Городской автобус

 

Полезная модель относится к области транспортных средств для перевозки большого количества пассажиров, более конкретно, к городским автобусам. Полезная модель направлена на решение задачи автоматизированной диагностики и управления агрегатами автобуса, контроля их технического состояния, а также звуковой и визуальной информации пассажиров об остановках на маршруте следования автобуса. Городской автобус содержит кузов с пассажирским салоном, рабочее место водителя с пультом управления, агрегаты и системы их функционирования, включая электрическое оборудование, органы управления и датчики рабочих режимов. Новым в данном устройстве является то, что автобус снабжен информационно-диагностической системой, содержащей установленное на пульте управления центральное вычислительное устройство с информационным экраном и со встроенным сменным накопителем информации, установленный под пультом управления периферийный контроллер для передачи в центральное вычислительное устройство сигналов от датчиков и других источников первичной информации, а также блок инверсии для согласования входных сигналов с командами периферийного контроллера, что в совокупности обеспечивает отображение на информационном экране режимов работы систем и агрегатов, параметров движения и контроля технического состояния автобуса, а также хранение информации во встроенном сменном накопителе для анализа работы автобуса в течение рабочей смены. Дополнительно в данном автобусе, содержащем громкоговорители внутри пассажирского салона, на рабочем месте водителя установлена система автоинформирования, связанная с упомянутыми громкоговорителями, с передним и задним маршрутоуказателями, а также с информационными светодиодными табло, установленными на передней панели, на правой боковине и внутри салона автобуса. В конкретном исполнении, в городском автобусе типа «Московит 6212-01», в качестве информационно-диагностической системы установлена система ИДС-«Пролог», а в качестве системы автоинформирования установлен цифровой информатор типов AGIT-130 или AGIT-131.

Полезная модель относится к области транспортных средств для перевозки большого количества пассажиров, более конкретно, к городским автобусам.

Современные автобусы имеют, как правило, кузов вагонного типа, внутри которого оборудованы пассажирский салон и рабочее место водителя, а также агрегаты и системы их функционирования (см., например, «Краткий автомобильный справочник НИИАТ», М., «Транспорт», 1983, стр.130-131).

Недостатком данных автобусов является использование для их технического обслуживания в основном ручного труда.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению по сущности и совокупности признаков является городской автобус, содержащий кузов с пассажирским салоном, рабочее место водителя с пультом управления, агрегаты и системы их функционирования, включая электрическое оборудование, органы управления и датчики рабочих режимов. Информация о работе агрегатов поступает от датчиков на приборы пульта управления. Информация пассажиров о маршруте следования осуществляется сменными табличками, а информация об остановках производится звуковыми объявлениями (см. статью «Ликинская гармошка», описывающую городской автобус ЛиАЗ-6212, из журнала «Коммерческий транспорт», 2003, №2(24), стр.67-69).

Недостатком данного технического решения является то, что безопасность движения и техническое состояние агрегатов автобуса зависит от квалификации и добросовестности водителя и обслуживающего персонала, так как диагностика агрегатов и систем автобуса осуществляется преимущественно вручную.

Заявляемая полезная модель направлена на достижение технического результата и на решение задачи автоматизированной диагностики и управления агрегатами автобуса, контроля их технического состояния как в период подготовки к работе, так и в процессе движения автобуса, а также накопления информации, полученной в течение рабочей смены, для передачи их в техническую службу эксплуатирующей организации. Кроме того, решается задача звуковой и визуальной информации пассажиров не только о маршруте автобуса, но и об остановках на данном маршруте.

Эта задача решается тем, что городской автобус, содержащий кузов с пассажирским салоном, рабочее место водителя с пультом управления, агрегаты и системы их функционирования, включая электрическое оборудование, органы управления и датчики рабочих режимов, в отличие от известных решений, данный автобус снабжен информационно-диагностической системой, содержащей установленное на пульте управления центральное вычислительное устройство с информационным экраном и со встроенным сменным накопителем информации, установленный под пультом управления периферийный контроллер для передачи в центральное вычислительное устройство сигналов от датчиков и других источников первичной информации, а также блок инверсии для согласования входных сигналов с командами периферийного контроллера, что в совокупности обеспечивает отображение на информационном экране режимов работы систем и агрегатов, параметров движения и контроля технического состояния автобуса, а также хранение информации во встроенном сменном накопителе для анализа работы автобуса в течение рабочей смены.

Целесообразно, если в описанном городском автобусе, оснащенным громкоговорителями внутри пассажирского салона, на рабочем месте водителя установлена система автоинформирования, связанная с упомянутыми громкоговорителями, с передним и задним маршрутоуказателями, а также с информационными светодиодными табло, установленными на передней панели, на правой боковине и внутри салона автобуса.

Полезная модель поясняется чертежами, на которых изображены: на фиг.1 - пространственная схема городского автобуса, на фиг.2 - вид по стрелке А на лицевую панель центрального вычислительного устройства.

В качестве примера конструктивного исполнения взят городской автобус «Московит 6212-01» (см. «Одобрение типа транспортного средства» № РОСС RU. MT02. Е03716, выданное Госстандартом России 28.11.2003).

Городской автобус «Московит 6212-01» содержит кузов с пассажирским салоном 1, рабочее место водителя 2 с пультом управления 3. В автобусе также имеются агрегаты, необходимые для работы автобуса, и системы функционирования агрегатов, включая электрическое оборудование, органы управления и датчики рабочих режимов (на чертежах не показаны).

Новым в автобусе является то, что он снабжен информационно-диагностической системой, состоящей из трех основных модулей: центрального вычислительного устройства 4, периферийного контроллера 5 и блока инверсии 6.

Лицевая панель 7 (см. фиг.2) центрального вычислительного устройства 4, установленного на пульте управления 3, содержит информационный экран 8, встроенный сменный накопитель информации (карту памяти) 9 и функциональную клавиатуру 10. Под пультом 3 установлен периферийный контроллер 5 для передачи в центральное вычислительное устройство 4 сигналов от датчиков и других источников первичной информации. В бортовом отсеке кузова расположен блок инверсии 6, согласующий входные сигналы с командами периферийного контроллера 5.

Информационно-диагностическая система обеспечивает отображение на информационном экране 8 режимов работы систем и агрегатов, параметров движения и контроля технического состояния автобуса, а также хранение информации во встроенном накопителе (сменной карте памяти) 9.

Дополнительно в городском автобусе «Московит 6212-01», имеющего громкоговорители в пассажирском салоне, согласно полезной модели, установлена система автоинформирования 11, связанная с упомянутыми громкоговорителями (не показаны), с передним 12 и задним 13 маршрутоуказателями, а также с информационными светодиодными табло, установленными на передней панели (14), на правой боковине (15) и внутри пассажирского салона (16).

В данном случае использования полезной модели, на городском автобусе «Московит 6212-01» в качестве информационно-диагностической системы установлена система типа ИДС «Пролог» (см. «Руководство по эксплуатации ИДС «Пролог», ИДС2.01.0000.0000.0РЭ, ООО»Молния-бас», Москва, 2004), а в качестве системы автоинформирования установлен цифровой информатор типа AGIT-130 (см. «Система автоинформирования AGIT-130», Паспорт, Москва, ООО«Ингул-Н», 2002) или типа AGIT-131 (см. «Автоинформатор цифровой AGIT-131», Руководство по эксплуатации, Москва, 2002).

Информационно-диагностическую систему водитель приводит в действие до включения силового агрегата. Кнопками 10 водитель последовательно отображает на экране 8 результаты автоматической диагностики агрегатов и систем автобуса, вчастности,силовогоагрегата,пневматическогооборудования, антиблокировочной системы, узла сочленения секций и др. При исправном техническом состоянии агрегатов и систем автобуса водитель включает силовой агрегат и может начинать движение. Основные параметры движения (скорость, наличие топлива и пр.) и сигнализация о маневрировании автобуса отображаются на экране 8. После окончания рабочей смены водитель снимает карту памяти 9 и передает ее в техническую службу эксплуатирующей организации, что позволяет формировать базу данных по техническому состоянию парка автобусов.

Перед использованием системы автоинформирования необходимо записать всю информацию о заданном маршруте следования автобуса на CompactFlash-карту. Подготовленную карту устанавливают в автоинформатор 11 типов AGIT-130 или AGIT-131, который по сигналу водителя передает информацию на громкоговорители и светодиодные информационные табло 14-16.

Существует опытный образец городского автобуса «Московит 6212-01», изготовленный в соответствии с полезной моделью. Как следует из описания конкретного примера применения полезной модели, данное техническое решение осуществимо в производственных условиях и позволяет достигнуть намеченный технический результат.

1. Городской автобус, содержащий кузов с пассажирским салоном, рабочее место водителя с пультом управления, агрегаты и системы их функционирования, включая электрическое оборудование, органы управления и датчики рабочих режимов, отличающийся тем, что автобус снабжен информационно-диагностической системой, содержащей установленное на пульте управления центральное вычислительное устройство с информационным экраном и со встроенным сменным накопителем информации, установленный под пультом управления периферийный контроллер для передачи в центральное вычислительное устройство сигналов от датчиков и других источников первичной информации, а также блок инверсии для согласования входных сигналов с командами периферийного контроллера, что в совокупности обеспечивает отображение на информационном экране режимов работы систем и агрегатов, параметров движения и контроля технического состояния автобуса, а также хранение информации во встроенном сменном накопителе для анализа работы автобуса в течение рабочей смены.

2. Городской автобус по п.1, содержащий громкоговорители внутри пассажирского салона, отличающийся тем, что на рабочем месте водителя установлена система автоинформирования, связанная с упомянутыми громкоговорителями, с передним и задним маршрутоуказателями, а также с информационными светодиодными табло, установленными на передней панели, на правой боковине и внутри салона автобуса.

3. Городской автобус по пп.1 и 2, типа “Московит 6212-01”, отличающийся тем, что в качестве информационно-диагностической системы установлена система ИДС-“Пролог”, а в качестве системы автоинформирования установлен цифровой информатор типов AGIT-130 или AGIT-131.



 

Наверх