Колесо натяжное гусеничного трактора

 

Использование: в тракторном машиностроении, а именно в гусеничных тракторах. Сущность полезной модели: Колесо натяжное гусеничного трактора (1) содержит ступицу (2), установленную на неподвижную ось (12) при помощи радиальных подшипников скольжения. От осевых перемещений колесо удерживается закрепленными на нем фланцами (14) с антифрикционными кольцами (15), являющимися торцевыми подшипниками скольжения. Ось (12) снабжена масляным резервуаром (8), расположенным в открытой кольцевой полости в средней части оси, продольным (7) и радиальными (9) масляными каналами и одной продольной лыской (13), расположенной ниже горизонтальной оси со стороны, противоположной области максимального давления под углом до 40° к горизонтальной оси с глубиной не менее 1 мм. Предложенная конструкция повышает эксплуатационную надежность колеса натяжного.

Полезная модель относится к тракторному машиностроению, конкретнее к гусеничным тракторным средствам, а именно предназначена для использования в конструкциях промышленных тракторов и их модификаций.

Известна типовая конструкция опорного узла колеса натяжного гусеничных промышленных тракторов Т-35.01, Т-25.01, Т-15.01, Т-11.01 и их модификаций, выпускаемых серийно «Чебоксарским заводом промышленных тракторов», которая подобна конструкции катка опорного для гусеничного трактора (патент RU 2219086, 2001 г.), содержащего ролик, установленный посредством подшипников скольжения на неподвижной оси, имеющей три продольные наружные лыски, одна из которых расположена в верхней части оси симметрично вертикальной оси, а плоскости двух других боковых лысок перпендикулярны верхней лыске. Неподвижная ось выполнена с масляным резервуаром, расположенным в открытой кольцевой полости в средней части оси, соединенным с продольным каналом в центральной части оси радиальными отверстиями. Радиальные отверстия в шейках оси обеспечивают подачу масла к торцевым подшипникам скольжения и металлическим торцевым уплотнениям.

Описание прототипа проиллюстрировано чертежом на Фиг.1, где изображен поперечный разрез опорного узла колеса натяжного гусеничного трактора (1), который содержит: ступицу (2) с запрессованными в нее антифрикционными втулками, неподвижную ось (3), снабженную тремя продольными лысками (4, 5, 6), одна из которых (5) расположена в верхней части оси, а две другие (4 и 6) расположенны симметрично относительно вертикальной оси колеса и перпендикулярны верхней лыски (5); продольный канал в центре оси (7); масляный резервуар (8); радиальные каналы (9), соединяющие масляный резервуар с продольным каналом; кромки (10) лысок (4 и 5), находящиеся в области максимального давления. Стрелками указаны направления усилий от гусеницы.

Недостатком данной конструкции является то, что боковые (4) и верхняя (5) лыски оси находятся в зоне максимального давления в подшипнике скольжения, так как усилия от гусеницы к наружной части опорного колеса прикладываются под небольшим углом к горизонтальной оси. Происходит выдавливание масла из области максимального давления в лыски, переход к сухому трению в подшипниковом узле. Кроме того кромки лысок резко увеличивают износ бронзы в области максимального давления, что приводит к повышенному люфту ступицы колеса на оси и, как следствие, к разгерметизации торцевых металлических уплотнений, вытеканию масла и потери работоспособности.

Отмеченные недостатки особенно проявляются при низкой температуре, когда снижается текучесть смазки. При этом снижается эксплуатационная надежность натяжного колеса и трактора в целом.

Задача, решаемая настоящей полезной моделью, заключается в создании конструкции колеса натяжного гусеничного трактора, обладающего повышенной эксплуатационной надежностью.

Для выполнения поставленной задачи колесо натяжное гусеничного трактора содержит ступицу, установленную посредством торцевых и радиальных подшипников скольжения на неподвижную ось, снабженную масляным резервуаром, расположенным в ее средней части. В центре оси выполнен продольный масляный канал, соединенный радиальными каналами с масляным резервуаром, торцевыми подшипниками скольжения и металлическими торцевыми уплотнениями, расположенными между фланцами с торцевыми антифрикционными кольцами, закрепленными на ступице колеса, и фланцами, установленными на оси. Герметичность неподвижного соединения обеспечивается круглыми резиновыми кольцами.

Для равномерного распределения масла в радиальных подшипниках скольжения на оси выполнена одна продольная лыска, расположенная ниже горизонтальной оси со стороны, противоположной области максимального давления под углом до 40° к горизонтальной оси с глубиной не менее 1 мм.

Описание полезной модели проиллюстрировано чертежами, где на Фиг.2 изображено колесо натяжное в разрезе, а на Фиг.3 - поперечный разрез А-А.

Колесо натяжное гусеничного трактора (1) содержит: ступицу (2) с запрессованными в нее антиффрикционными втулками (11); неподвижную ось (12), снабженную одной продольной лыской (13), расположенной ниже горизонтальной оси со стороны, противоположной области максимального давления под углом до 40° к горизонтальной оси, масляным резервуаром (8), продольным масляным каналом (7) и радиальными каналами (9); фланцы (14) с закрепленными на них антифрикционными кольцами (15); фланцы (16), установленные на оси; металлические торцевые уплотнения (17), поджимаемые упругими кольцами (18).

Ширина пояска рабочей поверхности металлических торцевых уплотнений составляет 2 мм. В случае односторонней выработки антифрикционных втулок на 1,5-2,0 мм происходит смещение одного кольца металлического торцевого уплотнения относительно другого, масло вытекает и опорный узел колеса выходит из строя.

В случае применения биметалла в качестве материала антифрикционной втулки толщина антифрикционного покрытия до 1,2 мм. После его истирания в подшипнике скольжения происходит трение стали по стали, что приводит к перегреву опорного узла, вытеканию масла и выхода узла из строя.

Таким образом предлагаемая конструкция увеличивает опорную поверхность в зоне максимального контакта, уменьшает износ антифрикционного слоя втулок и как следствие повышает эксплуатационную надежность колеса натяжного гусеничного трактора.

1. Колесо натяжное гусеничного трактора, содержащее ступицу, установленную посредством торцевых и радиальных подшипников скольжения на неподвижной оси, снабженной масляным резервуаром, расположенным в ее средней части, продольным масляным каналом, выполненным по центру, радиальными каналами, обеспечивающими доступ масла через продольный канал к торцевым подшипникам скольжения и металлическим торцевым уплотнениям, расположенным между фланцами с торцевыми антифрикционными кольцами, закрепленными на ступице колеса, и фланцами, установленными на оси, отличающееся тем, что выполненная на оси лыска расположена ниже горизонтальной оси со стороны, противоположной области максимального давления под углом до 40° к горизонтальной оси.

2. Колесо натяжное гусеничного трактора по п.1, отличающееся тем, что глубина лыски на оси не менее 1 мм.



 

Похожие патенты:
Наверх