Полезная модель рф 40038
Полезная модель направлена на повышение надежности и устойчивости, упрощение балансировки и монтажа, снижение динамических нагрузок, уменьшение веса и габаритов устройства. Указанный технический результат достигается тем, что редуктор имеет жесткий корпус, состоящий из двух частей 1 и 2, одним концом он опирается на ось колесной пары 6, вторым концом через резинометаллические блоки на раму тележки 12. Вращающий момент от вала тягового двигателя через муфту 13 передается на вал-шестерню 3, через зубчатое зацепление на промежуточный вал 4 и промежуточное зубчатое колесо 5, ось которого располагается ниже оси выходного вала 6, и затем на большое зубчатое колесо 8, жестко соединенное со ступицей 7, напрессованной на ось колесной пары 6. Благодаря наличию промежуточного зубчатого колеса снимается динамическое усилие и, следовательно, нагрузки на корпус. В конструкцию редуктора входят четыре однорядных конических подшипника 9, один цилиндрический подшипник 11 и один двухрядный конический подшипник 10. Система смазки зубчатых колес и подшипников состоит из специальных каналов, проточек и желобов, выполненных с возможностью разбрызгивания жидкой смазки, причем зубья большого зубчатого колеса и промежуточного зубчатого колеса погружены в масляную ванну корпуса редуктора. Передаточное отношение редуктора составляет 2,9.
Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам тягового подвижного состава.
Редуктор в конструкции железнодорожного подвижного состава используется для преобразования вращающего момента от вала двигателя и передачи его на колесную пару.
Известен редуктор электропоезда ЭР2 (П.В.Цукало, Б.К.Просвирин, Эксплуатация электропоезда, «Транспорт», 1994, с.213-214), состоящий из шестерни и большого зубчатого колеса, заключенных в корпус. Передаточное отношение редуктора 3,17.
Недостатком этого редуктора является прямозубая передача с небольшой площадью перекрытия зубьев, отсутствие циркуляции смазки через подшипниковые узлы.
Наиболее близким к предлагаемой полезной модели является двухступенчатый редуктор электропоезда ЭД6, выбранный в качестве прототипа (Смирнов В.А. Тележка двухосная моторная, Руководство по эксплуатации, ДМЗ, 2001 г., стр.1-3). Редуктор ЭД6 выполнен с приводом через полый вал с 4-мя зубчатыми колесами, и составляет с тяговым двигателем единый блок, жестко прикрепленный к раме тележки, в редукторе используются 3 цилиндрических и 3 двухрядных конических подшипника. В редукторе используется жидкая смазка, ее распределение производится разбрызгиванием.
В известном редукторе 1 (Фиг.1) вращающий момент от вала асинхронного тягового двигателя 2 через упругую муфту 3 передается на вал-шестерню, с которой через 2-х ступенчатое зубчатое зацепление вращающий момент передается через поводковую муфту на полый вал 5, от которого через поводковую муфту 7 передается на колесную пару 4. Редуктор, соединенный с двигателем, жестко крепится к раме тележки в трех точках 6 и является опорно-рамным. При этом происходит преобразование вращающего момента с передаточным отношением 4,96.
Недостатками известного редуктора ЭД6 являются его узкое применение - только как единый блок в сборе с асинхронным двигателем; сложность сборки и
балансировки из-за наличия полого вала; большие масса и габариты из-за 4-х зубчатых колес.
Указанные недостатки устранены в одноступенчатом опорно-осевом тяговом редукторе (Фиг.2,), где
1 - верхняя часть корпуса редуктора,
2 - нижняя часть корпуса редуктора,
3 - вал-шестерня,
4 - промежуточный вал,
5 - промежуточное зубчатое колесо,
6 - выходной вал (ось колесной пары),
7 - ступица,
8 - большое зубчатое колесо,
9 - однорядный конический подшипник,
10 - двухрядный конический подшипник,
11 - цилиндрический подшипник,
12 - кронштейн опирания редуктора,
13 - фланец тяговой муфты.
Прелагаемый одноступенчатый опорно-осевой тяговый редуктор имеет жесткий корпус, состоящий из двух частей 1 и 2, одним концом он опирается на ось колесной пары 6, вторым концом через резинометаллические блоки на раму тележки 12. Вращающий момент от вала тягового двигателя через муфту 13 передается на вал-шестерню 3, через зубчатое зацепление на промежуточный вал 4 и промежуточное зубчатое колесо 5 и затем на большое зубчатое колесо 8, жестко соединенное со ступицей 7, напрессованной на ось колесной пары 6. В конструкцию входят четыре однорядных конических подшипника 9, один двухрядный конический подшипник 10 и один цилиндрический подшипник 11. Ось промежуточного зубчатого колеса 5 располагается ниже оси выходного вала 6.
Для изготовления корпуса одноступенчатого опорно-осевого тягового редуктора используют сталь 20 при толщине материала 10 мм, что повышает его прочность и надежность.
При этом используется жидкая смазка для зубчатых колес и подшипников, зубья большого зубчатого колеса и промежуточного зубчатого колеса погружены в масляную ванну корпуса редуктора. Система смазки зубчатых колес и подшипников состоит из специальных каналов, проточек и желобов, выполненных с возможностью разбрызгивания жидкой смазки.
Таким образом, одноступенчатый опорно-осевой тяговый редуктор имеет существенные преимущества перед прототипом:
- большую надежность и долговечность благодаря используемому опорно-осевому креплению;
- снижено динамическое усилие за счет наличия промежуточного зубчатого колеса,
- простоту монтажа на раме тележки;
- имеет меньший вес и габариты;
- его можно использовать для скорости движения электропоезда до 160 км/час, меняя входное и промежуточное зубчатые колеса, без смены корпуса;
- повышается устойчивость редуктора за счет того, что двухрядный конический опорный подшипник выходного вала расположен на удалении от оси редуктора.
Предлагаемая полезная модель одноступенчатого опорно-осевого тягового редуктора является новой, поскольку совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники. Предлагаемая полезная модель редуктора является промышленно применимой в железнодорожном транспорте при конструировании и изготовлении подвижного состава в качестве неотъемлемой части конструкции вагонов различного назначения.
1. Одноступенчатый опорно-осевой тяговый редуктор, выполненный с возможностью крепления к раме тележки, состоящий из жесткого корпуса, разделенного на скрепленные верхнюю и нижнюю части корпуса, внутри которого в верхней части находится вал-шестерня с выступающим наружу хвостовиком, связанный посредством зубчатых зацеплений через большое зубчатое колесо с колесной парой, причем нижняя часть корпуса является картером для масла, содержащий 6 подшипников и систему смазки зубчатых колес и подшипников, состоящую из специальных каналов, проточек и желобов, выполненных с возможностью разбрызгивания жидкой смазки, отличающийся тем, что содержит один цилиндрический подшипник, один двухрядный конический подшипник и четыре однорядных конических подшипника, в корпусе расположены три зубчатых колеса, в том числе вал-шестерня, связанный через промежуточное зубчатое колесо с большим зубчатым колесом, жестко соединенным со ступицей, напрессованной на ось колесной пары, ось промежуточного зубчатого колеса располагается ниже оси колесной пары, зубья большого зубчатого колеса и промежуточного зубчатого колеса погружены в масляную ванну корпуса редуктора, подвешивание на раму тележки выполнено опорно-осевым, передаточное отношение составляет 2,9.
2. Редуктор по п.1, отличающийся тем, что корпус редуктора выполнен из стали 20 толщиной 10 мм.
3. Редуктор по п.1, отличающийся тем, что двухрядный конический опорный подшипник расположен на удалении от оси редуктора.