Устройство для снятия судна с мели

 

Устройство для снятия судна с мели, содержащее лебедку с тросом, установленную на судне и средство фиксации его конца на расстоянии от судна по направлению его перемещения, отличается тем, что в качестве средства фиксации конца троса на расстоянии от судна использован якорь, причем лебедка смонтирована в кормовой части судна, при этом на корме судна, предпочтительно, на ее самом заглубленном участке установлен обводной шкив с горизонтальной осью вращения, при этом трос пропущен между поверхностью шкива и поверхностью кормы. Кроме того, обводной шкив установлен с возможностью перемещения по высоте кормы судна. Кроме того, на стыке кормы и палубы размещены обводные ролики. Полезная модель, обеспечивает снижение тягового усилия необходимого для стягивания судна с мели без посторонней помощи и снижение вероятности повреждения днища (результирующая приложения стягивающего усилия направлена фактически вдоль дна участка акватории в зоне посадки судна, а это приводит к появлению компоненты направленной вверх на «отрыв» кормовой части корпуса от дна, что приведет к снижению тягового усилия необходимого для стягивания судна с мели и исключит вероятность повреждения его днища. 1 н.з.п. ф-лы, 2 з.п. ф-лы, 3 илл.

Полезная модель относится к морскому и речному транспорту, в частности к технологии снятия аварийного судна с мели, а также может быть использована для обеспечения эксплуатации судов, предусматривающих частичный выход корпусом на необорудованный пляж.

Известно устройство для снятия судна с мели, содержащее воздушный баллон высокого давления и реактивную трубу, заполненную водой, снабженные тросом и средством закрепления его свободного конца на судне (см. RU 2180637, МПК B63C 7/28, 2002 г.). С помощью высокого (до 250 атм) давления воздуха столб воды выталкивается из трубы, создавая в короткий промежуток времени реактивную тягу до 300 т при сухом весе всего устройства не более 100 кг.

Недостатком данного изобретения является наличие гидрореактивного двигателя и использование высокого давления воздуха (до 250 атм), что требует применения соответствующих механизмов.

Известно устройство для снятия судна с мели, содержащее домкраты, расположенные вдоль каждого борта судна, штатный судовой шпиль или брашпиль и тумбу с кнехтом, выполненные с возможностью установки в глубоководной части акватории и закрепления на ней буксирного каната (см. RU 2460668, МПК B63C 7/28, 2011 г.).

Недостатком данного изобретения является большая металлоемкость и сложность конструкции и монтажа подъемного устройства под корпусом аварийного судна, огромная трудоемкость при производстве работ по снятию судна с мели.

Известно устройство для снятия судна с мели, содержащее лебедку с тросом, установленную на судне и средство фиксации его конца на расстоянии от судна по направлению его перемещения (см. SU 761363, МПК B63C 7/28, 1980 г.). В качестве средства для фиксации конца троса используют элемент, обладающий гидродинамическим сопротивлением, расположенный по направлению перемещения судна в водной среде у ее поверхности.

Недостаток этого решения - результирующая приложения стягивающего усилия направлена с уровня палубы на уровень ватерлинии судна, а потому результирующая тягового усилия будет содержать компоненту, направленную на «прижатие» кормовой части корпуса к дну, что приведет к росту тягового усилия необходимого для стягивания судна с мели и повысит вероятность повреждения днища. Кроме того, плавучий якорь не является достаточно стабильным удерживающим элементом.

Задача, на решение которой направлена заявленная полезная модель, выражается в снижении тягового усилия необходимого для стягивания судна с мели и снижение вероятности повреждения днища.

Технический результат от использования заявленного решения заключается в обеспечении ускоренного снятия судна с мели без посторонней помощи. При этом результирующая приложения стягивающего усилия направлена фактически вдоль дна участка акватории в зоне посадки судна, а это приведет к появлению компоненты направленной на «отрыв» кормовой части корпуса от дна, что приведет к снижению тягового усилия необходимого для стягивания судна с мели и исключит вероятность повреждения днища.

Технический результат достигается тем, что устройство для снятия судна с мели, содержащее лебедку с тросом, установленную на судне и средство фиксации его конца на расстоянии от судна по направлению его перемещения, отличается тем, что в качестве средства фиксации конца троса на расстоянии от судна использован якорь, причем лебедка смонтирована в кормовой части судна, при этом на корме судна, предпочтительно, на ее самом заглубленном участке установлен обводной шкив с горизонтальной осью вращения, при этом трос пропущен между поверхностью шкива и поверхностью кормы. Кроме того, обводной шкив установлен с возможностью перемещения по высоте кормы судна. Кроме того, на стыке кормы и палубы размещены обводные ролики.

Сопоставительный анализ признаков заявленного решения с признаками прототипа и аналогов свидетельствует о соответствии заявленного решения критерию новизна.

Совокупность признаков формулы полезной модели обеспечивает снижение тягового усилия необходимого для стягивания судна с мели и снижение вероятности повреждения днища судна.

Сущность технического решения поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлена схема сил от обычного якорного устройства на судно; на фиг. 2 схематически показано предлагаемое решение; на фиг. 3 показан вид на корму судна.

На чертежах показаны судно 1, его корма 2, берег 3, грунт 4, акватория 5, дно 6, якорно-буксирное устройство, содержащее смонтированную на его палубе 7, лебедку 8, снабженную тросом 9 с якорем 10, обводной шкив 11 с горизонтальной осью вращения 12, обводной ролик 13, дополнительный обводной ролик 14, вертикальные направляющие 15, плита 16, шток 17, раздвижной силовой цилиндр 18, стягивающее усилие 19 и момент 20.

Лебедка 8 смонтирована на палубе 7, в корме 2 судна 1. Обводной шкив 11 с горизонтальной осью вращения 12 установлен на корме 2 судна 1, предпочтительно на ее самом заглубленном участке. Трос 9 пропущен между поверхностью обводного шкива 11 и поверхностью кормы 2. Кроме того, обводной шкив 11 может быть выполнен с возможностью перемещения по высоте кормы судна (например, установлен в вертикальных направляющих 15, жестко закрепленных на корме 2 судна 1, при этом в пазах названных вертикальных направляющих 15, установлена с возможностью возвратно-поступательного перемещения плита 16, на которой жестко закреплена горизонтальная ось вращения 12, обводного шкива 11. Плита 16 закреплена на конце штока 17, раздвижного силового цилиндра 18, предпочтительно пневматического. Устройство должно обеспечивать по возможности максимальное заглубление обводного шкива 11. Кроме того, на стыке кормы 2 и палубы 7 размещены обводной ролик 13. При этом на поверхности кормы 2 (при большой ее высоте) может быть размещен по меньшей мере один дополнительный обводной ролик 14.

При посадке судна 1 на мель, с лебедки 8 сматывают трос 9, заводят его на обводной ролик 13 и (если присутствует) дополнительный обводной ролик 14, пропускают конец троса 9 через обводной шкив 11 с горизонтальной осью вращения 12 и скрепляют с якорем 10. Растормаживают лебедку 8, обеспечивая возможность сматывания троса 9 с ее барабана. После выхода в точку установки якоря 10, его скрепляют со свободным концом троса 9.

В процессе съема с мели лебедкой 8 выбирают трос 9 и, при возможности, судовым двигателем обеспечивают ход полный назад. В процессе выборки троса 9 при его натяжении, кроме стягивающего усилия 19 возникает момент 20 несколько приподнимающий корму 2, над грунтом 4 (момент относительно центра площади ватерлинии корпуса судна). Этого достаточно для отрыва днища судна от мели, имея в виду, что оно в значительной мере находится на плаву и результирующая нагрузка на грунт будет составлять небольшую долю от водоизмещения. Это обстоятельство создает силу, стремящуюся переместить судно 1 по направлению троса 9 с эффектом отрыва кормы и снижения сопротивления движению.

Коэффициент трения о грунт в покое равен 0,6, а при начале движения коэффициент трения уменьшится в 2 раза, что облегчит сход с мели с помощью судового движителя.

Стягивание судна 1 с берега после выхода судна на необорудованный берег, отличается от процесса съема с мели, только тем, что заранее при подходе к берегу отдают с кормы 2 якорь 10 и в процессе подхода к берегу и выхода на него, разматывают якорный трос 9 с барабана лебедки 8. Поэтому операцию стягивания судна 1 с берега сразу начинают с выборки якорного троса 9.

1. Устройство для снятия судна с мели, содержащее лебедку с тросом, установленную на судне и средство фиксации его конца на расстоянии от судна по направлению его перемещения, отличающееся тем, что в качестве средства фиксации конца троса на расстоянии от судна использован якорь, причем лебедка смонтирована в кормовой части судна, при этом на корме судна, предпочтительно, на ее самом заглубленном участке установлен обводной шкив с горизонтальной осью вращения, при этом трос пропущен между поверхностью шкива и поверхностью кормы.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что обводной шкив установлен с возможностью перемещения по высоте кормы судна.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на стыке кормы и палубы размещены обводные ролики.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:
Наверх