Гидравлический толкатель
Полезная модель относится к двигателестроению и может быть использована в клапанных механизмах газораспределения двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в частности гидравлический толкателях. Цель настоящей полезной модели заключается в повышении эффективности и надежности работы гидротолкателя путем сохранения максимально возможного объема масла в кольцевом масляном резервуаре, подпитывающем центральную масляную полость при пуске двигателя, когда каналы, подводящие масло к толкателю, еще не заполнены. Указанная цель достигается тем, что гидравлический толкатель для клапанного механизма двигателя внутреннего сгорания (ДВС), содержащий корпус в виде полого цилиндра с маслоподводящим отверстием в стенке и кольцевой канавкой, закрытого с одного конца дном, взаимодействующим с управляющим кулачком распределительного вала, тонкостенную втулку, закрепленную в корпусе, опирающуюся на дно корпуса и состоящую из наружного цилиндра, в котором размещен подвижный гидрокопменсатор, и соединяющей эти цилиндры усеченной конической частью, образующей кольцеобразный масляный резервуар, который ограничен дном корпуса с углублением и гидрокомпенсатором, состоящим из колпачка и поршня с обратным клапаном, причем дно корпуса в месте контакта с поршнем с обратным клапаном выполнено с углублением со стороны маслоподводящего канала, а обратный клапан выполнен подпружиненным относительно колпачка, с отверстием в донной части, причем в верхней части на поршне установлено уплотнение с внутренним направляющим цилиндром.
Полезная модель относится к двигателестроению и может быть использована в клапанных механизмах газораспределения двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в частности гидравлический толкателях.
Известен чашеобразный толкатель клапана для приведения в действие клапана ДВС, состоящий из цилиндрической рубашки, закрытой с одной стороны днищем, на внешней периферийной поверхности которой образована кольцевая канавка,, а на внутренней периферийной поверхности вышеуказанной цилиндрической рубашки установлен без зазора цилиндр из листовой стали, вышеуказанный толкатель клапана состоит из направляющей втулки, в которой установлен гидравлический элемент компенсации зазора, отличающийся тем, что цилиндр из листовой стали установлен до зоны рубашки, состоящей из кольцевой канавки, в то время как валик, образованный раскатной на внутренней периферийной поверхности рубашки опирается на кольцевую канавку цилиндра из листовой стали.
/См. патент США №5379730, 1995/.
Упомянутый толкатель сохраняет масло в центральной масляной полости в положениях вокруг оси полости. При запуске двигателя воздух из кольцевого масляного резервуара попадает в камеру высокого давления, вызывая стук клапанов.
Наиболее близким по технической сути является гидравлический толкатель для клапанного механизма ДВС, содержащий корпус цилиндра с маслопроводящим отверстием в стенке, закрытого с одного конца дном, взаимодействующим с управляющим кулачком распределительного вала, закрепленную в корпусе тонкостенную втулку, опирающуюся на дно корпуса и состоящую из наружного цилиндра с продольным маслоподводящим каналом, внутреннего направляющего цилиндра, в котором размещен подвижный гидрокомпенсатор, и соединяющей эти цилиндры конической части, образующей кольцеобразный масляный резервуар, который ограничен дном корпуса и гидрокомпенсатором, состоящим из колпачка и поршня с обратным клапаном, при этом по месту соединения наружного цилиндра тонкостенной втулки с ее конической частью в зоне контакта с дном корпуса образован радиальный канал в виде углубления, соединяющий продольный маслоподводящий канал с кольцеобразньм резервуаром через концентрическую канавку на внутренней цилиндрической стенке корпуса вблизи дна, образующую кольцевой коллектор, ограниченный дном корпуса и тонкостенной втулкой, отличающийся тем, что канал
для подвода масла в кольцеобразный резервуар, выполненный в виде углубления в тонкостенной втулке, перекрывающего линию контакта втулки с дном корпуса, образован в диаметрально противоположной стороне по отношению к продольному каналу, выполненному в наружном цилиндре тонкостенной втулки.
Гидравлический толкатель отличается тем, что радиальный и продольный каналы соединены кольцевым коллектором.
/См. патент РФ №2179641, 2002 г./
Недостатком этого толкателя является то, что углубление на внутренней поверхности дна корпуса, произвольно смещено по окружности, а также малый объем кольцеобразного масляного резервуара не позволяют предотвратить отток масла из кольцеобразного масляного резервуара наклонно расположенного толкателя.
Цель настоящей полезной модели заключается в повышении эффективности и надежности работы гидротолкателя путем сохранения максимально возможного объема масла в кольцевом масляном резервуаре, подпитывающем центральную масляную полость при пуске двигателя, когда каналы, подводящие масло к толкателю, еще не заполнены. Указанная цель достигается тем, что гидравлический толкатель для клапанного механизма двигателя внутреннего сгорания (ДВС), содержащий корпус в виде полого цилиндра с маслоподводящим отверстием в стенке и кольцевой канавкой, закрытого с одного конца дном, взаимодействующим с управляющим кулачком распределительного вала, тонкостенную втулку, закрепленную в корпусе, опирающуюся на дно корпуса и состоящую из наружного цилиндра, в котором размещен подвижный гидрокопменсатор, и соединяющей эти цилиндры усеченной конической частью, образующей кольцеобразный масляный резервуар, который ограничен дном корпуса с углублением и гидрокомпенсатором, состоящим из колпачка и поршня с обратньм клапаном, причем дно корпуса в месте контакта с поршнем с обратньм клапаном выполнено с углублением со стороны маслоподводящего канала, а обратный клапан выполнен подпружиненным относительно колпачка, с отверстием в донной части, причем в верхней части на поршне установлено уплотнение с внутренним направляющим цилиндром.
На Фиг.представлен заявленный гидравлический толкатель в осевом сечении.
Гидравлический толкатель содержит корпус 1 - полый цилиндр 2 с маслоподводящим отверстием 3. Цилиндр 2 выполнен с одного конца с дном 4. В корпусе 1 жестко закреплена тонкостенная втулка 5, опирающаяся на дно 4, состоящая из наружного цилиндра 6, внутреннего направляющего цилиндра 7, в котором перемещается гидрокомпенсатор 8, и соединяющей цилиндры конической части 9 в
форме усеченного конуса, обращенного своим меньшим основанием в сторону, противоположную дну 4. Коническая часть 9 образует с гидрокомпенсатором 8 и дном 4 кольцеобразный масляный резервуар 11. Гидрокомпенсатор 8 состоит из колпачка 12 и поршня 13, поджимаемого к дну 4 пружиной 14. Внутренние полости колпачка 12 и поршня 13 образуют камеру высокого давления 15, сообщающуюся через подпружиненный 16 обратный шариковый клапан 17 с центральной масляной полостью 18, ограниченной поршнем 13 и дном 4. Для обеспечения перепуска масла из кольцеобразного масляного резервуара 11 в центральную масляную полость 18, в одном листе по окружности контактной поверхности между поршнем 13 и дном 4, предусмотрено углубление 19. В наружном цилиндре 6 тонкостенной втулки 5 выполнен продольный канал 20 соединенный с маслоподводящим отверстием 3, выходящий непосредственно в кольцеобразный масляный резервуар 11.
Масло, подводимое к отверстию 3 в цилиндре 2, попадает в продольный канал 20 и в кольцеобразный масляный резервуар 11 и далее через углубление 19, выполненное в дне 4, в центральную масляную полость 18, затем через подпружиненный 16 шариковый клапан 17 в камеру высокого давления 15. Между внутренним направляющим цилиндром 7 и цилиндрической части 21 гидрокомпенсатора 8 установлено уплотнение 22. Тонкостенная втулка 5 жестко закреплена в корпусе 1 с помощью шва 23, например лазерной сварки.
В таблице приведены сравнительный данные гидротолкателя по полезной модели и, например фирмы INA-F46592.4.
Таблица | |||
Сравнительные данные на заявляемый гидротолкатель HT508C-SET и например, фирмы INA-F46592.4 | |||
Показатели | Гидротолкатели | Преимущество заявленного HT508C-SET | |
заявляемый | фирмы INA-F46592.4 | ||
Размер маслозаливного отверстия | Ф2,4+0,2 | Ф2,3+0,2 | Быстрота дополнительного маслонаполнения |
Выпуклость сферической поверхности корпуса | 0,008-0,012- | 0,007+0,005+ | Меньший износ и повышенный ресурс донной части |
Соединение подпорки с корпусом | Лазерная сварка | Клепка | Отсутствие утечки при стопроцентном контроле, повышенная прочность и ресурс |
Герметичность обратного клапана | Шлифовка и доводка | Выдавливание | Повышенная герметичность и ресурс |
Твердость донной части | Цементация и азотирование в термической печи американского производства, за счет чего: твердость >HR79, толщина упрочненного слоя 0,5 | HV620 | Меньший износ и повышенный ресурс |
Испытания на осаждение | В динамическом состоянии, скорость вращения: 20±1 v/m, температура: 20±5°С, вязкость масла 33±05 sus, осаждение плунжера 1,59 mm за 1,5-15 сек. При усилии 223N | В статическом состоянии, температура: 21±2°С, вязкость масла: V20=70±4 mm3/s, осаждение плунжера 0,5 mm за 0,45-3 сек. при усилии 1500N | Стопроцентное испытание на осаждение в условиях, моделирующих работу двигателя, благодаря чему обеспечивается надлежащее качество |
Гидравлический толкатель для клапанного механизма двигателя внутреннего сгорания (ДВС), содержащий корпус в виде полого цилиндра с маслоподводящим отверстием в стенке и кольцевой канавкой, закрытого с одного конца дном, взаимодействующим с управляющим кулачком распределительного вала, тонкостенную втулку, закрепленную в корпусе, опирающуюся на дно корпуса и состоящую из наружного цилиндра, в котором размещен подвижный гидрокопменсатор, и соединяющей эти цилиндры усеченной конической частью, образующей кольцеобразный масляный резервуар, который ограничен дном корпуса с углублением и гидрокомпенсатором, состоящим из колпачка и поршня с обратным клапаном, причем дно корпуса в месте контакта с поршнем с обратным клапаном выполнено с углублением со стороны маслоподводящего канала, а обратный клапан выполнен подпружиненным относительно колпачка, с отверстием в донной части, причем в верхней части на поршне установлено уплотнение с внутренним направляющим цилиндром.