Гидронатяжитель для устройства натяжения цепи

 

Полезная модель относится к области машиностроения (преимущественно к двигателестроению). Предлагаемый гидронатяжитель содержит полый цилиндрический корпус с присоединительным фланцем, плунжер, составляющий с корпусом прецизионную пару, обратный клапан и силовую пружину. На прецизионных поверхностях имеются профилированные кольцевые канавки, причем в канавке плунжера установлено упругое разрезное кольцо, фиксирующее плунжер относительно корпуса в крайнем положении.

Предполагаемая полезная модель относится к области машиностроения (преимущественно к двигателестроению) и предназначена для использования в конструкциях гидронатяжителей цепей (ремней).

Известен гидронатяжитель цепи по полезной модели Российской Федерации №7162 МПК F 16 H 7/08, содержащий корпус с осевым отверстием, расположенный в отверстии корпуса и составляющий с ним Прецизионную пару плунжер, выполненный в виде стакана, упорный торец которого предназначен для взаимодействия с башмаком цепи, обратный клапан и силовую пружину, расположенную во внутренней полости плунжера. Недостатком данного гидронатяжителя является наличие односторонней лыски на рабочей поверхности плунжера, что может вызвать на данную поверхность неуравновешенное радиальное давление масла и быть возможной причиной заклинивания плунжера. Кроме того, необходимость сверления с высокой точностью сегментного отверстия для размещения поперечного штифта достаточно сложно выполнить технологически.

Наиболее близким по конструкции к предлагаемой полезной модели является гидронатяжитель цепи, устройство которого представлено в описании к полезной модели №9914 МПК F 16 Н 7/08. Данный гидронатяжитель содержит корпус с присоединительным фланцем, во внутренней полости корпуса установлен подпружиненный плунжер со средством фиксации в осевом направлении, для чего на рабочей поверхности плунжера в осевом направлении выполнен

продольный (типа шпоночного) паз, в который входит запрессованный в корпус в радиальном направлении штифт.

Введение в конструкцию плунжера паза вносит также определенную асимметрию в распределение давления масла в радиальном зазоре между корпусом и плунжером. Кроме того, выполнение паза на плунжере, сверление отверстия под штифт в корпусе, изготовление штифта повышает трудоемкость изделия.

Целью предлагаемой полезной модели является усовершенствование известных гидронатяжителей за счет изменения конструкции корпуса и плунжера, повышение надежности, технологичности и упрощение конструкции.

Поставленная цель достигается тем, что предлагаемый гидронатяжитель устройства для натяжения цепи содержит полый цилиндрический корпус с присоединительным фланцем, плунжер составляющий с корпусом прецизионную пару и выполненный в виде стакана с глухим торцем, контактирующим с башмаком цепи. Данный гидронатяжитель отличается тем, что на прецизионной поверхности плунжера выполнена профилированная канавка, в которую установлено разрезное упругое запорное кольцо, а на прецизионной поверхности корпуса выполнена также профилированная канавка, осевая координата которой при совпадении с канавкой на плунжере определяет максимальную величину рабочего хода плунжера. При этом наружный диаметр запорного кольца превышает диаметр прецизионной поверхности, а диаметр проволоки кольца должен быть меньше радиального размера глубины профилированной канавки на плунжере.

Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежом, где на фиг.1 изображен продольный разрез гидронатяжителя в состоянии поставки, а на фиг.2 представлен фрагмент продольного

разреза в увеличенном масштабе, где показано относительное положение корпуса, кольца и плунжера в состоянии поставки.

Гидронатяжитель для устройства натяжения цепи содержит корпус 1 с профилированной кольцевой канавкой 2, плунжер 3 с профилированной канавкой 4, обратный клапан 5, корпус 6 которого содержит шарик 7, пружину клапана 8 и колпачок 9. Силовая пружина 10 внутри плунжера поджимает плунжер 2 в направлении натяжения цепи. Запорное кольцо II обеспечивает фиксацию плунжера 3 относительно корпуса 1 в крайнем правом положении, т.е. в состоянии поставки.

Для уменьшения объема масла в подплунжерной полости 12 внутри силовой пружины 10 размещен стержень 13 возможно большего объема.

В корпусе 6 обратного клапана 5 для подвода масла выполнены радиальное отверстие 14 и осевой канал 15.

На корпусе 1 имеется присоединительный фланец 16 с двумя отверстиями 17 и осевое резьбовое отверстие 18 для штуцера подвода масла, которое до установки гидронатяжителя на двигатель закрыто транспортным колпачком 19.

На корпусе I также выполнено радиальное отверстие 20, предназначенное для стравливания воздуха из полости подвода масла 21. Профилированная кольцевая канавка 2 (фиг.2) на корпусе 1 образуется двумя коническими поверхностями 22 и 23, а канавка на плунжере 3 образуется конической поверхностью 24, цилиндрической поверхностью 25 и плоскостью 26, перпендикулярной к оси плунжера 3. Гидронатяжитель работает следующим образом.

Перед установкой на двигатель с гидронатяжителя снимают транспортный колпачок 19. Гидронатяжитель устанавливают в корпусную деталь двигателя при этом шпильки на двигателе совпадают

с отверстиями 17 на фланце 16 корпуса 1. Гидронатяжитель фиксируют и контрят посредством соответствующих гаек и шайб (на чертеже не показаны). В резьбовое отверстие 18 вворачивают штуцер подвода масла от масляной системы двигателя.

Перед установкой на двигатель относительное положение корпуса 1, плунжера 3 и запорного кольца 11 представлено на фиг.2. Угол наклона поверхности 23 на корпусе 1 и угол наклона поверхности 24 на плунжере 3 относительно оси натяжителя выполняют одинаковыми. Величина данного угла подбирается таким образом, чтобы обеспечить гарантированный упор плунжера 3 через запорное кольцо 11 в корпус 1. Угол наклона поверхности 22 к оси гидронатяжителя выбирается таким, чтобы обеспечить беспрепятственное перемещение плунжера 3 в сторону сжатия силовой пружины 10, благодаря чему при установке на двигатель плунжер 3 занимает относительно корпуса 1 положение, определяемое необходимым натяжением цепи привода распределительного вала двигателя. Усилие натяжения цепи обеспечивается суммой усилий силовой пружины 10 и величиной давления масла на плунжер. По мере износа башмака цепи и вытяжки цепи плунжер 3 перемещается вправо в полости 12 создается разрежение, шарик 7 клапана 5 смещается, преодолевая затяжку пружины 8, и масло дозаполняет полость 12. Тем самым обеспечивается постоянный контакт торца плунжера с башмаком цепи и поддерживается необходимое натяжение цепи.

Нагрузки, воспринимаемые от цепи плунжера 3 передаются маслу во внутренней полости 12 гидронатяжителя, которое своим давлением закрывает обратный клапан 5, и замкнутая полость 12 становится гидроупором. Нагрузки демпфируются за счет выдавливания масла через зазоры по прецизионной поверхности между корпусом 1 и плунжером 3. В силу того, что прецизионная поверхность плунжера 3

симметрична относительно оси плунжера и плунжер не имеет неуравновешенных масс относительно собственной оси, вероятность заклинивания плунжера исключается.

Во всем диапазоне работы гидронатяжителя запорное кольцо 11 находится в профилированной канавке 4 плунжера 3, и в связи с тем, что глубина данной канавки больше диаметра проволоки запорного кольца 11, запорное кольцо 11 не препятствует перемещению плунжера 3 относительно корпуса 1. В момент, когда запорное кольцо 11 попадет в канавку 2 на корпусе 1, дальнейшее перемещение плунжера в направлении натяжения цепи прекращается.

Таким образом, введение в конструкцию гидронатяжителя профилированных кольцевых канавок на корпусе и плунжере со специальным запорным кольцом обеспечивает необходимую работоспособность гидронатяжителя, упрощает конструкцию, повышает его надежность и снижает трудоемкость изготовления.

1. Гидронатяжитель устройства для натяжения цепи, содержащий полый цилиндрический корпус с присоединительным фланцем, плунжер, составляющий с корпусом прецизионную пару и выполненный в виде стакана с глухим торцем, контактирующим с башмаком цепи, обратный клапан и силовую пружину, отличающийся тем, что на прецизионной поверхности плунжера выполнена профилированная канавка, в которую установлено разрезное упругое запорное кольцо, а на прецизионной поверхности корпуса также выполнена профилированная канавка, осевая координата которой при совпадении с канавкой на плунжере определяет максимальную величину рабочего хода плунжера.

2. Гидронатяжитель по п. 1, отличающийся тем, что наружный диаметр запорного кольца превышает диаметр прецизионной поверхности плунжера, а диаметр проволоки кольца меньше радиального размера глубины профилированной канавки на плунжере.



 

Наверх