Колесо ведущее для промышленного гусеничного трактора
Использование: в тракторном машиностроении, например, в гусеничном промышленном тракторе Т-500. Сущность полезной модели:
Колесо ведущее для промышленного гусеничного трактора, содержащее зубчатый венец с 29 зубьями, состоит из:
- восьми самостоятельных сегментов, в том числе пять сегментов 1 содержат по четыре зуба и четыре крепежных отверстия, а три сегмента 2 содержат по три зуба и три крепежных отверстия;
- ступицы 3;
- двадцати девяти болтов 4 с гайками 5 и стопорными пластинами 6 для крепления сегментов к ступице.
Сегменты выполнены методом горячей высокоточной штамповки из высокопрочной легированной стали без дальнейшей механической обработки профиля зуба, а зубья оптимально упрочнены за счет специальной термообработки для обеспечения сопротивления излому и износу.
Сегменты в венце расположены таким образом, чтоб между любыми двумя сегментами с тремя зубьями располагались один или два сегмента с четырьмя зубьями.
Разделение венца из 29 зубьев на пять сегментов из четырех зубьев и три сегмента из трех зубьев позволяет упростить технологию штамповки и исключить механическую обработку зубьев.
Полезная модель относится к транспортному машиностроению, конкретнее к гусеничным тракторным средствам, например, для использования на тракторах Т-500 и их модификациях.
Известны колеса ведущие для гусеничного трактора, содержащие по 29 зубьев и состоящие из ступицы и зубчатого венца, выполненного методом литья в виде сплошного венца или в виде венца из трех частей, полученных методом разрезки из сплошного венца, выполненного методом литья. Венец крепится к ступице при помощи болтового соединения с контровочными пластинами от самоотворачивания. («Трактор Т-500. Техническое описание и инструкция по эксплуатации», разработчик ОАО «Промтрактор», г.Чебоксары).
Недостатком данной конструкции является недостаточная стойкость и быстрый износ зубьев венца, выполненного методом литья, а также значительная трудоемкость работ при смене зубчатого венца.
Известно колесо ведущее для промышленного гусеничного трактора (свидетельство на полезную модель №14036 с приоритетом от 17.01.2000 г.), содержащее зубчатый венец с 29 зубьями, закрепленный на ступице болтовыми соединениями и состоящий из 10 самостоятельных сегментов, в том числе 9 сегментов содержат по три зуба и три крепежных отверстия, а один сегмент содержит два зуба и два крепежных отверстия. Упомянутые сегменты изготовлены методом горячей высокоточной штамповки без дальнейшей обработки профиля зуба.
Недостатком данной конструкции является повышенные усилия на крепежные элементы секторов при работе.
Известно колесо ведущее для промышленного гусеничного трактора (свидетельство на полезную модель №15873 с приоритетом от 18.05.2000г.), содержащее зубчатый венец с 29 зубьями, закрепленный на ступице болтовыми соединениями и состоящий из 6 самостоятельных сегментов, в том числе 5 сегментов содержат по пять зубьев и пять крепежных отверстия, а один сегмент содержит четыре зуба и четыре крепежных отверстия.
Недостатком данной конструкции является тот факт, что при изготовлении методом горячей высокоточной штамповки из высокопрочной легированной стали профиль четырех зубьев выполняется точно и не требует дальнейшей обработки, а профиль крайнего зуба для выемки из штампа выполняется с отклонением от заданного профиля в сторону увеличения и требует механической обработки по профилю, что повышает трудоемкость изготовления. Известен вариант изготовления сектора из пяти зубьев методом горячей высокоточной штамповки, по которому профиль трех средних зубьев изготовлен точно, а профиль двух крайних зубьев выполняется с механической доработкой.
Задача, решаемая описываемой моделью, заключается в создании венца колеса ведущего для промышленного гусеничного трактора, отличающегося повышенной эксплуатационной надежностью и оптимально низкой трудоемкостью в изготовлении и эксплуатации.
Для этого венец ведущего колеса промышленного гусеничного трактора, содержащий 29 зубьев, закреплен на ступице болтовыми соединениями и состоит из восьми самостоятельных сегментов, выполненных методом горячей высокоточной штамповки из высокопрочной легированной стали без дальнейшей механической обработки профиля зуба, в том числе 5 сегментов содержат по четыре зуба и четыре крепежных отверстия, а три сегмента содержат по три зуба и три крепежных отверстия. При установке на ступицу сегменты располагают таким образом, чтобы между любыми двумя сегментами с тремя зубьями располагались один или два сегмента с четырьмя зубьями, что обеспечивает равномерную нагрузку на крепежные элементы секторов при работе.
Описание полезной модели проиллюстрировано, где на фиг.1 изображено колесо ведущее в сборе, а на фиг.2 - поперечный разрез А-А зубчатого колеса.
Пять сегментов 1, содержащих по четыре зуба и четыре крепежных отверстия, и три сегмента 2, содержащих по три зуба и три крепежных отверстия, составляющие венец ведущего колеса, закреплены на ступице 3 ведущего колеса при помощи болтов 4, гаек 5 и стопорных пластин 6.
Выбор количества зубьев в сегменте до оптимального количества обеспечивает уменьшение трудоемкости при изготовлении и ремонте ведущего колеса, а поверхностная закалка зубьев ТВЧ для получения оптимальной твердости рабочих поверхностей в сочетании с выбранным расположения секторов гарантируют равномерный износ и длительный срок службы.
1. Колесо ведущее для промышленного гусеничного трактора, содержащее зубчатый венец с 29 термически обработанными зубьями, закрепленный на ступице болтовыми соединениями, отличающееся тем, что зубчатый венец состоит из восьми самостоятельных сегментов, в том числе пять сегментов содержат по четыре зуба и четыре крепежных отверстия, а три сегмента содержат по три зуба и три крепежных отверстия.
2. Колесо ведущее по п.1, отличающееся тем, что между любыми двумя сегментами с тремя зубьями расположены один или два сегмента с четырьмя зубьями.