Рулевое устройство для малогабаритного судна

 

Полезная модель относится к области судостроения, в частности, к конструкциям рулевых устройств для малогабаритных судов различного назначения с подъемными перьями рулей. Коробка пера руля установлена на кормовой части судна. Перо руля закреплено на оси в коробке пера с возможностью поворота в вертикальной плоскости. Румпель выполнен сдвоенным. Обе его части размещены с внешних сторон коробки пера и соединены осью с пером руля. Для перевода пера руля в положение вертикально вверх устройство содержит пружины, закрепленные на концах сдвоенного румпеля и в нижней части коробки пера по обеим ее сторонам, а также упорный ролик, установленный в верхней части коробки пера с возможностью взаимодействия с румпелем. Коробка пера установлена с использованием шарниров поворота в горизонтальной плоскости. Полезная модель позволяет упростить и ускорить управления подъемом и опусканием пера руля, что обусловливает повышение безопасности экипажа и комфортности судна, оснащенного таким устройством.

Полезная модель относится к области судостроения, в частности к конструкциям рулевых устройств для малогабаритных судов различного назначения с подъемными перьями рулей.

В процессе эксплуатации различных парусных судов одним из самых значимых узлов является рулевое устройство. От его надежности, удобства и простоты использования зависит безопасность судна и экипажа.

В части проектирования малогабаритных судов сложилась определенная традиция в конструкции рулевых устройств. Румпель служит для ручной установки пера руля под необходимым углом к продольной оси судна при необходимости поворота. Перо имеет возможность поворота в вертикальной плоскости внутри его коробки из рабочего положения (вертикально вниз) в стояночное положение (горизонтальное) и обратно. При наезде на подводное препятствие или дно водоема в рабочем положении перо рулевого устройства должно подниматься во избежание поломок механизма, однако, оно не должно подниматься под воздействием набегающего потока воды, возникающем при движении судна.

Существуют различные способы управления положением пера для перевода устройства из стояночного положения в рабочее и обратно (подъем-опускание руля), например, непосредственно рукой рулевого, с помощью веревочных тяг и т.п.

Из уровня техники известен, например, механизм подъема пера руля, содержащий баллер, румпель, шарнирно закрепленный в верхней части баллера, перо руля и две защелки, одна из которых служит стопором, а другая - подъемная, управляемая при подъеме руля румпелем, а при опускании руля - тягой (см. М.Карницкий и др. «Механизм для подъема пера руля», сборник «Катера и Яхты», вып. 3 (85), с.41). Недостатком данной конструкции механизма подъема руля является отсутствие жесткой кинематической связи между румпелем и пером руля и наличие большого

количества соединительных деталей, что затрудняет использование конструкции.

Наиболее близким к предложенному является рулевое устройство парусного судна, принятое за прототип, содержащее коробку пера руля, нижнюю и верхнюю петли подвески руля, румпель и канат для управления пером руля, при этом ось пера руля закреплена в верхней части коробки, а в нижней петле подвески выполнены горизонтальные вырезы, в которые входит штырь пера руля с возможностью фиксирования в указанных вырезах при опущенном положении пера руля. Один конец каната закреплен на пере руля, а другой через блоки, которыми снабжена коробка пера руля, выведен на румпель (см. авт. свид. СССР №1240684, кл. В 63 Н 25/08, 1983).

Недостатком этого устройства является сложность управления, невозможность надежной фиксации пера руля в крайних положениях, а также экстренной отдачи каната управления пером руля при соприкосновении последнего с препятствием, что снижает эксплуатационные характеристики устройства.

Задачей предложенной полезной модели является упрощение и ускорение управления подъемом и опусканием пера руля, что обусловливает повышение безопасности экипажа и комфортности судна, оснащенного таким устройством.

Поставленная задача решена за счет того, что в рулевом устройстве, содержащем перо руля, закрепленное на оси в коробке пера с возможностью поворота в вертикальной плоскости, и румпель, связанный пером руля, румпель предпочтительно выполнен сдвоенным, при этом обе его части размещены с внешних сторон коробки пера и соединены с пером руля осью, устройство содержит пружину или пружины, закрепленные на этом же конце румпеля (на концах сдвоенного румпеля) и на коробке пера (по обеим ее сторонам), а также упорный ролик, установленный на коробке пера с возможностью взаимодействия с румпелем.

Коробка пера установлена на кормовой части судна с использованием шарниров поворота в горизонтальной плоскости.

На фиг.1 - 3 приведена схема работы устройства, при этом на фиг.1 - с положением пера руля в рабочем положении (нижнем), на фиг.2 - в горизонтальном положении, на фиг.3 - в стояночном положении (вертикально вверх).

Рулевое устройство состоит из пера 1 руля, закрепленного на оси 2 в коробке 3 пера, установленной на кормовой части 4 судна с использованием шарниров 5 поворота руля. Обе части сдвоенного румпеля 6 размещены с внешних сторон коробки 3 пера и соединены с пером 1 через ось 7 вращения. На концах обоих частей сдвоенного румпеля 6 закреплены пружины 8, прикрепленные снаружи к коробке 3 пера в ее нижней части по обеим ее сторонам. В верхней части коробки 3 пера установлен упорный ролик 9.

В рабочем положении пера 1 руля (нижнем) управление судном выполняется через сдвоенный румпель 6, как при использовании стандартного рулевого устройства.

Откидывания пера 1 руля набегающим потоком воды при движении судна не происходит, благодаря установленным пружинам 8, однако, при наезде на подводное препятствие или дно водоема перо 1 отклоняется, растягивая пружины 8, и амортизирует удар.

При необходимости поднятия пера 1 руля в стояночное положение (вертикально вверх) рулевой резким движением вниз нажимает на передний конец румпеля 6. Румпель 6 упирается в упорный ролик 9 и производит вращение пера руля 1 в коробке 3, и растяжении пружин 8. В верхнем положении пера 1 руля пружины 8 препятствуют опусканию пера 1 в рабочее положение (нижнее).

Для опускания пера 1 руля из стояночного положения (вертикально вверх) в рабочее положение (нижнее) рулевой резким движением вниз, подобным тому, что необходим для поднятия пера 1, нажимает на

передний конец румпеля 6. Румпель 6 упирается в упорный ролик 9 и производит вращение пера 1 руля в коробке 3, растягивая пружины 8. При сжатии пружин 9 перо 1 занимает рабочее (нижнее) положение.

Простота подъема и опускания руля позволяет рулевому не отвлекаться от управления судном. Данное рулевое устройство прошло испытания и подходит для установки и эксплуатации на различных типах малогабаритных судов.

1. Рулевое устройство, содержащее перо руля, закрепленное в коробке пера с возможностью поворота в вертикальной плоскости, румпель, связанный с пером руля, отличающееся тем, что румпель соединен своим концом с пером руля посредством оси и этим же своим концом он связан посредством, по меньшей мере, одной пружины, с коробкой пера, на которой установлен упорный ролик для взаимодействия с румпелем.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что коробка пера установлена на кормовой части судна с использованием шарниров поворота в горизонтальной плоскости.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что румпель выполнен из двух частей, расположенных с внешних сторон коробки пера.



 

Наверх