоры и кольца) позволяет замкнуть силовую схему устройства, что увеличивает жесткость системы дренажных коммуникаций, уменьшает вероятность появления вибраций и, как следствие этого, уменьшает вероятность поломки. В итоге оптимизируется работа устройства, в том числе и за счет устранения выброса масла из маслобака при эволюциях

самолета. Устранение выбросов масла в свою очередь улучшит экологические характеристики самолета и снизит расход смазки на двигателе.

Из уровня техники неизвестны технические решения, обладающие предлагаемой совокупностью признаков, а именно: что в устройстве для суфлирования маслобака турбореактивного двигателя содержащем систему дренажных магистралей, закрепленных между стенками маслобака, и соединяющих их элементов, система магистралей выполнена в виде 3-х соосно установленных один в другом с радиальными зазорами между ними полых цилиндров и цилиндра с заборным отверстием, ось которого не совпадает с осью соосно установленных полых цилиндров, при этом, маслобак соединен с центробежным суфлером через магистраль суфлирования, а через центробежный суфлер с атмосферой.

Часть соединяющих элементов выполнена в виде накладок П-образной формы, а устройство для суфлирования маслобака содержит не менее шести накладок. При этом, часть соединяющих элементов крепления выполнена в виде опоры и кольца.

Отсюда можно сделать вывод о соответствии полезной модели критерию "Новизна".

На Фиг.1 изображен продольный разрез устройства для суфлирования маслобака турбореактивного двигателя;

На Фиг.2 изображено сечение по А-А устройства;

На Фиг.3 изображено сечение по Б-Б устройства.

Устройство для суфлирования маслобака 1 турбореактивного двигателя содержит систему дренажных магистралей, закрепленных между передней и задней стенками 2 и 3 маслобака 1, и соединяющих элементов: накладок 4, опоры 5 и кольца 6. Система магистралей выполнена в виде 3-х соосно установленных один в другом с радиальными зазорами между ними полых цилиндров 7, 8, 9 и цилиндра (трубы) 10 с заборным отверстием 11. Ось цилиндра (трубы) 10 не совпадает с осью соосно установленных полых

цилиндров 7, 8, 9. При этом, маслобак 1 соединен с центробежным суфлером 12 через магистраль суфлирования 13, а через центробежный суфлер 12с атмосферой.

Все вышеизложенное позволяет оптимизировать работу устройства для суфлирования маслобака и всего двигателя в целом.

При этом, часть соединяющих элементов выполнена в виде накладок 4, которые могут быть выполнены П-образной, Z-образной, Т-образной, Н-образной, С- образной формы и другой формы.

Форма, размеры и количество вышеуказанных накладок выбираются в зависимости от расстояния между цилиндрами и размеров самих цилиндров, а также, от условий работы самого устройства для суфлирования маслобака.

Устройство для суфлирования может содержать, например, не менее шести накладок 4, при этом часть соединяющих элементов крепления выполняется в виде опоры 5 и кольца 6.

Между открытым концом цилиндра 8 и опорой 5 образована кольцевая щель 14. В опоре 5, соединяющей жестко цилиндры 7 и 9 выполнено отверстие 15, которое является заборным. Кольцо 6 жестко соединяет цилиндры 8 и 9. В боковой стенке цилиндра 9 выполнено отверстие 16 для отвода воздуха из цилиндра 8. Левый конец цилиндра 9 соединен с корпусом 17, соединенным с цилиндром (трубой) 10. Цилиндр (труба) 10 со стороны задней стенки 3 имеет заборное отверстие 11, расположенное в нижней части маслобака 1. В полости корпуса 17 размещен клапан, состоящий из седла 18, закрепленного на цилиндре 9, и шарика 19. Корпус 17 соединен с центробежным суфлером 12 через магистраль суфлирования 13. Центробежный суфлер 12 соединен с маслобаком 1 через напорную магистраль 20.

При работе устройства открытые концы цилиндров 7 и 8, жестко соединенные посредством сварки накладками 4, соответственно с цилиндрами 8 и 9, функционируют попарно как единое целое, таким образом, что во время работы устройства уменьшается возможность появления

вибраций открытых концов цилиндров 7 и 8. Левый конец цилиндра 9 через кольцо б и цилиндр 8 неподвижно закреплен относительно передней стенки 2 маслобака 1. Правый конец цилиндра 9 через опору 5 и цилиндр 7 соединен с задней стенкой 3 маслобака 1.

При наборе высоты самолетом отвод воздуха из маслобака 1 осуществляется через щель между цилиндрами 7 и 8 со стороны передней стенки 2 маслобака 1, затем через щель 14, отверстия 16, седло 18, мимо шарика 19 и далее через магистраль суфлирования 13 в центробежный суфлер 12. Масло из центробежного суфлера 12 по напорной магистрали 20 возвращается в маслобак 1, а чистый воздух направляется в атмосферу.

При пикировании самолета отвод воздуха из маслобака 1 осуществляется через отверстие 15, проходит через цилиндр 9, седло 18, мимо шарика 19 в центробежный суфлер 12 через магистраль суфлирования 13.

При перевернутом полете самолета или в случае воздействия на него отрицательных перегрузок масло перемещается в верхнюю часть маслобака 1 и заборное отверстие 11 обнажается. Шарик 19 садиться на седло 18 и перекрывает попадание масла в магистраль суфлирования 13, а отвод воздуха в этом случае будет осуществляться через заборное отверстие 11, цилиндр (трубу) 10, корпус 17 и далее через магистраль суфлирования 13 в центробежный суфлер 12.

При горизонтальном полете самолета воздух из маслобака 1 будет отводиться одновременно двумя потоками: через отверстие 15 со стороны задней стенки 3 маслобака 1 и через щель, образованную между цилиндрами 7 и 8, со стороны передней стенки 2 маслобака 1.

Как видно из описания устройства все элементы его составляющие каждый в отдельности широко известны в технике. Поэтому можно сделать вывод о соответствии полезной модели критерию "Промышленная применимость".

Следует отметить, что использование полезной модели практически не требует материальных затрат и позволяет оптимизировать работу двигателя.

Источники информации:

1. Патентный документ RU 10426, F 02 K 11/00, опубл. 16.07.1999 г.

1. Устройство для суфлирования маслобака турбореактивного двигателя, содержащее систему дренажных магистралей, закрепленных между стенками маслобака, и соединяющих их элементов, отличающееся тем, что система магистралей выполнена в виде 3-х соосно установленных один в другом с радиальными зазорами между ними полых цилиндров и цилиндра с заборным отверстием, ось которого не совпадает с осью соосно установленных полых цилиндров, при этом, маслобак соединен с центробежным суфлером через магистраль суфлирования, а через центробежный суфлер с атмосферой.

2. Устройство для суфлирования маслобака турбореактивного двигателя по п.1, отличающееся тем, что часть соединяющих элементов выполнена в виде накладок П-образной формы.

3. Устройство для суфлирования маслобака турбореактивного двигателя по п.2, отличающееся тем, что оно содержит не менее шести накладок.

4. Устройство для суфлирования маслобака турбореактивного двигателя по п.1, отличающееся тем, что часть соединяющих элементов крепления выполнена в виде опоры и кольца.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для защиты дорожной одежды и верхней части земляного полотна от переувлажнения в весенне-осенний период
Наверх