Сопловой блок турбореактивного двигателя с пусковым пороховым газогенератором

 

Полезная модель относится к авиационной технике и может быть использована для турбореактивных двигателей (ТРД) с пусковым пороховым газогенератором. Предлагаемой полезной моделью решается задача расширения диапазона применения соплового блока с использованием заглушки в виде технологической и сбрасываемой перед пуском защитной. Для достижения названного технического результата в сопловом блоке ТРД с пусковым пороховым газогенератором, включающим сопло, включающий сопло, заглушку, выполненную в виде герметично закрепленного на сопле двигателя металлического цилиндра с днищем и промежуточной перегородкой с отверстиями, закрытыми закрепленной на перегородке сеткой и полимерной пленкой, при этом в поверхности цилиндра между днищем и перегородкой также выполнены закрытые сеткой и пленкой отверстия, площадь которых не менее площади отверстий перегородки, а также устройство фиксации заглушки, устройство фиксации выполнено с возможностью его срабатывания для сброса заглушки в полете и снабжено управляемым пиропатроном.

Полезная модель относится к авиационной технике и может быть использована для турбореактивных двигателей (ТРД) с пусковым пороховым газогенератором.

Известен сопловой блок турбореактивного двигателя с пусковым пороховым газогенератором (полезная модель РФ №27410), который принят за прототип, включающий сопло; заглушку, выполненную в виде герметично закрепляемого на сопле двигателя металлического цилиндра с днищем и промежуточной перегородкой с отверстиями, закрытыми закрепленной на перегородке сеткой и полимерной пленкой, при этом в поверхности цилиндра между днищем и перегородкой также выполнены закрытые сеткой и пленкой отверстия, площадь которых не менее площади отверстий перегородки, а также содержащий устройство фиксации в виде крепежного болта, вворачиваемого в резьбовое отверстие в торце сопла двигателя и поджимающего заглушку к соплу.

Общими признаками с предлагаемым техническим решением являются все, кроме выполнения устройства фиксации в виде крепежного болта.

Недостатком указанной конструкции является узкий диапазон ее применения, так как заглушка может быть использована только в виде технологической, снимаемой перед полетом летательного аппарата с сопла ТРД. Однако, для класса беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), низко подвешиваемых под крылом самолета, стоит задача защиты от влаги, осадков, песка, камней и др. посторонних предметов внутренних полостей сопла и двигателя для обеспечения его работоспособности и назначенного

срока службы после взлетов и посадок самолета до пуска БПЛА. Во время штатного пуска БПЛА защитная заглушка должна сбрасываться с сопла.

Предлагаемой полезной моделью решается задача расширения диапазона применения соплового блока с использованием заглушки в виде технологической и сбрасываемой перед пуском защитной.

Для достижения названного технического результата в сопловом блоке ТРД с пусковым пороховым газогенератором, включающим сопло, включающий сопло, заглушку, выполненную в виде герметично закрепленного на сопле двигателя металлического цилиндра с днищем и промежуточной перегородкой с отверстиями, закрытыми закрепленной на перегородке сеткой и полимерной пленкой, при этом в поверхности цилиндра между днищем и перегородкой также выполнены закрытые сеткой и пленкой отверстия, площадь которых не менее площади отверстий перегородки, а также устройство фиксации заглушки, устройство фиксации выполнено с возможностью его срабатывания для сброса заглушки в полете и снабжено управляемым пиропатроном.

В частном варианте данное устройство может быть реализовано так - устройство фиксации содержит пустотелый шток, один конец которого закреплен в выполненной на торце сопла расточке, а другой конец имеет резьбу для закрепления заглушки гайкой, механизм закрепления и отделения штока, при этом пиропатрон ввернут в гайку крепления заглушки, а механизм закрепления и отделения штока при этом может быть выполнен так - он содержит разжимное пружинное кольцо с наружным конусом, обращенным к выходу из расточки, удерживающее шток до срабатывания и входящее в соответствующую канавку в расточке сопла, подпружиненный поршень, удерживающий разжимное кольцо до срабатывания и сдвигаемый по штоку, упор, установленный на штоке, при этом в штоке на конце, закрепленном в расточке на торце сопла, выполнены отверстия подвода газов на подпружиненный поршень.

Отличительными признаками предлагаемого технического решения от известного является то, что, устройство устройство фиксации выполнено с возможностью его срабатывания для сброса заглушки в полете и снабжено управляемым пиропатроном. При этом как частный случай устройство фиксации содержит пустотелый шток, один конец которого закреплен в выполненной на торце сопла расточке, а другой конец имеет резьбу для закрепления заглушки гайкой, механизм закрепления и отделения штока, при этом пиропатрон ввернут в гайку крепления заглушки, а механизм закрепления и отделения штока при этом может быть выполнен так - он содержит разжимное пружинное кольцо с наружным конусом, обращенным к выходу из расточки, удерживающее шток до срабатывания и входящее в соответствующую канавку в расточке сопла, подпружиненный поршень, удерживающий разжимное кольцо до срабатывания и сдвигаемый по штоку, упор, установленный на штоке, при этом в штоке на конце, закрепленном в расточке на торце сопла, выполнены отверстия подвода газов на подпружиненный поршень.

Благодаря наличию указанных отличительных признаков в совокупности с известными достигается следующий технический результат - сопловой блок ТРД с пусковым пороховым газогенератором можно использовать с заглушкой не только как защитно-транспортировочной на земле, но и в эксплуатации для защиты внутренних полостей двигателя при предпусковых полетах, при этом перед пуском БПЛА она сбрасывается по команде летчика.

В результате поиска по источникам патентной и научно-технической информации, решений, содержащих аналогичные признаки, не обнаружено. Таким образом, можно сделать заключение о том, что предлагаемое устройство не известно из уровня техники и, следовательно, соответствует критерию охраноспособности «новое».

Предлагаемое техническое решение может найти применение при хранении, транспортировании и монтаже ТРД, также в качестве защитного

устройства ТРД БПЛА, расположенных на низкой подвеске под самолетом, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию охраноспособности «промышленно применимо».

Представленное устройство иллюстрируется на фиг.1-5.

На фиг.1 изображен продольный разрез соплового блока установленного на двухконтурный турбореактивный двигатель (ДТРД).

На фиг.2 изображен элемент А фиг.1.

На фиг.3 изображен поперечный разрез Б-Б фиг.1.

На фиг.4 изображен элемент В фиг.1. при установленной на сопло заглушке.

На фиг.3 изображен элемент В фиг.1 при сброшенной заглушке.

Представленный на фиг.1-5 сопловой блок содержит сопло 1, заглушку, содержащую металлический цилиндр 2 с днищем 3 и промежуточной перегородкой 4 с отверстиями 19, закрытыми закрепленной на перегородке 4 сеткой 5 и полимерной пленкой 6. В поверхности цилиндра 2 между днищем 3 и перегородкой 4 выполнены отверстия 20, также закрытые сеткой 7 и пленкой 8. Заглушка герметизируется по корпусу двигателя 9 с пороховым газогенератором 10 уплотнением 11, а по соплу 1 уплотнением 12. В проточку 21 на сопле двигателя 1 вставлен шток 13 с каналом 22, фиксируемый в проточке 21 разжимным пружинным кольцом 14.

При установленной заглушке до ее отсоединения разжимное пружинное кольцо 14 удерживается подпружиненным поршнем 15. Шток 13 также содержит упор 16 и отверстия 23 для прохода газов от пиропатрона 17. На разжимном пружинном кольце 14 снаружи со стороны выхода из проточки 21 и на соответствующей канавке в проточке 21 выполнены конусы соответственно 24 и 25. На шток 13 наворачивается гайка 18, подтягивающая заглушку через шток 13 к двигателю 9.

При хранении, транспортировке и монтаже ТРД заглушка работает как предохранительное и защитное устройство. При низкозакрепленных под

крылом самолета ракетах до их пуска заглушка защищает внутреннюю полость двигателя от дождя, песка, камней и т.д.

При сбрасывании заглушки перед пуском по команде летчика срабатывает пиропатрон 17, газы по каналам 22, 23 поступают под поршень 15, который отжимается и освобождает разжимное пружинное кольцо 14. Кольцо 14 под действием составляющих сил от осевой силы на конусах 24 и 25 и пружинных сил сжимается, и шток 13 под действием газов выходит из проточки 21. При этом поршень 15 останавливается упором 16, а заглушка отделяется от сопла 1 двигателя и сбрасывается.

1. Сопловой блок турбореактивного двигателя с пусковым пороховым газогенератором, включающий сопло, заглушку, выполненную в виде герметично закрепленного на сопле двигателя металлического цилиндра с днищем и промежуточной перегородкой с отверстиями, закрытыми закрепленной на перегородке сеткой и полимерной пленкой, при этом в поверхности цилиндра между днищем и перегородкой также выполнены закрытые сеткой и пленкой отверстия, площадь которых не менее площади отверстий перегородки, а также устройство фиксации заглушки, отличающийся тем, что устройство фиксации выполнено с возможностью его срабатывания для сброса заглушки в полете и снабжено управляемым пиропатроном.

2. Сопловой блок по п.1, отличающийся тем, что устройство фиксации содержит пустотелый шток, один конец которого закреплен в выполненной на торце сопла расточке, а другой конец имеет резьбу для закрепления заглушки гайкой, механизм закрепления и отделения штока, при этом пиропатрон ввернут в гайку крепления заглушки.

3. Сопловой блок по п.2, отличающийся тем, что механизм закрепления и отделения штока содержит разжимное пружинное кольцо с наружным конусом, обращенным к выходу из расточки, удерживающее шток до срабатывания и входящее в соответствующую канавку в расточке сопла, подпружиненный поршень удерживающий разжимное кольцо до срабатывания и сдвигаемый по штоку, упор, установленный на штоке, при этом в штоке на конце, закрепленном в расточке на торце сопла, выполнены отверстия подвода газов на подпружиненный поршень.



 

Похожие патенты:

Сопло, с измененной пространственной формой суженной по диаметру частью, может найти применение для качественного роста скоростных или тяговых характеристик сопла в ракетных и самолетно-реактивных двигателях, в газодинамических лазерах, магнито-газо динамических установках и др.
Наверх