Деформационный шов

 

Полезная модель относится к мостостроению и, в частности к конструкциям деформационных швов, предпочтительно малых автодорожных мостов. Деформационный шов между торцами пролетного строения и переходными плитами в зоне их опирания на крайнюю опору, преимущественно малого моста, включающий пористый заполнитель, установленный в зазор между торцами пролетного строения и переходных плит, гидроизоляцию, элемент, перекрывающий сверху зазор между плитами и мостовое покрытие, при этом элемент, перекрывающий сверху зазор, выполнен в виде монолитного слоя армированного бетона низкой водопроницаемости. Элемент, перекрывающий сверху зазор между торцами пролетного строения и переходными плитами, выполненный в виде монолитного слоя армированного бетона, опирается на всю ширину пролетного строения и на величину В переходной плиты, при этом величина В составляет не менее 0,01L, где L длина переходной плиты. Арматура монолитного слоя армированного бетона выполнена в два слоя, при этом слои расположены по разные стороны слоя гидроизоляции. Возможен вариант, в котором арматура монолитного слоя армированного бетона выполнена в один слой, при этом слой арматуры расположен выше или ниже слоя гидроизоляции. Деформационный шов обеспечивает полное перекрытие компенсационного зазора сверху слоями бетона, гидроизоляции и мостового полотна, что исключает возможность проникновения влаги внутрь деформационного шва и повышает надежность и долговечность его работы.

Полезная модель относится к мостостроению и, в частности к конструкциям деформационных швов, предпочтительно крайних опор малых автодорожных мостов.

Известен деформационный шов (А.С. №988951) разрезных пролетных строений автодорожного моста в зоне опирания их на подвижные опорные части, включающий эластичное заполнение зазора между стыкуемыми пролетными строениями и расположенные на смежных пролетных строениях непрерывное покрытие из тонкостенного материала, при этом каждое стыкуемое пролетное строение снабжено жестко прикрепленным к нему одним концом анкером, причем каждый анкер заведен в покрытие, пропущен над швом, а другой конец расположен над смежным пролетным строением.

Такой шов не может быть использован на крайних опорах мостов с переходными плитами, в виду того, что один конец переходной плиты, опирающийся на грунт, проседает больше второго и плита получает не горизонтальное, а угловое смещение. В связи с этим в местах изгиба образуются трещины.

Известен деформационный шов закрытого типа для мостов малых пролетов (патент №2032786). Он включает размещенный между плитами компенсационный лоток, выполненный из сплошного битумно-бутилкаучукового мата, армированного нетканьм материалом и герметично соединенного с торцами плит бутил-каучуковой мастикой. Нижняя часть лотка заполнена эластичным битумполимерным заливочным составом с резиновой закладной деталью. Перекрывающий лист выполнен из высокоармированной бутилкаучуковой композиции холодного отверждения, снабжен по торцам эластичными компенсаторами и образует верхнюю часть лотка.

Недостаток такого шва заключается в сложной его конструкции, требующей выполнения специального лотка. Кромке того, эластичные материалы, заполняющие лоток, включая нетканый материал, не исключают их прогиба и образования трещин, тем более при размещении такого шва на крайней опоре с ее угловым перемещением при осадке конца переходной плиты, опирающегося на грунтовую насыпь.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту является деформационный шов закрытого типа с гибким или металлическим компенсатором, включающий заполнение зазора пористым заполнителем, размещение слоя

гидроизоляции, защитного слоя, металлической пластины перекрывающей зазор, армирующие сетки и асфальтобетонное покрытие (Росавтодор. «Технические указания по применению температурно-неразрезных пролетных строений при строительстве автодорожных мостов» стр.21, рис.116. Москва 1992 г. Приложение к заявке на 1 л.).

Недостаток конструкции заключается в том, что под нагрузкой края металлического листа начинают отгибаться вверх и в этих местах образуются трещины, через которые проникает вода. Этот недостаток еще значительнее проявляется на крайних опорах, когда перемещение переходных плит происходит не в горизонтальной плоскости, а при повороте переходной плиты в сторону оседания ее конца опирающегося на грунтовую насыпь. Кроме того, в такой конструкции шва заложен нерационально большой объем входящих в него элементов и арматуры.

Целью полезной модели является упрощение конструкции и повышение надежности деформационного шва.

Поставленная цель достигается за счет того, что в деформационном шве между торцами пролетного строения и переходными плитами в зоне их опирания на крайнюю опору, преимущественно малого моста, включающий пористый заполнитель, установленный в зазор между торцами пролетного строения и переходных плит, гидроизоляцию, элемент, перекрывающий сверху зазор между плитами и мостовое покрытие, согласно полезной модели элемент, перекрывающий сверху зазор, выполнен в виде монолитного слоя армированного бетона низкой водопроницаемости.

Ширина Н арматуры элемента из монолитного слоя армированного бетона составляет в каждую сторону от оси симметрии зазора не менее 1,5###U1032 на всей длине деформационного шва, где l максимальная ширина зазора между торцами пролетного строения и переходных плит.

Элемент, перекрывающий сверху зазор между торцами пролетного строения и переходных плит, и выполненный в виде монолитного слоя армированного бетона, опирается на всю ширину пролетного строения и на величину В - не менее 0,01L, где L длина переходной плиты.

Вместе с тем, арматура монолитного слоя армированного бетона выполнена в два слоя, при этом слои расположены по разные стороны слоя гидроизоляции.

Кроме того, арматура монолитного слоя армированного бетона может быть выполнена в один слой, при этом слой арматуры располагают выше или ниже слоя гидроизоляции.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, на котором изображен деформационный шов в разрезе.

Деформационный шов между стыкуемыми плитами 1 пролетного строения и переходными железобетонными плитами 2 в зоне их опирания на крайнюю опору 3, предназначен преимущественно для малого автодорожного моста. Переходные плиты 2 вторым концом опираются на грунтовую насыпь 4 подхода к мосту и щебеночное основание 5.

Деформационный шов включает заложенный в зазор 6 между торцами пролетного строения и переходных плит, пористый заполнитель 7, слой гидроизоляции 8, укладываемый поверх зазора 6 на всю ширину пролетного строения и на переходные плиты, перекрывая их не более чем на половину их длины. Элемент 9, перекрывающий сверху зазор 6, выполнен в виде монолитного слоя армированного бетона низкой водопроницаемости, снабженного арматурой 10. Поверх элемента 9 расположено мостовое покрытие 11. Возможна дополнительная предварительная укладка слоя гидроизоляции 8 непосредственно на верхнюю плоскость переходной плиты 2.

В целях рационального расхода арматуры 10 ее ширина Н составляет в каждую сторону от оси симметрии компенсационного зазора 6 не менее 1,5l на всей длине деформационного шва, где l максимальная ширина компенсационного зазора 6 между стыкуемыми плитами.

Элемент 9, перекрывающий сверху зазор 6 между плитами и выполненный в виде монолитного слоя армированного бетона, опирается на всю ширину пролетного строения 1 и на величину В переходной плиты 2, при этом величина В составляет менее 0,01 L, где L длина переходной плиты 2.

Арматура 10 монолитного слоя армированного бетона выполнена в два слоя, при этом слои расположены по разные стороны слоя гидроизоляции 8.

В зависимости от обстоятельств арматура 10 монолитного слоя армированного бетона может быть выполнена в один слой, при этом слой арматуры располагают выше или ниже слоя гидроизоляции.

Деформационный шов выполняют в следующем порядке.

Производят обмазывание внутренних поверхностей зазора 6 мастикой (не показано), после чего в зазор 6 закладывают пористый заполнитель 7. Укладывают на переходную плиту 2 слой гидроизоляции 8 (по необходимости) и производят заливку выравнивающего слоя (не показано) или заливку элемента 9 из слоя монолитного бетона низкой водопроницаемости, при этом в него закладывают слой арматуры 10. Далее укладывают слой гидроизоляции 8 над компенсационным зазором на всю ширину пролетного строения и не более чем на половину переходной плиты, производят заливку следующего слоя элемента 9 из слоя монолитного бетона низкой

водопроницаемости с одновременной укладкой слоя арматуры 10. В зависимости от различных условий и проектов слои арматуры 10 могут располагаться по разные стороны изоляционного слоя 8 или только ниже его или только выше его, и затем после отверждения монолитного бетона укладывают мостовое покрытие 11.

В процессе эксплуатации и проседания конца переходной плиты 2, опирающегося на грунтовую насыпь 4 не происходит разлома элемента 9 из монолитного бетона низкой водопроницаемости ввиду его армирования в области зазора 6.

Заявляемый деформационный шов обеспечивает полное перекрытие зазора 6 сверху слоями бетона, гидроизоляции и мостового полотна, что исключает возможность проникновения влаги внутрь деформационного шва и повышает надежность и долговечность его работы. Кроме того, ограниченные размеры арматуры, достаточные для надежной работы шва, позволяют снизить ее расход.

Деформационный шов успешно прошел эксплуатационные испытания.

1. Деформационный шов между торцами пролетного строения и переходными плитами в зоне их опирания на крайнюю опору, преимущественно малого моста, включающий пористый заполнитель, установленный в зазор между торцами пролетного строения и переходных плит, гидроизоляцию, элемент, перекрывающий сверху зазор между плитами и мостовое покрытие, отличающийся тем, что элемент, перекрывающий сверху зазор, выполнен в виде монолитного слоя армированного бетона низкой водопроницаемости.

2. Деформационный шов по п.1, отличающийся тем, что ширина Н арматуры элемента из монолитного слоя армированного бетона составляет в каждую сторону от оси симметрии зазора не менее 1,5l на всей длине деформационного шва, где l - максимальная ширина зазора между торцами пролетного строения и переходных плит.

3. Деформационный шов по п.1, отличающийся тем, что элемент, перекрывающий сверху зазор между торцами пролетного строения и переходных плит, и выполненный в виде монолитного слоя армированного бетона, опирается на всю ширину пролетного строения и на величину В - не менее 0,01L, где L - длина переходной плиты.

4. Деформационный шов по п.1, отличающийся тем, что арматура монолитного слоя армированного бетона выполнена в два слоя, при этом слои расположены по разные стороны слоя гидроизоляции.

5. Деформационный шов по п.1, отличающийся тем, что арматура монолитного слоя армированного бетона выполнена в один слой, при этом слой арматуры расположен выше или ниже слоя гидроизоляции.



 

Наверх