Полезная модель рф 40292
Полезная модель относится к авиационной технике и может быть использована для ведения воздушной разведки и наблюдения за местностью с помощью дистанционно пилотируемого летательного аппарата. Авиационный разведывательный комплекс содержит дистанционно пилотируемый летательный аппарат (ДПЛА) (1), установленное на ДПЛА бортовое электронное оборудование (2) для дистанционного обзора местности, передачи видео и телеметрической информации и приема команд, а также приемопередающий блок (3) с блоком питания, приемопередающую антенну (4), функционально связанную с приемопередающим блоком, наземный блок отображения и накопления информации (5) и наземный блок дистанционного управления (6) летательным аппаратом. Авиационный разведывательный комплекс снабжен привязным аэростатом (7), грузовым контейнером (8), закрепленным на аэростате, подъемным устройством (9), привязным тросом (10), прикрепленным верхним концом через узел привязи к аэростату, а нижним концом - к подъемному устройству, и каналом связи (11), соединяющим приемопередающий блок (3) с наземным блоком отображения и накопления информации (5) и наземным блоком дистанционного управления (6) летательным аппаратом. Приемопередающий блок (3) с блоком питания и приемопередающая антенна (4) размещены в грузовом контейнере (8) аэростата (7). Предложенное техническое решение позволяет повысить эффективность управления ДПЛА и надежность сбора разведывательной информации в условиях пересеченной местности.
Полезная модель относится к авиационной технике и предназначена для ведения воздушной разведки с помощью дистанционно пилотируемого летательного аппарата, в частности, в условиях пересеченной местности.
Известен авиационный разведывательный комплекс (прототип), содержащий, как и заявленный, дистанционно пилотируемый летательный аппарат с установленным на нем бортовым электронным оборудованием, приемопередающий блок с блоком питания, приемопередающую антенну, функционально связанную с приемопередающим блоком, наземный блок отображения и накопления информации и наземный блок дистанционного управления летательным аппаратом (RU 2067952 С1, 20.10.1996).
В известном авиационном разведывательном комплексе приемопередающий блок и приемопередающая антенна расположены на наземной установке. Однако при таком расположении приемопередающего оборудования могут возникнуть сбои в передаче информации в управлении полетом дистанционно пилотируемого летательного аппарата (ДПЛА) при полете на малой высоте (до 20-30 м) над пересеченной местностью.
Задача полезной модели заключалась в разработке авиационного разведывательного комплекса, обеспечивающего бесперебойное и эффективное управление взлетом, посадкой и эволюцией дистанционно пилотируемого летательного аппарата (ДПЛА), а также обеспечивающего обзор местности на большом расстоянии от оператора-наблюдателя,
передачу видео и телеметрической информации, прием, обработку и накопление информации с высокой надежностью. Таким образом, технический результат, на который направлено предлагаемое техническое решение, заключается в повышении эффективности управлением ДПЛА и в надежности приема и обработки разведывательной информации в условиях пересеченной местности.
Указанный технический результат достигается тем, что авиационный разведывательный комплекс, содержащий, дистанционно пилотируемый летательный аппарат с установленным на нем бортовым электронным оборудованием, приемопередающий блок с блоком питания, приемопередающую антенну, функционально связанную с приемопередающим блоком, наземный блок отображения и накопления информации и наземный блок дистанционного управления летательным аппаратом, согласно полезной модели, снабжен привязным аэростатом, грузовым контейнером, закрепленным на аэростате, подъемным устройством, привязным тросом, прикрепленным верхним концом через узел привязи к аэростату, а нижним концом - к подъемному устройству, и каналом связи, соединяющим приемопередающий блок с наземным блоком отображения и накопления информации и наземным блоком дистанционного управления летательным аппаратом. При этом приемопередающий блок с блоком питания и приемопередающая антенна размещены в грузовом контейнере аэростата.
Кроме того, с целью уменьшения радиолокационной заметности комплекса, дистанционно пилотируемый летательный аппарат может быть выполнен из радио прозрачных материалов.
Предусмотрено, что, с целью уменьшения аэродинамического сопротивления аэростата, грузовой контейнер может быть размещен во внутренней полости корпуса аэростата.
Рекомендуется, с целью уменьшения радиолокационной заметности и аэродинамического сопротивления, канал связи выполнить в форме оптико-волокнистой линии.
Наряду с этим, для уменьшения аэродинамического сопротивления, целесообразно привязной трос выполнить в виде оптиковолоконной линии.
Предусмотрено также, что с целью уменьшения объема аэростата и уменьшения угла его сноса при ветре за счет увеличения подъемной силы, корпус аэростата может быть выполнен в форме аэродинамического крыла.
Целесообразно, с целью уменьшения радиолокационной заметности, корпус аэростата, заполненный газом легче воздуха, выполнить из эластичного газонепроницаемого радио прозрачного материала.
Также, с целью уменьшения оптической заметности, корпус аэростата, заполненный газом легче воздуха, может быть выполнен из эластичного газонепроницаемого оптически прозрачного материала.
При этом рекомендуется в качестве материала использовать лавсан или винил.
На фиг.1 приведена принципиальная схема авиационного разведывательного комплекса.
Авиационный разведывательный комплекс содержит дистанционно пилотируемый летательный аппарат (ДПЛА) (1), установленное на ДПЛА бортовое электронное оборудование (2) для дистанционного обзора местности, передачи видео и телеметрической информации и приема команд, а также приемопередающий блок (3) с блоком питания, приемопередающую антенну (4), функционально связанную с приемопередающим блоком, наземный блок отображения и накопления информации (5) и наземный блок дистанционного управления (6) летательным
аппаратом. Авиационный разведывательный комплекс снабжен привязным аэростатом (7), грузовым контейнером (8), закрепленным на аэростате, подъемным устройством (9), привязным тросом (10), прикрепленным верхним концом через узел привязи к аэростату, а нижним концом - к подъемному устройству, и каналом связи (11), соединяющим приемопередающий блок (3) с наземным блоком отображения и накопления информации (5) и наземным блоком дистанционного управления (6) летательным аппаратом. Приемопередающий блок (3) с блоком питания и приемопередающая антенна (4) размещены в грузовом контейнере (8) аэростата (7). Подъемное устройство может быть выполнено как лебедка со стопорным механизмом. С целью уменьшения радиолокационной заметности комплекса, дистанционно пилотируемый летательный аппарат может быть выполнен из радио прозрачных материалов. С целью уменьшения аэродинамического сопротивления аэростата грузовой контейнер (8) может быть размещен во внутренней полости корпуса аэростата. С целью уменьшения радиолокационной заметности и уменьшения аэродинамического сопротивления, канал связи может быть выполнен в форме оптико-волокнистой линии. Для уменьшения аэродинамического сопротивления, целесообразно привязной трос выполнить в виде оптико-волоконной линии. Предусмотрено, что с целью уменьшения объема аэростата и уменьшения угла его сноса за счет увеличения подъемной силы, корпус аэростата может быть выполнен в форме аэродинамического крыла. С целью уменьшения радиолокационной заметности, корпус аэростата, заполненный газом легче воздуха, рекомендуется выполнить из эластичного газонепроницаемого радио прозрачного материала, а для уменьшения оптической заметности выполнить из эластичного газонепроницаемого оптически прозрачного материала. При этом целесообразно в качестве материала использовать лавсан или винил.
Авиационный разведывательный комплекс работает следующим образом.
Производится развертывание пункта дистанционного управления и дешифровки разведывательных данных, в состав которого входит, в частности, соответственно наземный блок дистанционного управления (6) ДПЛА и наземный блок отображения и накопления информации (5), включается источник электроэнергии для их питания. Производится предполетная подготовка ДПЛА. Привязной аэростат (7) поднимается на заданную высоту и фиксируется на ней с помощью подъемного устройства (9). Включается блок питания, размещенный в грузовом отсеке (8) аэростата (7) вместе с приемопередающей антенной (4) и приемопередающим блоком (3). Производится запуск ДПЛА, например, с мобильной стартовой установки. Наземный блок дистанционного управления (6), приемопередающий блок и приемопередающая антенна формируют (вырабатывают) команды, передаваемые по радио эфиру на бортовое электронное оборудование (2), установленное на ДПЛА. Эти команды управляют полетом летательного аппарата, дистанционным обзором местности и передачей видео и телеметрической информации через приемопередающую антенну и приемопередающий блок (3) на наземный блок отображения (индикации) и накопления информации (5).
Устойчивое управление и бесперебойное получение разведывательной информации при полете ДПЛА в условиях горной и пересеченной местности обусловлено размещением соответствующей приемопередающей аппаратуры в грузовом контейнере привязного аэростата, поднимаемого на заданную высоту.
1. Авиационный разведывательный комплекс, содержащий дистанционно пилотируемый летательный аппарат (1) с установленным на нем бортовым электронным оборудованием (2), приемопередающий блок (3) с блоком питания, приемопередающую антенну(4), функционально связанную с приемопередающим блоком, наземный блок отображения и накопления информации (5) и наземный блок дистанционного управления (6) летательным аппаратом, отличающийся тем, что авиационный разведывательный комплекс снабжен привязным аэростатом (7), грузовым контейнером (8), закрепленным на аэростате, подъемным устройством (9), привязным тросом (10), прикрепленным верхним концом через узел привязи к аэростату, а нижним концом - к подъемному устройству, и каналом связи (11), соединяющим приемопередающий блок с наземным блоком отображения и накопления информации и наземным блоком дистанционного управления летательным аппаратом, при этом приемопередающий блок с блоком питания и приемопередающая антенна размещены в грузовом контейнере аэростата.
2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что дистанционно пилотируемый летательный аппарат выполнен из радиопрозрачных материалов.
3. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что грузовой контейнер размещен во внутренней полости корпуса аэростата.
4. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что канал связи выполнен в форме оптико-волоконной линии.
5. Комплекс по п.4, отличающийся тем, что привязной трос выполнен в виде оптико-волоконной линии.
6. Комплекс по п.5, отличающийся тем, что корпус аэростата выполнен в форме аэродинамического крыла.
7. Комплекс по п.6, отличающийся тем, что корпус аэростата, заполненный газом легче воздуха, выполнен из эластичного газонепроницаемого радиопрозрачного материала.
8. Комплекс по п.6, отличающийся тем, что корпус аэростата, заполненный газом легче воздуха, выполнен из эластичного газонепроницаемого оптически прозрачного материала.
9. Комплекс по п.7 или 8, отличающийся тем, что в качестве материала используется лавсан или винил.