Устройство для регулировки и контроля внешнего светового прибора транспортного средства


G01M11/06 - испытание центровки переднего света в осветительных устройствах, транспортных средств

 

Полезная модель относится к светотехнике, в частности к контролю световых характеристик приборов в процессе их эксплуатации и настройке, например, после соответствующих видов ремонта транспортного средства. Задачей заявляемой полезной модели является повышение точности ориентации оптической камеры относительно направления движения транспортного средства и упрощение конструкции устройства. Для решения поставленной задачи устройство для регулировки и контроля внешнего светового прибора транспортного средства, содержит передвижной штатив, размещенную на нем с возможностью вертикального перемещения оптическую камеру с объективом и экраном с контрольной разметкой, и установленный на штативе с возможностью юстировки в горизонтальной и вертикальной плоскостях относительно контрольной разметки экрана и оптической оси объектива, а также поворота вокруг горизонтальной оси, перпендикулярной оптической оси объектива, элемент ориентации оптической камеры относительно направления движения транспортного средства, снабженный первым лазерным источником, подключенным к источнику питания, при этом оптическая камера дополнительно содержит второй и третий лазерные источники, которые подключены к источнику питания, и закреплены таким образом, чтобы точка пересечения их оптических осей геометрически находилась на поверхности рассеивателя светового прибора транспортного средства, совпадала с оптической осью светового прибора транспортного средства, и оптической осью объектива проходящей через центральную точку экрана оптической камеры.

Полезная модель относится к светотехнике, в частности к контролю световых характеристик приборов в процессе их эксплуатации и настройке, например, после соответствующих видов ремонта транспортного средства.

Известен прибор для проверки и регулировки фар автомобилей, содержащий тележку со стойкой, несущей оптическую камеру с экраном, фотоэлементом, и ориентирующим световым устройством, а оптическая камера смонтирована шарнирно с возможностью вращения в горизонтальной плоскости (А.С. 333434 G01M 11/06).

Наиболее близким по своей технической сущности является устройство для регулировки и контроля внешнего светового прибора транспортного средства и содержащее передвижной штатив, размещенную на нем с возможностью вертикального перемещения оптическую камеру с объективом и экраном с контрольной разметкой, и установленный на штативе с возможностью юстировки в горизонтальной и вертикальной плоскостях относительно контрольной разметки экрана и оптической оси объектива, а также поворота вокруг горизонтальной оси, перпендикулярной оптической оси объектива, элемент ориентации оптической камеры относительно направления движения транспортного средства, снабженный лазерным источником, подключенным к источнику питания, и рассеивающей линзовой системой, при этом рассеивающая линзовая система выполнена в виде, по меньшей мере, двух оптически прозрачных цилиндрических линз, образующие которых параллельны вертикальной плоскости, проходящей через оптическую ось объектива камеры, и установлены с зазором таким образом, чтобы середина зазора находилась на оптической оси лазерного источника, а на кронштейне, установленном шарнирно на одной из стенок оптической камеры, размещен элемент, изменяющий направление излучения центральной части пучка (Патент 2208773, G01M 11/06, F21S 8/00).

Недостатком известных решений является низкая точность ориентации оптической камеры относительно направления движения, и сложность устройства.

Задачей заявляемой полезной модели является повышение точности ориентации оптической камеры относительно направления движения транспортного средства и упрощение конструкции устройства.

Для решения поставленной задачи устройство для регулировки и контроля внешнего светового прибора транспортного средства, содержит передвижной штатив, размещенную на нем с возможностью вертикального перемещения оптическую камеру с объективом и экраном с контрольной разметкой, и установленный на штативе с возможностью юстировки в горизонтальной и вертикальной плоскостях относительно контрольной разметки экрана и оптической оси объектива, а также поворота вокруг горизонтальной оси, перпендикулярной оптической оси объектива, элемент ориентации оптической камеры относительно направления движения транспортного средства, снабженный первым лазерным источником, подключенным к источнику питания, при этом оптическая камера дополнительно содержит второй и третий лазерные источники, которые подключены к источнику питания, и закреплены таким образом, чтобы точка пересечения их оптических осей геометрически находилась на поверхности рассеивателя светового прибора транспортного средства, совпадала с оптической осью светового прибора транспортного средства, и оптической осью объектива проходящей через центральную точку экрана оптической камеры.

Элемент ориентации оптической камеры выполнен в виде лазерного щелевого датчика.

Технический результат, полученный при решении поставленной задачи, заключается в повышении точности ориентации оптической камеры относительно направления движения за счет создания конструкции позволяющей совместить центральную точку экрана, оптическую ось объектива, и точки пересечения оптических осей второго и третьего лазерных источников - светящейся точки, геометрически размещенной на поверхности рассеивателя светового прибора совпадающей с оптической осью светового прибора, и одновременно в обеспечение возможности установки оптической камеры напротив проверяемой фары на необходимом расстоянии, а также упрощении конструкции заявляемого устройства.

Проведенный информационный поиск показал, что из уровня техники неизвестно устройство для регулировки и контроля внешнего светового прибора транспортного средства, выполненное в соответствии как указано ниже, что позволяет сделать вывод о соответствии совокупности отличительных признаков заявляемого решения критерию охраноспособности «новизна».

Приведенный ниже пример реализации технического решения подтверждает его соответствие критерию «промышленная применимость».

Таким образом, заявляемое техническое решение соответствует всем критериям, необходимым для предоставления ему правовой охраны в качестве полезной модели.

Сущность заявляемой полезной модели поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен общий вид устройства для регулировки и контроля внешнего светового прибора транспортного средства в аксонометрии, на фиг. 2 - сечение оптической камеры, фиг. 3 - экран с контрольной разметкой.

Устройство для регулировки и контроля внешнего светового прибора транспортного средства содержит передвижной штатив, включающий основание 1 с колесами, и закрепленную на нем вертикально стойку 2 с делениями. На стойке 2 с возможностью перемещения по высоте установлена оптическая камера 3, закрепленная с помощью опорного винта 4 и фиксатора 5. Оптическая камера 3 (в дальнейшем - камера) представляет собой корпус, в котором установлены: объектив 6; смотровое стекло 7 для пузырькового уровня (на фиг. 2 не указан); экран 8, перемещающийся по вертикали при помощи отсчетного лимба 9; фотоприемники 10 для измерения силы света, размещенные в контрольных точках экрана 8 (см. фиг. 3), подключенные к измерительному блоку 11; второй 12 и третий 13 лазерные источники, подключенные к источнику питания 14 (показан схематически на фиг. 2), закрепленные на кронштейнах на боковых стенках под таким углом, чтобы точка пересечения оптических осей - световая точка, геометрически должна быть расположена на поверхности рассеивателя фары и соосно ее оптической оси. Расстояние от объектива 6 камеры 3 до светящейся точки соответствует, например, 550 мм. Таким образом, центральная точки экрана 8, оптическая ось объектива 6, точка пересечения оптических осей второго 12 и третьего 13 лазерных источников, геометрически расположенная на передней поверхности рассеивателя фары и оптической оси фары транспортного средства совпадают.

На стойке 2 также установлен элемент ориентации 15, предназначенный для установки оптической оси камеры параллельно оси транспортного средства, который снабжен первым лазерным источником 16, подключенным к источнику питания 14. Элемент 15 ориентации установлен на стойке 2 штатива с возможностью юстировки в горизонтальной и вертикальной плоскостях и закреплен винтовым зажимом 17. В качестве элемента ориентации 15 используется щелевой лазерный диод.

Устройство работает следующим образом.

Устройство для регулировки и контроля внешнего светового прибора транспортного средства (далее устройство) устанавливают на рабочей площадке напротив контролируемого светового прибора - фары транспортного средства.

Элемент ориентации 15 формирует горизонтальную линию, которая должна проходить через две любые наиболее характерные симметричные точки передней части транспортного средства (верхние участки ободков фар, подфарники и т.д.).

Для установки камеры 3 на необходимую высоту ослабляется опорный винт 4 и при нажатом рычаге фиксатора 5 устанавливается необходимая высота. Для фиксации положения отпускается фиксатор 5 и закручивается опорный винт 4. Высота установки определяется (в миллиметрах) по шкале, нанесенной на стойку 2 штатива.

Для установки устройства на необходимое расстояние камеру 3 устанавливают так, чтобы точка пересечения оптических осей лазерных источников 12 и 13 - светящаяся точка располагалась на поверхности рассеивателя фары транспортного средства.

Установка оптической оси камеры 3 в горизонтальной плоскости производится по пузырьковому уровню путем ее поворота относительно опорного винта 4.

Устройство установлено правильно, тогда когда точка пересечения оптических осей лазерных источников 12 и 13 находится на поверхности рассеивателя фары транспортного средства, и совпадает с оптической осью фары, а также оптической осью объектива камеры и центром экрана, при этом линия свечения, щелевого лазера элемента ориентации 15 проходит или параллельна двум симметричным деталям на передней части транспортного средства.

Далее включают контролируемый световой прибор, например фару, и по совпадению светотеневой границы ее светового пучка с контрольной разметкой экрана 8 судят о величине разрегулировки фары, которую устраняют поворотом фары в необходимых направлениях. После чего, с помощью фотоприемников 10, расположенных в контрольных точках разметки экрана 8, и измерительного блока 11 проводят контроль предписанных стандартом светотехнических характеристик и принимают решение о соответствии светового прибора нормативным значениям.

1. Устройство для регулировки и контроля внешнего светового прибора транспортного средства, содержит передвижной штатив, размещенную на нем с возможностью вертикального перемещения оптическую камеру с объективом и экраном с контрольной разметкой, и установленный на штативе с возможностью юстировки в горизонтальной и вертикальной плоскостях относительно контрольной разметки экрана и оптической оси объектива, а также поворота вокруг горизонтальной оси, перпендикулярной оптической оси объектива, элемент ориентации оптической камеры относительно направления движения транспортного средства, снабженный первым лазерным источником, подключенным к источнику питания, отличающееся тем, что оптическая камера дополнительно содержит второй и третий лазерные источники, которые подключены к источнику питания, и закреплены таким образом, чтобы точка пересечения их оптических осей геометрически находилась на поверхности рассеивателя светового прибора транспортного средства, совпадала с оптической осью светового прибора транспортного средства, и оптической осью объектива проходящей через центральную точку экрана оптической камеры.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что элемент ориентации оптической камеры выполнен в виде лазерного щелевого датчика.



 

Похожие патенты:
Наверх