Устройство блокировки стартера

 

Полезная модель относится к транспортной технике, а именно, к устройствам для блокировки стартеров и может применяться для обеспечения безотказной работы стартеров легковых и грузовых автомобилей и других транспортных средств. Технический результат, заключающийся в повышении точности реализации температурной зависимости порогов срабатывания, достигается за счет того, что предложено устройство блокировки стартера, содержащее усилитель ограничитель, "Д" триггер, интегрирующую цепь, термозависимый элемент, выходной каскад, причем термозависимый элемент включен в цепь питания "Д" триггера, выход триггера соединен с входом выходного ключа, выход которого соединен с "R" входом "Д" триггера.

Полезная модель относится к транспортной технике, а именно, к устройствам для блокировки стартеров и может применяться для обеспечения безотказной работы стартеров легковых и грузовых автомобилей и других транспортных средств.

Известно устройство блокировки стартера, содержащее усилитель ограничитель, интегрирующую цепь, подключенную к выходу усилителя ограничителя через диод, компаратор, вход которого соединен с конденсатором интегрирующей цепи. Опорный вход компаратора соединен с делителем напряжения, содержащем резистор и термозависимый элемент, например, термистор. Выход компаратора соединен с входом триггера, один из выходов которого подключен к реле включения стартера [1].

Недостатком известного технического решения является невысокая точность реализации необходимой температурной зависимости порогов срабатывания устройства.

Задачей заявляемого решения является устранение вышеуказанного недостатка, а именно повышение точности реализации температурной зависимости порогов срабатывания.

Поставленная задача достигается за счет того, что предложено устройство блокировки стартера, содержащее усилитель ограничитель, "Д" триггер, интегрирующую цепь, термозависимый элемент, выходной каскад, причем

термозависимый элемент включен в цепь питания "Д" триггера, выход триггера соединен с входом выходного ключа, выход которого соединен с "R" входом "Д" триггера.

На чертеже представлена схема устройства блокировки стартера.

Устройство блокировки стартера содержит усилитель ограничитель 1, подключенную через диод 2 к усилителю ограничителю интегрирующую цепь, содержащую последовательно соединенный между источником питания резистор 3 и конденсатор 4. Между клеммами питания включена дифференцирующая цепь, состоящая из последовательно включенных конденсатора 5 и резистора 6, выход которого соединен с "S" входом "Д" триггера 7,термозависимый элемент 8 включен между источником питания и питанием "Д" триггера. Конденсатор интегрирующей цепи подключен к "С" входу "Д" триггера 7, выход которого подключен к входу транзисторного ключа 9, выход последнего подключен к реле, включающему стартер 10, и к "R" входу "Д" триггера.

Устройство работает следующим образом.

При подаче напряжения питания от замка зажигания на клемму КЗ устройства, дифференцирующая цепь из конденсатора 5 и резистора 6 формирует импульс положительной полярности, который прикладывается к "S" входу "Д" триггера 7 и устанавливает его в состояние, когда на прямом выходе присутствует положительный потенциал, который прикладывается ко входу транзисторного ключа 9 и открывает его, подготавливая включение реле стартера 10. Конденсатор 4 интегрирующей цепи заряжается через резистор 3 до уровня напряжения питания. При подаче напряжения питания от замка зажигания на реле стартера 10 (клемма СТ устройства), последнее срабатывает подключая своими контактами стартер к аккумуляторной батарее. После запуска двигателя на входе устройства появляется сигнал синусоидальной формы, пропорциональный частоте вращения коленчатого

вала двигателя. Усилитель ограничитель формирует из этого сигнала прямоугольные импульсы, которые через диод 2 и внутреннее сопротивление усилителя ограничителя разряжают конденсатор 4. Когда частота вращения двигателя достигает заданной, напряжение на конденсаторе 4, постоянная времени заряда которого определяется резистором 3, а постоянная времени разряда частотой входного сигнала оказывается ниже порога срабатывания триггера 7, что эквивалентно отрицательному перепаду напряжения на входе "С", триггер переключается таким образом, что на прямом выходе появляется нулевой потенциал, это вызывает закрывание транзисторного ключа 9 и отключение реле стартера 10. На коллекторе транзисторного ключа 9 появляется положительный потенциал, который прикладывается к "R" входу триггера 7, делая невозможным его дальнейшее подключение при любых изменениях потенциала на воде "С". Включение стартера оказывается невозможным до включения зажигания.

Если при включении стартера запуска двигателя не произошло, то в момент снятия напряжения с клеммы СТ в обмотке реле стартера 10 возникает импульс самоиндукции, прикладывающийся ко входу R триггера 7 положительной полярности, который переключает его в состояние нулевого потенциала на прямом входе, делая невозможным повторное включение стартера без предварительного включения питания с клеммы 3 устройства (т.е. выключение зажигания). Для обеспечения температурной зависимости порога отключения стартера в цепь питания триггера включен термозависимый элемент (терморезистор) 8. При высоких температурах сопротивление терморезистора мало, напряжение питания триггера высокое и соответственно высокий порог срабатывания по входу "С", и при подаче входного сигнала триггер переключается при более низкой частоте вращения двигателя. При понижении температуры повышается сопротивление термозависимого элемента 8, соответственно снижается напряжение питания

триггера и порог срабатывания по входу "С", что требует более глубокого разряда конденсатора 4 для переключения триггера, т.е., более высокой частоты вращения двигателя, что необходимо в зимних условиях.

Предлагаемое устройство позволяет повысить точность реализации температурной зависимости порогов срабатывания. Применение "Д" триггера позволяет совместить функции компаратора и блокировки стартере, что приводит к упрощению устройства.

Источники информации:

1. Таненгольц Л.Я. "Неисправности в электрооборудовании автомобилей" Воениздат, 1994 г. издание 3, стр.106

Устройство блокировки стартера, содержащее усилитель-ограничитель, интегрирующую цепь, Д триггер, термозависимый элемент, выходной каскад, отличающееся тем, что термозависимый элемент включен в цепь питания Д триггера, выход триггера соединен с входом выходного ключа, выход которого соединен с R входом Д триггера.



 

Похожие патенты:
Наверх