Система пожаротушения высотных зданий

 

Предлагаемая полезная модель относится к системам пожаротушения с применением авиации, а, именно, вертолетов, применяемых для горизонтального пожаротушения. Технической задачей заявляемой полезной модели является повышение безопасности в эксплуатации, достижение простоты и надежности в работе. Технический результат в предлагаемой полезной модели обеспечивается тем, что вертолет снабжен дополнительным дистанционно управляемым замком, а напорный рукав выполнен секционным, одна секция которого стационарно закреплена на вертолете и установлена на выносной штанге по одному из бортов вертолета так, что ее сопловая часть находится в поле зрения летчика, вторым концом эта секция стационарно закреплена с аварийным узлом расстыковки, к которому подстыкованы остальные секции и закреплены на дополнительном замке при помощи гибкого подвесного устройства, узел аварийной расстыковки выполнен с запорной частью, которая гибкими связями соединена с подвесным устройством подвесных секций напорного рукава.

Предлагаемая полезная модель относится к системам пожаротушения с применением авиации, а, именно, вертолетов, применяемых для горизонтального пожаротушения.

Известен вертолет для тушения пожаров в высотных зданиях, у которого выброс воды осуществляется из гондолы, подвешенной на управляемых тросах к вертолету, а напорный шланг с рабочим телом соединен с находящимся на земле пожарным автомобилем и через вращающийся барабан вертолета опускается в гондолу. Закрепленный в гондоле шланг закачивается наконечником, которым управляет пожарный. К тому же подвесная гондола с помощью управляемых тросов может менять высоту подвеса к вертолету (см. патент Японии №2695667 В2 3157298 А по кл. В 64 С 39/02 от 13.11.89 г.).

Основными недостатками известной конструкции являются:

- наличие подвесной гондолы с человеком внутри ее;

- наличие наматываемого на барабан шланга с рабочим телом и системы управляемых тросов от вертолета к гондоле.

При таком конструктивном исполнении невозможно осуществить быструю аварийную посадку вертолета или отход от здания в случае возникновения аварийной ситуации на вертолете, висящего в

непосредственной близости от горящего здания, так как в этом случае необходимо экстренно освободиться от напорного шланга и подвесной гондолы с человеком.

Известно также устройство (по патенту США №5.135.055 МКИА 62 С 31/00; А 62 С 27/00 от 04.08.92 г.), принятое за прототип, содержащее как минимум один резервуар с водой, магистраль подачи рабочего тела от резервуара к двум разнесенным по разным бортам вертолета выдвижным штангам с управляемыми соплами на концах с помощью бортового насоса и гибкого рукава, соединенного одним концом с аварийным узлом расстыковки и вторым с пожарным автомобилем, имеющего насосную систему.

В этом изобретении предусмотрены конструктивные решения, которые повышают безопасность работающего у горящего здания вертолета путем мгновенного сброса напорного рукава с помощью аварийного узла расстыковки.

К недостаткам этого устройства следует отнести наличие сложной магистрали подачи рабочего тела на вертолете, емкостей для огнегасящего вещества, электролебедки для подъема гибкого рукава, 2-х разнесенных по разным бортам выдвижных штанг с соплами на концах, требующих обеспечения герметичности.

Наличие большого количества конструктивных элементов устройства приводит к снижению отказобезопасности в целом, к тому же внимание

летчика при работе со шлангами, установленными по разным бортам фюзеляжа, рассеивается, что может привести к повышенной утомляемости.

К недостаткам указанного устройства так же можно отнести наличие на борту вертолета насоса подачи жидкости в ствол, что требует отбора мощности от силовой установки вертолета.

Предлагаемая полезная модель обладает повышенной безопасностью в эксплуатации по сравнению с прототипом, простотой и надежностью в работе, при этом утомляемость летчика уменьшается в связи с наличием одной постоянной штанги, на которой при необходимости можно разместить несколько сопел.

Технический результат в предлагаемой полезной модели обеспечивается тем, что вертолет снабжен дополнительным дистанционно управляемым замком, а напорный рукав выполнен секционным, одна секция которого стационарно закреплена на вертолете и установлена на выносной штанге по одному из бортов вертолета так, что ее сопловая часть находится в поле зрения летчика, вторым концом эта секция стационарно закреплена с аварийным узлом расстыковки, к которому подстыкованы остальные секции и закреплены на дополнительном замке при помощи гибкого подвесного устройства, узел аварийной расстыковки выполнен с запорной частью, которая гибкими связями соединена с подвесным устройством подвесных секций напорного рукава.

Предлагаемая полезная модель поясняется чертежами, где на фиг.1 показана система пожаротушения высотных зданий.

На фиг.2 показан узел аварийной расстыковки напорного рукава. Система пожаротушения высотных зданий включает в себя вертолет 1, на котором закреплена сбоку выносная штанга 2, внутри которой проложена и закреплена стационарно секция напорного рукава 3, заканчивающаяся управляемым соплом 4. Второй конец секции 3 прикреплен к аварийному узлу расстыковки 5, который вместе с дополнительным дистанционно управляемым замком 6 закреплены на тяге 7, которая крепится к вертолету 1. К аварийному узлу расстыковки 5 подстыкованы через телескопическое соединение подвесные секции напорного рукава 8, которые закреплены на тросе 9 и подвешены с помощью этого троса через серьгу 10 к дополнительному дистанционно управляемому замку 6. Таким образом, вся нагрузка от наполненного напорного рукава воспринимается дополнительным замком 6 и не передается на узел аварийной расстыковки 5. Разделение на секции подвесного напорного рукава позволяет его собирать необходимой длины и не требует введения в состав системы специальной катушки для намотки излишков рукава.

Подвесные секции напорного рукава в нижней части с помощью полугайки закреплены на пожарном автомобиле 11. К серьге подвесного троса с подвесным рукавом закреплен тросик 12, который с помощью шарика 13 прикреплен к рычагу 14, в свою очередь рычаг 14 с помощью защелки 15 соединен с цапфами 16 верхней части подвесного рукава. К этой же верхней части закреплен тросик 17 и соединен с серьгой подвесного устройства.

Система пожаротушения высотных зданий работает следующим образом. При возникновении пожара в высотном здании по вызову дежурного пожарного подразделения прибывает вертолет и делает облет здания с целью оценки общей обстановки. К этому же зданию из ближайшей пожарной части дежурным направляется пожарный автомобиль, имеющий в своем составе насос высокого давления ˜25 атмосфер.

Пилот вертолета, выбрав подходящую площадку вблизи горящего здания, совершает кратковременную посадку. Находящиеся на борту вертолета пожарные снимают с вертолета секции напорного рукава, стыкуют секции между собой, собирая рукав подвесной 8 нужной длинны.

Один конец рукава заводится в узел расстыковки 5, на электорозамок 6 с помощью серьги 10 навешивается трос 9, к которому прикреплен рукав подвесной 8. Цапфы 16 запираются рычагом 14 и блокируются от открытия защелками 15. В углубление рычага 14 заводится шарик 13, к которому прикреплен тросик 12, а тросик 17, имеющий слабину большую, чем тросик 12, закрепляется в узел рукава подвесного 8. Противоположный конец рукава подвесного 8 закрепляется с помощью полугайки на пожарном автомобиле 11. Устройство подготовлено к работе, вертолет взлетает и зависает в нужном месте перед горящим зданием. По команде пожарного-наблюдателя, находящегося в кабине пилота, включается насос пожарного автомобиля, вода под давлением подается по магистрали и через сопло 4 на очаг пожара. При необходимости пожарный-наблюдатель управляет соплом

вверх-вниз, поворотом вертолета влево-вправо летчик управляет струей воды, выходящей из сопла 4 по курсу.

В случае необходимости освободиться от подвесного рукава летчик нажимает на кнопку аварийного сброса, расположенную на органе управления (ручке общего шага). При этом срабатывает электорозамок 6, поворачивается несущий рычаг электрозамка, с которого сходит серьга 10, с тросом 9 и подвесным рукавом 8.

Падающая серьга 10 с тросом 9 тянет за собой тросик 12, который поворачивает рычаг 14, освобождая из зацепления цапфы 16, при этом шарик 13 с тросиком 12 выпадают из зацепления рычага 14.

При освобожденных от зацепления цапфах 16 тросик 17 увлекает за собой рукав подвесной 8, который падает на землю. Тем самым происходит освобождение вертолета от привязи.

Заявленная полезная модель обладает по сравнению с прототипом повышенной безопасностью в эксплуатации, простотой и надежностью в работе, быстрой реализацией при создании противопожарной техники тушения пожаров в зданиях повышенной этажности. На указанную систему разработан комплект рабочей конструкторской документации, изготовлен опытно-промышленный образец, который проходит стендовые испытания.

Система пожаротушения высотных зданий, состоящая из пожарного автомобиля с насосом, соединенного с вертолетом магистралью подачи рабочего тела в виде выносной штанги, напорного рукава, который имеет на конце управляемое сопло, а также узел аварийной расстыковки, отличающаяся тем, что вертолет снабжен дополнительным дистанционно управляемым замком, а напорный рукав выполнен секционным, одна секция которого стационарно закреплена на вертолете и установлена на выносной штанге по одному из бортов вертолета так, что ее сопловая часть находится в поле зрения летчика, вторым концом эта секция стационарно связана с аварийным узлом расстыковки, к которому подстыкована подвесная часть напорного рукава и закреплена на дополнительном замке при помощи гибкого подвесного устройства, узел аварийной расстыковки выполнен с запорной частью, которая гибкими связями соединена с подвесным устройством подвесной части напорного рукава.



 

Наверх