Устройство для контроля положения ходовых колес подъемно-транспортного средства

 

Объект полезной модели предназначен для использования в области подъемно-транспортного машиностроения и позволяет повысить точность контроля положения ходовых колес подъемно-транспортного средства. Устройство содержит измерительный экран 1, снабженный прямоугольной системой координат и установленный на одном ходовом колесе 2, из пары контролируемых колес, параллельно его торцевой поверхности, и источник 6 базового луча, установленный с возможностью пересечения его оптической оси с началом упомянутой системы координат. Источник 6 базового луча закреплен на втором ходовом колесе 4 перпендикулярно его торцевой поверхности.

2 илл.

Полезная модель относится к подъемно-транспортному машиностроению и предназначена для контроля и коррекции ходовых колес подъемно-транспортных средств, находящихся в эксплуатации.

Как известно, в процессе эксплуатации крана или после ремонта его металлоконструкций геометрическое положение ходовых колес может изменяться как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях, при этом величины углов развала и схождения могут выходить за пределы допусков, регламентируемые действующими стандартами.

Известно устройство для контроля положения ходовых колес крана, содержащее базовую струну и базовую опору, установленную с возможностью перемещения относительно базовой струны параллельно торцевой поверхности контролируемого колеса (см. авт. свид. СССР №1244076, М. кл. В 66 С 9/16, опубл. 15.07.86 г.)

Недостатком данного устройства является низкая точность контроля, обусловленная недостаточной точностью самой базовой струны ввиду ее деформации в процессе старения, а также тем, что положение ходового колеса крана контролируется только в горизонтальной плоскости.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению, выбранным в качестве прототипа, является устройство для контроля положения ходовых колес подъемно-транспортного средства, содержащее измерительный экран, снабженный прямоугольной системой координат и установленный на одном из пары контролируемых колес параллельно его торцовой поверхности, и источник базового луча, установленный с возможностью пересечения его оптической оси с началом упомянутой системы координат (см. авт. свид. СССР №1744044, М. кл. В 66 С 9/16, опубл. 30.06.92 г.). Измерительный

экран установлен на выносной штанге, смонтированной на оси контролируемого колеса.

Недостатком известного устройства является его невысокая точность. Это обусловлено тем, что источник базового луча устанавливают в створе геометрической оси пары контролируемых колес "на глаз", что приводит к возникновению дополнительной погрешности измерения, связанной со значительной трудоемкостью выбора точного места расположения источника базового луча. Вместе с тем, необходимость установки измерительного экрана параллельно торцевой поверхности контролируемого колеса на выносной штанге также сопряжена с появлением дополнительных погрешностей, ввиду возможного нарушения геометрии самого контролируемого колеса под воздействием высоких динамических нагрузок, возникающих при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования.

Задачей настоящего технического решения является создание устройства для контроля положения ходовых колес подъемно-транспортного средства, обладающего повышенной точностью за счет базирования источника базового луча и измерительного экрана на неизнашиваемых и недеформируемых в процессе эксплуатации поверхностях.

Поставленная задача решается тем, что в известном устройстве для контроля положения базовых колес подъемно-транспортного средства, содержащем измерительный экран, снабженный прямоугольной системой координат и установленный на одном из пары контролируемых колес параллельно его торцевой поверхности, и источник базового луча, установленный с возможностью пересечения его оптической оси с началом упомянутой системы координат, согласно предлагаемому техническому решению, источник базового луча закреплен на втором контролируемом колесе перпендикулярно его торцевой поверхности.

Торцевые поверхности ходовых колес подъемно-транспортного средства в процессе эксплуатации не изнашиваются и не деформируются, вследствие чего являются надежными поверхностями базирования.

Закрепление на этой поверхности источника базового луча позволяет повысить точность контроля положения ходовых колес.

Анализ отечественной и зарубежной научно-технической и патентной литературы показывает, что совокупность существенных признаков, характеризующих сущность заявляемой полезной модели, не известна из уровня техники, что позволяет сделать вывод о соответствии полезной модели критерию "новизна".

Совокупность существенных признаков, характеризующих сущность технического решения, может быть многократно использована при производстве устройств для контроля положения ходовых колес подъемно-транспортного средства, с достижением технического результата - повышения точности контроля положения ходовых колес, что позволяет сделать вывод о соответствии предложенного технического решения критерию "промышленная применимость".

На фиг.1 представлена схема расположения устройства для контроля положения ходовых колес подъемно-транспортного средства при их выставлении, на фиг.2 - вид А фиг.1.

Устройство для контроля положения ходовых колес подъемно-транспортного средства содержит измерительный экран 1, снабженный прямоугольной системой координат и установленный на ходовом колесе 2 посредством магнитного кронштейна 3 параллельно его торцевой поверхности. На втором контролируемом ходовом колесе 4 перпендикулярно его торцевой поверхности посредством магнитного кронштейна 5 закреплен источник 6 базового луча. Источник 6 сконструирован на базе серийно выпускаемых нивелира Н-10кл и приставки лазерной ПЛ-1. Устройство работает следующим образом.

Измерительный экран 1 с прямоугольной системой координат посредством магнитного кронштейна 3 устанавливают на ходовом колесе 2 параллельно его торцевой поверхности. На втором ходовом колесе 4 посредством магнитного кронштейна 5 закрепляют источник 6 базового луча,

при этом оптическая ось источника 6 расположена перпендикулярно торцевой поверхности контролируемого ходового колеса 4. Включают источник 6 и направляют базовый луч на измерительный экран 1. Фиксируют отклонение базового луча на прямоугольной системе координат экрана 1 по вертикальной и горизонтальной осям. Затем перемещают буксы (на чертежах не показаны) крепления колеса 4 в вертикальной и в горизонтальной плоскостях до совмещения световой точки луча с началом прямоугольной системы координат экрана 1. После этого экран 1 размещают на колесе 4, а источник базового луча - на колесе 2. Повторяют операцию и перемещают буксы крепления колеса 2 до совмещения световой точки базового луча с началом системы координат экрана 1, установленного параллельно торцевой поверхности ходового колеса 4. После 2-х-3-х-разового повторения операции ходовые колеса 2 и 4 будут находиться в положении, при котором световая точка базового луча будет располагаться в точке начала прямоугольной системы координат экрана 1 и при установке последнего на колесе 2 (при этом источник 6 установлен на колесе 4), и при установке экрана 1 на колесе 4 (источник 6 соответственно расположен на колесе 2). Такие положения световой точки базового луча свидетельствуют, что положение ходовых колес подъемно-транспортного средства откорректировано с высокой точностью.

Аналогичным образом выставляется и вторая пара контролируемых ходовых колес подъемно-транспортного средства.

Устройство для контроля положения ходовых колес подъемно-транспортного средства, содержащее измерительный экран, снабженный прямоугольной системой координат и установленный на одном из пары контролируемых колес параллельно его торцевой поверхности, и источник базового луча, установленный с возможностью пересечения его оптической оси с началом упомянутой системы координат, отличающееся тем, что источник базового луча закреплен на втором контролируемом колесе перпендикулярно его торцевой поверхности.



 

Похожие патенты:
Наверх