Гидронатяжитель для устройства натяжения цепи

 

Полезная модель относится к области машиностроения (преимущественно к двигателестроению). Предлагаемый гидронатяжитель содержит полый цилиндрический корпус с кольцевым канавками шагового механизма, шариковый обратный клапан, корпус которого выполнен в виде подвижного цилиндра, расположен в расточке корпуса и зафиксирован упорной шайбой и стандартным упорным плоским кольцом, расположенным в ступенчатой кольцевой канавке корпуса гидронатяжи-тедя. В гидронатяжитель входят также силовая пружина плунжер, выполненный в виде стакана и составляющий с корпусом гидронатяжителя прецизионную пару.

Предполагаемая полезная модель относится к области машиностроения (преимущественно к двигателестроению) и предназначена для использования в конструкциях гидронатяжителей цепей (ремней).

Известен гидронатяжитель для устройства натяжения цепи по патенту Российской Федерации № 2067232 МПК 16Н 7/08, содержащий корпус с отверстием, имеющий на внутренней поверхности ряд кольцевых канавок, расположенный в отверстии корпуса и составляющий с ним прецизионную пару плунжер с двумя канавками на наружной поверхности, упорный торец которого предназначен для взаимодействия с башмаком цепи. Монтажное кольцо расположено при нерабочем состоянии гидронатяжителя в канавке корпуса, а в рабочем состоянии - в канавке плунжера. Упорное кольцо составляет с кольцевыми канавками корпуса и второй канавкой плунжера ступенчатый шаговый механизм одностороннего действия. Корпус выполнен в виде трубки с резьбой для резьбовой крышки, в которой установлен обратный клапан, а на торце имеется паз для подачи масла через отверстие крышки в полость гидронатяжителя.

Недостатком конструкции данного гидронатяжителя является технологическая сложность и повышенная трудоемкость за счет необходимости выполнения резьбового соединения между корпусом и крышкой гидронатяжителя и одновременным обеспечением необходимого соединения через зазоры в резьбе внутренней полости гидронатяжителя с системой смазки.

Наиболее близким по конструкции к предлагаемой полезной модели является гидронатяжитель цепи, конструкция которого разработана

000 «ГИНА» и опубликована в статье «Натяжители цепи двигателей ЗМЗ-406» (Журнал «Автомобильная промышленность, 2002, № 3 стр. 20,21).

Данный гидронатяжитель также содержит корпус, имеющий на внутренней поверхности ряд кольцевых канавок, плунжер с двумя канавками для двух упорных колец, составляющих с кольцевыми канавками корпуса ступенчатый шаговый механизм. В данном гидронатяжителе корпус обратного клапана выполнен в виде цилиндра, установленного во внутреннюю цилиндрическую поверхность корпуса по подвижной посадке и зафиксированного стопорной профильной шайбой через сегментные прорези в корпусе. В данной конструкции отсутствует резьбовое соединение корпуса натяжителя с корпусом обратного клапана, что существенно упрощает технологию изготовления. Однако, наличие на корпусе двух сегментных прорезей снижает прочностные характеристики корпуса и -может служить причиной выхода из строя гидронатяжи-теля.

Кроме того, изготовление стопорной пружинной шайбы специального профиля технологически сложно и требует изготовления специальных вырубных штампов.

Целью предлагаемой полезной модели является усовершенствование известных гидронатяжителей цепи за счет изменения конструкции корпуса, повышение технологичности его изготовления и упрощение конструкции.

Поставленная цель достигается тем, что предлагаемый гидронатяжитель содержит полый цилиндрический корпус, обратный клапан, силовую пружину, плунжер, составляющий с корпусом прецизионную пару и выполненный в виде стакана с глухим торцем, контактирующим с башмаком цепи, шаговый механизм одностороннего действия, расположенный на прецизионной поверхности пары корпус-плунжер, содержащий

упорное кольцо и на корпусе ряд кольцевых канавок несимметричного профиля и отличается тем, что корпус обратного клапана выполнен в виде сплошного подвижного цилиндра и со стороны внешнего торца поджат упорной шайбой и зафиксирован в специальной кольцевой канавке корпуса гидронатяжителя пружинной шайбой.

Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежом, где на фиг.1 изображен продольный разрез гидронатяжителя в нерабочем транспортном положении, и на фиг.2 представлен вид на торец гидронатяжителя со стороны обратного клапана.

Гидронатяжитель для устройства натяжения цепи включает в себя корпус 1, плунжер 2, обратный клапан 3, корпус которого 4 содержит шарик 5, пружину клапана 6 и колпачок 7. Силовая пружина 8 внутри плунжера 2 поджимает плунжер 2 в направлении натяжения цепи. Монтажное кольцо 9 обеспечивает целостность гидронатяжителя до его установки на двигатель (положение, соответствующее фиг.1). При этом монтажное кольцо 9 находится в канавке 10 корпуса 1. В рабочем положении гидронатяжителя монтажное кольцо 9 находится в канавке 11 плунжера 2 и не препятствует передвижению плунжера 2 в корпусе 1. В рабочем состоянии плунжер 2 связан с корпусом 1 ступенчатым шаговым механизмом одностороннего действия.

Шаговый механизм включает в себя ряд кольцевых канавок 12, выполненных на корпусе 1, упорное разрезное кольцо 13 и канавку 14, выполненную на плунжере 2. Корпус обратного клапана 3 устанавливается по подвижной посадке в цилиндрическую расточку 15 корпуса 1 гидронатяжителя. Корпус 4 со стороны внешнего торца поджат упорной шайбой 16, расположенной в кольцевой канавке 17 корпуса 1 и зафиксирован стандартным пружинным упорным плоским кольцом 18, установленным в канавке 19 корпуса 1.

Для предохранения от случайной саморазрядки гидронатяжителя (выхода плунжера 2 из корпуса 1) в канавку 11 плунжера 2 устанавливается транспортная пружинная шайба 20.

Гидронатяжитель работает следующим образом:

Перед установкой на двигатель с гидронатяжителя снимается транспортная пружинная шайба 20. Гидронатяжитель устанавливют в корпусную деталь двигателя (на чертеже не показана) по поверхности 21 корпуса 1.

Для ввода в действие гидронатяжителя через отверстие в крышке корпусной детали производится нажатие специальным цилиндрическим стержнем в осевом направлении на плоскую поверхность 22 упорной шайбы 16. Усилие от стержня через упорную шайбу 16 передается корпусу 1, который перемещается вместе с плунжером 2 до соприкосновения сферической поверхности 23 плунжера 2 с сопрягаемой поверхностью башмака (или «звездочки») цепи. При этом происходит осевое перемещение плунжера 2 относительно корпуса 1 в сторону сжатия силовой пружины 8. При совпадении канавки 11 на плунжере 2 с осевой координатой монтажного кольца 9, последнее соскальзывает в канавку 11 и не препятствует осевому перемещению плунжера 2 в направлении натяжения цепи. Гидронатяжитель вступает в работу. Отверстие в крышке корпусной детали закрывают пробкой (на чертеже также не показана).

Масло из масляной системы двигателя через пазы 24 на торце корпуса 1, отверстия 25 и 26 поступает на вход обратного клапана Э и, преодолевая затяжку пружины 6, открывает клапан и заполняет полость силовой пружины 8 гидронатяжителя.

При работе двигателя по мере износа башмака и вытяжки цепи плунжер 2 под действием силовой пружины В и давления масла внутри гидронатяжителя выдвигается из корпуса 1, обеспечивая постоянный контакт торца плунжера 23 с башмаком цепи и тем самым поддерживая

необходимое натяжение цепи. При этом происходит последовательная фиксация плунжера 2 по канавкам 12 посредством упорного упругого разрезного кольца 13.

Нагрузки, воспринимаемые от цепи плунжером 2, передаются маслу во внутренней полости гидронатяжителя, которое своим давлением закрывает обратный клапан 3 и замкнутая полость внутри гидрона-тяжителя становится гидроупором. Нагрузки демпфируются за счет выдавливания масла через зазоры по прецизионным поверхностям между корпусом 1 и плунжером 2 и между корпусом 1 и корпусом 4 обратного клапана 3.

В случае необходимости разборки гидронатяжителя из канавки 19 корпуса 1 извлекают посредством сжатия пружинное упорное кольцо 18, затем вынимают упорную шайбу 16, обратный клапан 3 и силовую пружину 4. Плунжер 2 вместе с упорным кольцом 13 и монтажным кольцом 9 извлекают из корпуса 1 в направлении рабочего перемещения плунжера.

Таким образом, установка в специальные кольцевые канавки на корпусе гидронатяжителя упорной шайбы и стандартного упорного плоского кольца обеспечивает необходимую фиксацию корпуса обратного клапана и одновременно исключает из конструкции корпуса сегментные прорези, что существенно улучшает технологичность и прочностные характеристики корпуса гидронатяжителя.

Гидронатяжитель устройства для натяжения цепи, содержащий полый цилиндрический корпус, обратный клапан, силовую пружину, плунжер, составляющий с корпусом прецизионную пару и выполненный в виде стакана с глухим торцем, контактирующим с башмаком цепи, шаговый механизм одностороннего действия, расположенный на прецизионной поверхности пары корпус-плунжер, содержащий упорное кольцо и на корпусе ряд кольцевых канавок несимметричного профиля, отличающийся тем, что корпус обратного клапана выполнен в виде сплошного подвижного цилиндра и со стороны внешнего торца поджат упорной шайбой и зафиксирован расположенным в кольцевой канавке корпуса гидронатяжителя стандартным упорным плоским кольцом.



 

Наверх