Универсальный координатно-измерительный шаблон

 

Полезная модель относится к области измерительной техники и может быть использована при измерении параметров и ремонте элементов железнодорожного рельсового пути. Сущность п.м.: универсальный координатно-измерительный шаблон снабжен угловой измерительной скобой со шкалой, фиксатором рабочего положения и концевым упором с регулировочным винтом, а также жестко прикрепленным к измерительной линейке и установленным с возможностью контроля неприлегания остряка к поверхности стрелочной подкладки в острие остряка и стыковые зазоры мерным клином, выполненным в виде углового фасонного элемента со шкалой и концевым скосом, при этом угловая измерительная скоба пропущена через выполненные в измерительных губках отверстия и установлена параллельно измерительной линейке с возможностью измерения ширины головок остряка и рамного рельса и контроля ординат и понижения остряка относительно верха головки рамного рельса.

Полезная модель относится к области измерительной техники и может быть использована при измерении параметров и ремонте элементов железнодорожного рельсового пути.

Известно устройство для контроля деталей со сложным профилем, содержащее основание, закрепленную на нем стойку с двумя рядами отверстий для размещения между ними контролируемой детали, установленные в отверстиях обоих рядов с возможностью перестановки направляющие элементы и размещенные на соответствующих парах направляющих элементов разных рядов шаблоны (см., например, описание изобретения к авторскому свидетельству СССР №1486749, кл. G 01 В 5/20, 1987).

Недостатками этого устройства являются необходимость точного центрирования детали, что требует определенной квалификации и увеличивает трудоемкость ремонтных работ.

Наиболее близким из известных по своей технической сущности и достигаемому результату является выбранный в качестве прототипа универсальный коордииатно-измерительный шаблон, содержащий измерительный штангенциркуль в виде измерительной линейки со шкалой, упорными и измерительными губками, фиксатором рабочего положения и нониусом (см., например, свидетельство РФ на ПМ №6618, кл, G 01 В 5/20, опубл. 1998).

К недостаткам устройства следует отнести его ограниченные эксплуатационные и технологические возможности.

Сущность заявляемой полезной модели выражается в совокупности существенных признаков, достаточных для достижения обеспечиваемого предлагаемой полезной моделью технического результата, который выражается в расширении эксплуатационных и технологических возможностей за счет возможности измерения геометрических элементов рельсового пути, подвергаемых циклическому и динамическому нагружению и в повышении удобства эксплуатации.

Заявленная совокупность существенных признаков находится в прямой причинно-следственной связи к указанному достигаемому результату.

Указанный технический результат достигается тем, что универсальный координатно-измерительный шаблон, преимущественно для контроля параметров элементов железнодорожного рельсового пути, содержащий измерительный штангенциркуль в виде измерительной линейки со шкалой, упорными и измерительными губками, фиксатором рабочего положения и нониусом, снабжен угловой измерительной скобой со шкалой, фиксатором рабочего положения и концевым упором с регулировочным винтом, а также жестко прикрепленным к измерительной линейке и установленным с возможностью контроля неприлегания остряка к поверхности стрелочной подкладки в острие остряка и стыковые зазоры мерным клином, выполненным в виде углового фасонного элемента со шкалой и концевым скосом, при этом угловая измерительная скоба пропущена через выполненные в измерительных губках отверстия и установлена параллельно измерительной линейке с возможностью измерения ширины головок остряка и рамного рельса и контроля ординат и понижения остряка относительно верха головки рамного рельса.

Сравнение заявленного технического решения с прототипом позволило установить соответствие его критерию "новизна", т.к. оно не известно из уровня техники.

Предложенное устройство является промышленно применимым, поскольку может быть изготовлено существующими техническими средствами.

Таким образом, предложенное техническое решение соответствует установленным условиям патентоспособности полезной модели.

Других известных технических решений аналогичного назначения с подобными существенными признаками заявителем не обнаружено.

Заявленное устройство предназначено для контроля параметров элементов железнодорожного рельсового пути, главным образом, формы головки остряка и взаимного положения

головок остряка и рамного рельса, связанного с необходимостью соблюдения требований безопасности при проведении работ по их шлифовке и наплавке остряков.

Заявленное устройство позволяет контролировать:

- износ головок остряка и рамного рельса в контрольных точках;

- понижение остряка относительно верха головки рамного рельса;

- форму головки остряка от сечения остряка 5 мм до его сечения 50 мм;

- неприлегание подошвы остряка к подкладке;

- неприлегание остряка к рамному рельсу в острие;

- желоб между отведенным остряком и рамным рельсом:

- зазор в стыках от 0 до 10 мм.

На фиг.1 представлен универсальный координатно-измерительный шаблон для контроля параметров элементов железнодорожного рельсового пути (в сборе), на фиг.2 - угловая измерительная скоба, на фиг.3 - мерный клин, на фиг.4-6 - контроль формы и взаимного положения устройства при измерении параметров элементов железнодорожного рельсового пути.

Универсальный координатно-измерительный шаблон для контроля параметров элементов железнодорожного рельсового пути содержит измерительный штангенциркуль в виде измерительной линейки 1 со шкалой, упорными 2 и измерительными 3 губками, фиксатором (не показан) рабочего положения и нониусом 4.

Универсальный координатно-измерительный шаблон снабжен угловой измерительной скобой 5 со шкалой, фиксатором 6 рабочего положения и концевым упором 7 с фиксирующим регулировочным винтом 8, а также жестко прикрепленным к измерительной линейке и установленным с возможностью контроля неприлегания остряка к поверхности стрелочной подкладки в острие остряка и стыковые зазоры мерным клином, выполненным в виде углового фасонного элемента 9 со шкалой и концевым скосом (не обозначен), при этом угловая измерительная скоба 5 пропущена через выполненные в измерительных губках 3 отверстия (не обозначены) и установлена параллельно измерительной линейке 1 с возможностью измерения

ширины головок остряка и рамного рельса и контроля ординат и понижения остряка относительно верха головки рамного рельса 10.

Наружные грани измерительных губок 3 штангенциркуля обработаны таким образом, что на одной губке наружная грань представляет собой вертикаль к планке (ширина губки 5,0 мм), а наружная грань другой губки обработана с уклоном 1/3.

На планке нанесена мерная шкала (не показана) с учетом ширины обеих губок.

Такая обработка губок позволяет измерять желоб между отведенным остряком и рамным рельсом при упоре наклонной грани губки (с уклоном 1/3) в нерабочую грань остряка, а вертикальной грани второй губки в головку рельса на расстоянии 13 мм от верха головки рамного рельса.

Мерный клин позволяет измерять неприлегание остряка к поверхности стрелочной подкладки в острие остряка и стыковые зазоры от 0 до 12 мм.

Угловая измерительная скоба 5 предназначена для ее установки и закрепления на головке рельса в горизонтальном положении, т.е. перпендикулярно оси рельса. Для этого угловая измерительная скоба опирается на верх головки рельса и на его боковую грань, а на штанге скобы укреплен уровень. Закрепление угловой измерительной скобы осуществляется с помощью фиксатора рабочего положения в виде регулировочного винта.

Работа устройства и контроль формы и взаимного положения параметров элементов железнодорожного рельсового пути осуществляются следующим образом.

Измерение износа головок остряка и рамного рельса и износ головок остряка и рамного рельса определяется как разность между шириной изношенной и новой головок на уровне 13 мм от верха головки. Измерение ширины головки производится при установке планки на верх головки рельса перпендикулярно его вертикальной оси, а концы измерительных губок должны плотно упираться в боковые грани головки на уровне 13 мм от верха головки, Размер ширины головки регистрируется по шкале штангенциркуля.

Понижение головки остряка относительно верха головки рамного рельса можно контролировать двумя способами.

Первый способ - с использованием штангенциркуля и угловой измерительной скобы.

Угловая измерительная скоба 5 устанавливается на головке рельса и плотно прижимается опорами поверху и на боковой грани головки. При помощи винта штанга скобы устанавливается в горизонтальное положение (контроль осуществляется с помощью уровня). Величина понижения головки остряка относительно верха головки рамного рельса определяется с помощью нутромера штангенциркуля и регистрируется по основной шкале штангенциркуля.

Второй способ - с использованием усовершенствованного движка известного путевого шаблона, который имеет большую длину по сравнению с типовой и на нем нанесена шкала. Нулевое значение на шкале соответствует положению основания движка на уровне верха головки рамного рельса.

Измерение осуществляется при установке путевого шаблона на два рамных рельса над сечением остряка, где необходимо определить понижение остряка относительно рамного рельса.

Опуская основание движка на верх головки остряка по показаниям шкалы определяется понижение остряка относительно рамного рельса.

Измерения производятся при отведенном положении остряка.

При превышении величины износа выше нормативных значений железнодорожный рельсовый путь или отдельные его элементы подлежат восстановительному ремонту.

Таким образом, предложенное устройство обладает расширенными эксплуатационными и технологическими возможностями.

Универсальный координатно-измерительный шаблон, преимущественно для контроля параметров элементов железнодорожного рельсового пути, содержащий измерительный штангенциркуль в виде измерительной линейки со шкалой, упорными и измерительными губками, фиксатором рабочего положения и нониусом, отличающийся тем, что он снабжен угловой измерительной скобой со шкалой, фиксатором рабочего положения и концевым упором с регулировочным винтом, а также жестко прикрепленным к измерительной линейке и установленным с возможностью контроля неприлегания остряка к поверхности стрелочной подкладки в острие остряка и стыковые зазоры мерным клином, выполненным в виде углового фасонного элемента со шкалой и концевым скосом, при этом угловая измерительная скоба пропущена через выполненные в измерительных губках отверстия и установлена параллельно измерительной линейке с возможностью измерения ширины головок остряка и рамного рельса и контроля ординат и понижения остряка относительно верха головки рамного рельса.



 

Наверх