Клинкет для гидроакустической антенны

 

Клинкет для гидроакустической антенны относится к области морского приборостроения и предназначен для установки антенны эхолота или абсолютного лага на плаву судна без использования водолаза. Клинкет содержит полый корпус, в нижней части которого заподлицо с днищем судна установлена звукопрозрачная водонепроницаемая мембрана. Она может быть армирована металлическими элементами, например, стальными прутками.

Полезная модель относится к области морского приборостроения и предназначена для установки или замены антенны эхолота или абсолютного лага на плаву судна без использования водолаза.

Известны клинкеты для размещения в них приемных трубок гидродинамических относительных лагов (Хребтов А.А. и др. Судовые измерители скорости. - Л.: Судостроение, 1978, рис. 2.17; Виноградов К.А. и др. Абсолютные и относительные лаги. Справочник. - Л.: Судостроение, 1990, с.140, рис. 8.6).

Эти клинкеты состоят из полого корпуса, с возможностью его крепления над отверстием в днище судна и размещенного в корпусе запорного вентиля и уплотняющего средства (сальника), установленного выше запорного вентиля.

Приемную трубку устанавливают в отверстие в верхней части корпуса клин-кета при закрытом запорном вентиле, после чего открывают последний, опускают приемную трубку в рабочее положение и уплотняют сальник. Для извлечения приемной трубки указанные выше действия производят в обратной последовательности.

Недостатками этих клинкетов являются недостаточная эксплуатационная надежность и высокая себестоимость.

В этих конструкциях запорное устройство и клинкет в целом постоянно находятся под воздействием морской воды. В связи с этим они выполняются из дорогостоящих цветных металлов. Однако воздействие морской воды, как показывает опыт, даже при использовании цветных металлов может привести к выходу из строя запорного устройства, заеданию его привода от отложения солей.

Наиболее близким к заявляемой полезной модели является клинкет для забортных устройств судовых навигационных приборов (патент РФ №2122213). Полый корпус этого клинкета выполнен разъемным по высоте, причем уплотняющее средство размещено в нижнем, закрепленном над отверстием в днище корпуса судна узле клинкета, а запорное устройство - в верхнем съемном узле клинкета, который используется только во время установки или замены гидроакустической антенны. При снятом верхнем узле клинкета предотвращение поступления в судовой отсек забортной воды обеспечивается уплотняющим средством, размещенном в нижнем узле клинкета.

Недостатком прототипа является сложность конструкции, включающей механические подвижные части запирающего устройства, недостаточная эксплуатационная надежность, обусловленная наличием уплотнительных сальников, теряющих герметичность в процессе эксплуатации, сложность процесса замены забортного устройства, включающего перед собственно извлечением забортного устройства процедуру монтажа съемной части клинкета.

Известные клинкеты используются для размещения забортных узлов со сравнительно малыми площадями поперечных сечений. Для обеспечения установки антенны эхолота или абсолютного лага и им подобных узлов бльшого размера известные конструкции клинкетов потребовали бы существенного увеличения массогабаритных характеристик.

Сущность заявляемой полезной модели состоит в том, что в нижней части полого корпуса клинкета, имеющего возможность герметического закрепления над отверстием в днище судна, установлена звукопрозрачная водонепроницаемая мембрана, выполненная, например, из полиуретана. Она может быть армирована металлическими элементами, например, взаимно пересекающимися стальными прутками.

В клинкете, предназначенном для установки на плоскодонном судне упомянутая мембрана имеет, преимущественно, форму диска с параллельными верней и нижней поверхностями.

В клинкете, предназначенном для установки на судне, имеющем килеватность, т.е., подъем днища судна от киля к бортам, внешняя поверхность мембраны повторяет обводы днища судна.

Задача, на решение которой направлена заявляемая полезная модель и технический результат состоит в упрощении конструкции клинкета и повышении его надежности в части предотвращения просачивания забортной воды через клинкет.

На чертеже изображен в разрезе герметически закрепленный над отверстием в днище плоскодонного судна клинкет с размещенной в нем гидроакустической антенной.

Клинкет состоит из полого корпуса 1, герметически закрепленного посредством приварыша 2 к днищу 3 судна. В нижней части корпуса 1 установлена заподлицо с днищем 3 судна водонепроницаемая прозрачная для акустических колебаний мембрана 4. Она может быть выполнена из полиуретана методом заливки, с последующей полимеризацией. Мембрана может быть армирована металлическими элементами, например, стальными прутками (на чертеже не показаны).

В корпусе 1 клинкета размещена гидроакустическая антенна 5 с кабелем 6. Верхняя часть антенны 5 изолирована от корпуса 1 клинкета посредством резиновой накладки 7 и накидной гайки 8.

Так как внутренний объем отсека судна изолирован от забортной воды корпусом 1 клинкета и размещенной в его нижней части водонепроницаемой мембраной 4, то установка (замена) гидроакустической антенны 5 с кабелем 6 может осуществляться на плаву судна. Для этого необходимо отвинтить накидную Гайку

8, вынуть антенну 5 с кабелем 6 и резиновой прокладкой 7. Установку антенны 5 производят в обратной последовательности. Для обеспечения акустического контакта излучающей поверхности антенны с звукопрозрачной мембраной 4 между ними создают жидкостную и консистентную пленку.

Работоспособность заявляемого клинкета подтверждена испытанием его опытного образца.

1. Клинкет для гидроакустической антенны, содержащий полый корпус, отличающийся тем, что в его нижней части установлена звукопрозрачная водонепроницаемая мембрана.

2. Клинкет по п.1, отличающийся тем, что упомянутая мембрана армирована металлическими элементами, например стальными прутками.

3. Клинкет по п.1, отличающийся тем, что упомянутая мембрана установлена заподлицо с днищем судна.



 

Наверх