Антенная система транспортного средства


7 H01Q1/12 -

 

Полезная модель относится к антенной технике, в частности, к элементам конструкции антенн и связанных с ними устройств, и предназначена для установки на любых транспортных средствах. Технический результат - упрощение технического обслуживания и ремонта кинематической передачи, связывающей опору с неподвижной частью системы. Антенная система включает антенное устройство, содержащее колонку и поворотное устройство, связанные приводом вращения, платформу, закрепленную на поворотном устройстве, антенну, смонтированную на платформе, токосъемник, стакан, установленный на поворотном устройстве по оси его вращения, несущий опору с дополнительным антенным устройством, и кинематическую передачу, связывающую опору с подвижной частью системы и имеющую передаточное отношение, равное единице. Новым является выполнение кинематической передачи в виде последовательно связанных между собой зубчатой пары внутреннего зацепления и гибкой ременной или цепной пары. Кинематическая передача содержит зубчатое колесо, закрепленное на крыше кузова, большой шкив - звездочку, закрепленный на опоре, шестерню и малый шкив - звездочку, образующие единый блок, установленный на поворотном устройстве с возможностью вместе с последним планетарного вращения относительно оси колонки. Зубчатое колесо закреплено к крыше кузова, большой шкив - звездочка закреплен на опоре, а шестерня и малый шкив - звездочка образует единый блок, установленный на поворотном устройстве и совершающий вместе с ним планетарное вращение относительно оси колонки. При этом кинематическая передача, связывающая опору с неподвижной частью системы, расположена между поворотным устройством и платформой и становится доступной для технического обслуживания и ремонта без демонтажа поворотного устройства.

Полезная модель относится к антенной технике, в частности, к элементам конструкции антенн и связанных с ними устройств, и предназначена для установки на любых транспортных средствах.

Известна мобильная антенная система, включающая контейнер с аппаратурой, конструктивно совмещенный с антенной системой, содержащей снабженную гидроцилиндром поворотно-подъемную мачту с антенной, выполненной с возможностью вращения относительно вертикальной оси, и привод вращения антенны. [1].

Известна также антенная система транспортного средства, включающая корпус с узлом крепления штыря, обеспечивающим возможность изменения его ориентации относительно поверхности транспортного средства, основание с втулкой и кабель связи [2].

Наиболее близкой по технической сущности к заявляемой полезной модели является антенная система транспортного средства, принимаемая за прототип [3], которая содержит колонку и поворотное устройство, связанные приводом вращения, платформу, закрепленную на поворотном устройстве, антенну, например, СВЧ-диапазона, смонтированную на платформе, имеющую угол вращения по азимуту 360°, стакан, установленный на поворотном устройстве по оси его вращения, несущий опору с дополнительным антенным устройством, например, УКВ- или КВ-диапазона, и токосъемник, а опора и колонка связаны друг с другом кинематической передачей, выполненной в виде зубчатых колес, закрепленных на опоре и колонке и связанных между собой двумя шестернями и валом, установленном на поворотном устройстве. Кинематическая передача осуществлена вне зоны расположения кабелей, волноводов и токосъемника и имеет передаточное число, равное единице, что обеспечивает установку дополнительной неподвижной антенны по оси вращения поворотного устройства.

Недостатком антенной системы-прототипа является сложность технического обслуживания и ремонта кинематической передачи, связывающей

опору и колонку, т.е. неподвижную часть системы. Действительно, доступ к шестерням, установленным на колонке и нижней части вала, например для их смазки требует демонтажа поворотного устройства.

Техническим результатом полезной модели является упрощение технического обслуживания и ремонта кинематической передачи, связывающей опору с неподвижной частью антенной системы.

Технический результат достигается тем, что в антенной системе транспортного средства, включающей антенное устройство, содержащее колонку и поворотное устройство, связанные приводом вращения, платформу, закрепленную на поворотном устройстве, антенну, смонтированную на платформе, токосъемник, стакан, установленный на поворотном устройстве по оси его вращения, несущий опору с дополнительным антенным устройством, и кинематическую передачу, связывающую опору с подвижной частью системы и имеющую передаточное отношение, равное единице, согласно полезной модели, кинематическая передача выполнена в виде последовательно связанных зубчатой пары внутреннего зацепления и гибкой ременной или цепной пары, и содержит зубчатое колесо, закрепленное на крыше кузова, большой шкив-звездочку, закрепленный на опоре, шестерню и малый шкив-звездочку, образующие единый блок, установленный на поворотном устройстве с возможностью вместе с последним планетарного вращения относительно оси колонки, причем зубчатое колесо закреплено к крыше кузова, большой шкив звездочка - на опоре, а шестерня и малый шкив-звездочка образует единый блок, установленный на поворотном устройстве и совершающий вместе с ним планетарное вращение относительно оси колонки.

Таким образом, кинематическая передача, связывающая опору с неподвижной частью системы, расположена между поворотным устройством и платформой и становится доступной для технического обслуживания и ремонта без демонтажа поворотного устройства.

Конструктивное выполнение антенной системы транспортного средства поясняется чертежами, где на фиг.1 приведена конструктивная схема устройства, на фиг2 - сечение АА кинематической передачи. В качестве примера приведена система, размещаемая в кузове автомобиля.

Антенная система содержит колонку 1, установленный на колонку привод 2, связанный с поворотным устройством 3, имеющим возможность вращаться по азимуту на подшипниках качения относительно колонки 1. Токосъемник 4 связан верхней частью с поворотным устройством 3, а нижней частью - с колонкой 1.

На поворотном устройстве 3 расположена платформа 5 с установленным на ней антенным устройством 6.

На платформе 5 по оси вращения поворотного устройства 3, закреплен стакан 7, несущий опору 8 дополнительного антенного устройства 9. В нижней части опоры 8 закреплен большой шкив-звездочка 10, связанный гибкой ременной или цепной передачей 11 с малым шкивом-звездочкой 12, который образует единый блок с шестерней 13, находящейся в зацеплении с зубчатым колесом 14, которое закреплено к крыше кузова 15. Малый шкив 12 и шестерня 13 установлены на поворотном устройстве 3 и образуют единый конструктивный блок. В связи с тем, что кинематическая передача содержит зубчатую пару внутреннего зацепления, для обеспечения вращения опоры 8 навстречу вращению поворотного устройства 3 используется гибкая, а не зубчатая передача.

При включении привода 2 поворотное устройство 3 вместе с платформой 5 и антенным устройством 6 начинает вращаться по азимуту относительно неподвижной колонки 1. При этом шкив 12 и шестерня 13 совершают планетарное вращение вокруг оси поворотного устройства 3.

Шестерня 13 обкатывается по неподвижному зубчатому колесу 14 с внутренним зацеплением, установленному на крыше кузова 15 и приводит во вращение шкив 12, который, в свою очередь, посредством гибкой связи 11 приводит во вращение относительно оси поворотного устройства 3 большой шкив 10, жестко связанный с опорой 8.

Поскольку передаточное отношение кинематической передачи зубчатое колесо 14, шестерня 13, малый шкив 12, большой шкив 10 равно единице, то при вращении поворотного устройства гибкая связь 11 обкатывается по большому шкиву 10, удерживая его и опору 8 с антенной 9 неподвижной относительно колонки 1 и кузова 14, а стакан 7 вращается вместе с платформой 5.

В результате при перемещении поворотного устройства 3 по азимуту на определенный угол дополнительное антенное устройство поворачивается кинематической передачей на тот же угол относительно поворотного устройства,

но в противоположном направлении, что обеспечивает неподвижность дополнительного антенного устройства, размещенного в ближней зоне вращающегося по азимуту антенного устройства.

Источники информации

1. 3аявка на изобретение №97109515, 6 МПК Н 01 Q 1/08, опубл. 27.11.98 г.

2. Патент №2075255 RU, 6 МПК Н 01 Q 1/32, опубл. 10.03.97 г.

3. Патент №2197040, RU, 7 МПК Н 01 Q 1/12, опубл. 20.01.2003, бюлл. №2 - прототип

Антенная система транспортного средства, включающая антенное устройство, содержащее колонку и поворотное устройство, связанные приводом вращения, платформу, закрепленную на поворотном устройстве, антенну, смонтированную на платформе, токосъемник, стакан, установленный на поворотном устройстве по оси его вращения, несущий опору с дополнительным антенным устройством и кинематическую передачу, связывающую опору с подвижной частью системы и имеющую передаточное отношение, равное единице, отличающаяся тем, что кинематическая передача выполнена в виде последовательно связанных зубчатой пары внутреннего зацепления и гибкой ременной или цепной пары, и содержит зубчатое колесо, закрепленное на крыше кузова, большой шкив-звездочку, закрепленный на опоре, шестерню и малый шкив-звездочку, образующие единый блок, установленный на поворотном устройстве с возможностью вместе с последним планетарного вращения относительно оси колонки, причем зубчатое колесо закреплено к крыше кузова, большой шкив-звездочка - на опоре, а шестерня и малый шкив-звездочка образует единый блок, установленный на поворотном устройстве и совершающий вместе с ним планетарное вращение относительно оси колонки.



 

Похожие патенты:
Наверх