Блок для футеровки лайнера реакторной установки


7 E04C1/00 -

 

Использование: для возведения специальных сооружений. Сущность: .Блок для футеровки лайнера реакторной установки имеет выступы и пазы на противоположных торцевых поверхностях и снабжен катком-шарниром, зафиксированным на уровне сопрягаемой с лайнером реакторной установки поверхности блока. Блок имеет радиус кривизны соответствующий кривизне поверхности лайнера и выполнен из жаростойкого бетона следующего состава, мас. %: Высокоглиноземистый цемент 15,0-20,0 Шлаковая пемза фракции 5-10 мм 15,16-18,55 фракции 10-20 мм 23,95-24,37 фракции менее 5 мм 37,5-42,5 Вода до водотвердого отношения 0,1-0,15. Плотность бетона 1600 кг/м3, прочность на сжатие 18,4 Мпа, температура применения 1000°С, теплопроводность не более 0,5 Вт/м.°С, коэффициент линейного температурного расширения (10-11)10-61/.°С.

Полезная модель относится к строительству специальных сооружений, а именно к возведению футеровки реакторных установок.

Известен строительный блок для сооружений типа цилиндрической емкости, содержащий на поверхностях углубления и выступы по длине блока и на торцевых поверхностях. /SU Авторское свидетельство №380806, кл. Е 04 С 1/10, БИ №21. 15.05.1973/.

Недостатком такого строительного блока является сложность соединения и обеспечения равномерного распределения по поверхности установки, недолговечность ограждающей конструкции из-за возникновения в процессе эксплуатации деформативных нагрузок между поверхностью лайнера атомного реактора и блоками футеровки.

Техническая задача заключается в расширении технолгических возможностей, обеспечении экологической безопасности и долговечности футеровки за счет снижения деформативных явлений в футеровке.

Поставленная задача решается таким образом, что блок для футеровки лайнера реакторной установки, включающий выступы и пазы, расположенные на противоположных торцевых поверхностях блока, согласно полезной модели, снабжен катками-шарнирами, зафиксированными на уровне сопрягаемой с лайнером реакторной установки поверхности блока, имеет радиус кривизны соответствующий кривизне поверхности лайнера и выполнен из жаростойкого бетона следующего состава, мас.%:

Высокоглиноземистый цемент 15,0-20,0

Шлаковая пемза фракции 5-10 мм 15,16-18,55
фракции 10-20 мм 23,95-24,37
фракции менее 5 мм 37,5-42,5
Вода до водотвердого отношения 0,1-0,15.

Отличия предлагаемого блока состоят в том, что он снабжен катками-шарнирами, зафиксированными на уровне сопрягаемой с лайнером реакторной установки поверхности блока, имеет радиус кривизны соответствующий радиусу кривизны поверхности лайнера и выполнен из жаростойкого бетона следующего состава, мас.%:

Высокоглиноземистый цемент 15,0-20,0
Шлаковая пемза фракции 5-10 мм 15,16-18,55
фракции 10-20 мм 23,95-24,37
фракции менее 5 мм 37,5-42,5
Вода до водотвердого отношения 0,1-0,15 м

Предлагаемый состав жаростойкого теплоизоляционного бетона обеспечивает оптимальную прочность бетона, сопротивление проникновению расплава свинца. Кроме того, его теплотехнические свойства обеспечивают совместимость с материалом поверхности лайнера. При этом деформативные нагрузки, возникающие в процессе эксплуатации гасятся за счет выполнения на сопрягаемой поверхности шарниров-катков. Конструкция предельно облегчена и снижена трудоемкость монтажа за счет легкой сборки блоков. При этом выполнение на торцевых ребрах пазов и выступов обеспечивает фиксированное соединение блоков по окружности и уменьшает вертикальные перемещения при сушке и вывода реакторной установки на рабочий режим.

На фиг.1 показан блок для футеровки лайнера реакторной установки; фиг.2 - вид А фиг.1, фиг.3 - фрагмент футеровки; фиг.4 - каток-подшипник (вид сверху); фиг.5 - А-А фиг.4.

Строительный блок состоит из жаростойкого бетона и имеет на торцевых поверхностях выступ 1 и паз 2. На поверхности сопрягаемой с поверхностью лайнера по центру блока вмонтирован каток-подшипник 3. Металлический каток-подшипник 3 состоит из шарового элемента 4, направляющих стержней 5, пластины 6, седла 7, пружины 8. Каток-подшипник 3 заглублен в в тело блока на 10-15 мм при давлении на него 1-3 кгс.

Каток-подшипник 3 обеспечивает перемещение блока для снятия напряжений между бетонной и металлической поверхностью, как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении.

Возведение футеровки производят следующим образом. До начала устройства футеровки проверяют основание под футеровку и соответствие их проектным отметкам. Возведение теплоизоляционной кладки начинают с нанесения стяжки из жаростойкого раствора или клея. Кладку ведут с перевязкой вертикальных швов в поперечном направлении, заполняя вертикальный и горизонтальный шов жаростойким раствором 9. В зоне сопрягаемой с поверхностью лайнера укладывают предлагаемые блоки с катками-шарнирами 3, а зазор заполняют демпфирующим раствором 10, теплоизоляционная жаростойкая футеровка с внешней стороны ограничена наружным лайнером 11 и слоем 12 из бетона для повышенных температур.

Для возведения футеровки используют блоки размером 200×200×400 мм из жаростойкого бетона следующего состава в

мас.%: высокоглиноземистый цемент - 20,0; шлаковая пемза фракции 5-10 мм - 18,55; фракции 10-20 мм 23,95; фракции менее 5 мм 37,5; вода до водотвердого отношения 0,1.

Блок после сушки имеет следующие физико-механические характеристики: прочность при сжатии 12,5 Мпа, прочность при сжатии через 3-е суток - 18.1 Мпа, прочность бетона после выдержки в расплаве свинца - 12,4 Мпа, плотность бетона - 1600 кг/м3, температура применения бетона 1000°С, теплопроводность - 0,5 Вт/м.°С, коэффициент линейного расширения бетона (10-11)10 -6 l/°C.

Блок для футеровки лайнера реакторной установки, включающий выступы и пазы, на противоположных торцевых поверхностях блока, отличающийся тем, что блок снабжен катком-шарниром, зафиксированным на уровне сопрягаемой с лайнером реакторной установки поверхности блока, имеет радиус кривизны соответствующий радиусу кривизны, поверхности лайнера и выполнен из жаростойкого бетона следующего состава, мас.%:

Высокоглиноземистый цемент 15,0-20,0

Шлаковая пемза фракции 5-10 мм 15,16-18,55

Фракции 10-20 мм 23,95-24,37

Фракции менее 5 мм 37,5-42,5

Вода до водотвердого отношения 0,1-0,15



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области строительства
Наверх