Зуб ковша экскаватора
Полезная модель относится к горнодобывающей промышленности, в частности, к конструкциям зубьев ковшей экскаваторов, например, для перемещения горной массы. Полезной моделью решается задача создания зуба ковша экскаватора, характеризующегося повышенными эксплуатационной износостойкостью и работоспособностью. Для решения поставленной задачи в зубе ковша экскаватора, содержащем хвостовик и режущую часть, включающую две главные грани: переднюю и заднюю, а также симметричные относительно оси симметрии две боковые грани, предложено, согласно настоящей полезной модели, выполнить в одной из главных граней с одной из ее сторон углубление, в котором размещена первая пластина, выполненная из износостойкого материала, и образующая с этой гранью ровную поверхность; кроме того, в зубе, в другой его главной грани, может быть выполнено углубление, в котором размещена оппозитно первой пластине вторая пластина из износостойкого материала, идентичная первой, а обе пластины расположены симметрично относительно оси симметрии зуба; кроме того, в одной из главных граней на той же стороне, где расположена первая пластина, может быть выполнено дополнительное углубление, в котором размещена дополнительная пластина из износостойкого материала, идентичная первой; кроме того, отношение длины l режущей части к длине L зуба может быть выбрано из соотношения: l/L=0,6-0,8.
Полезная модель относится к горнодобывающей промышленности, в частности, к конструкциям зубьев ковшей экскаваторов, например, для перемещения горной массы.
Основным требованием, предъявляемым к зубьям ковшей землеройных машин, в частности, экскаваторов, является обеспечение повышенной износостойкости и работоспособности зуба.
Оно, это требование, как правило, достигается путем нанесения различных по конфигурации износостойких покрытий непосредственно на поверхность зуба, в частности, на его режущую часть.
Известен зуб ковша землеройной машины, содержащий режущую часть в виде передней, задней и боковых граней, и снабженный износостойкими вставками в виде ребер, равномерно расположенных по ширине на передней и задней гранях и выступающих над их поверхностями [Л.1].
Известен зуб ковша землеройной машины, содержащий хвостовик и рабочую часть с боковыми, нижней и верхней поверхностями, при этом нижняя поверхность выполнена с прямолинейными наплавками из износостойкого материала в виде сетки, а на боковых поверхностях имеются дополнительные прямолинейные наплавки, выполненные также из износостойкого материала и соединенные с наплавками на боковых кромках верхней и нижней поверхностей [Л.2].
Известен зуб ковша землеройной машины, содержащий хвостовик и режущую часть, на верхней и нижней поверхностях которой выполнены утолщения в виде наплавок из износостойкого материала,
имеющие формы прямоугольников и квадратов, расположенных рядами в заданной зависимости [Л.3].
Известен зуб ковша экскаватора, содержащий хвостовик и режущую часть, включающую две главные: переднюю и заднюю грани, а также две боковые грани, при этом на поверхностях передней и задней граней выполнены из того же материала, что и тело зуба, отделенные друг от друга утолщения [Л.4].
Однако все перечисленные конструкции зубьев ковшей экскаваторов обладают недостаточно высокими эксплуатационной износостойкостью и работоспособностью.
Полезной моделью решается задача создания зуба ковша экскаватора, характеризующегося повышенными эксплуатационной износостойкостью и работоспособностью.
Для решения поставленной задачи в зубе ковша экскаватора, содержащем хвостовик и режущую часть, включающую две главные грани: переднюю и заднюю, а также симметричные относительно оси симметрии две боковые грани, предложено, согласно настоящей полезной модели, выполнить в одной из главных граней с одной из ее сторон углубление, в котором размещена первая пластина, выполненная из износостойкого материала, и образующая с этой гранью ровную поверхность; кроме того, в зубе, в другой его главной грани, может быть выполнено углубление, в котором размещена оппозитно первой пластине вторая пластина из износостойкого материала, идентичная первой, а обе пластины расположены симметрично относительно оси симметрии зуба; кроме того, в одной из главных граней на той же стороне, где расположена первая пластина, может быть выполнено дополнительное углубление, в котором размещена дополнительная пластина из
износостойкого материала, идентичная первой; кроме того, отношение длины l режущей части к длине L зуба может быть выбрано из соотношения: l/L=0,6-0,8.
Полезная модель поясняется чертежами, на которых соответственно изображены: на фиг.1 - вид сбоку заявляемого зуба ковша экскаватора с частичным вырывом; на фиг.2 - его вид сверху.
Зуб ковша экскаватора содержит хвостовик 1 и режущую часть, включающую две главные грани: переднюю грань 2 и заднюю грань 3, а также две боковые грани 4, симметричные относительно оси симметрии зуба.
В одной из главных граней, в частности, в передней грани 2, с одной из ее сторон выполнено углубление, в котором размещена пластина 5 из износостойкого материала. Пластина 5 жестко соединена с передней гранью 2 и образует с ней ровную (без выпуклостей) поверхность.
В другой главной грани, в частности, в задней грани 3, выполнено дополнительное углубление, в котором оппозитно пластине 5 из износостойкого материала размещена идентичная ей пластина 6, выполненная также, как и пластина 5, из износостойкого материала. При этом пластины 5 и 6 расположены симметрично относительно оси симметрии зуба.
В передней грани 2, со стороны расположения пластины 5, выполнено дополнительное углубление, в котором размещена дополнительная пластина 7 из износостойкого материала, идентичная пластинам 5 и 6.
Отношение длины l режущей части зуба к длине L всего зуба может быть выбрано из соотношения: l/L=0,6-0,8.
Наличие на одной из главных граней, по крайней мере, одной пластины, выполненной из износостойкого материала, позволит повысить эксплуатационную износостойкость и работоспособность заявляемого зуба ковша экскаватора.
Наличие двух, расположенных симметрично относительно оси симметрии зуба, идентичных пластин из износостойкого материала, будет способствовать повышению износостойкости зуба.
Повышение износостойкости зуба достигается благодаря наличию на одной из главных (передней либо задней) грани зуба двух идентичных пластин из износостойкого материала.
Повышение износостойкости достигается и за счет выполнения режущей части удлиненной с отношением ее длины l к длине всего зуба L, выбранной из соотношения: l/L=0,6-0,8.
Заявляемое решение разработано, изготовлено и испытано в ОАО "Металлист" г. Качканара. Положительные результаты испытаний подтвердили работоспособность зуба ковша экскаватора и возможность его широкого практического применения в будущем.
Литература:
1. Авт. свид. СССР №1795011, МПК E 02 F 9/28, 1993 г.
2. Авт. свид. СССР №1469053, МПК E 02 F 9/28, 1989 г.
3. Авт. свид. СССР №2014409, МПК E 02 F 9/28, Е 21 С 25/38, 35/18, 1994 г.
4. Патент Великобритании №215207, МПК E 02 F 9/28, 1985 г.
1. Зуб ковша экскаватора, содержащий хвостовик и режущую часть, включающую две главные: переднюю и заднюю грани, а также симметричные относительно оси симметрии зуба боковые грани, отличающийся тем, что в одной из главных граней с одной из ее сторон выполнено углубление, в котором размещена первая пластина, выполненная из износостойкого материала, и образующая с этой гранью ровную поверхность.
2. Зуб ковша экскаватора по п.1, отличающийся тем, что в другой главной грани выполнено углубление, в котором размещена оппозитно первой пластине вторая пластина из износостойкого материала, идентичная первой, при этом обе пластины расположены симметрично относительно оси симметрии зуба.
3. Зуб ковша экскаватора по п.1, отличающийся тем, что в одной из главный граней, на той же стороне, где расположена первая пластина, выполнено дополнительное углубление, в котором размещена дополнительная пластина из износостойкого материала, идентичная первой.
4. Зуб ковша экскаватора по п.1, отличающийся тем, что отношение длины l режущей части к длине L зуба выбрано из соотношения: l/L=0,6÷0,8.
5. Зуб ковша экскаватора по п.2, отличающийся тем, что в одной из главных граней, на той же стороне, где расположена первая пластина, выполнено дополнительное углубление, в котором размещена дополнительная пластина из износостойкого материала, идентичная первой и второй.
6. Зуб ковша экскаватора по п.2, отличающийся тем, что отношение длины l режущей части к длине L зуба выбрано из соотношения: l/L=0,6÷0,8.
7. Зуб ковша экскаватора по п.3, отличающийся тем, что отношение длины l режущей части к длине L зуба выбрано из соотношения: l/L=0,6÷0,8.