Устройство оперативной блокировки

 

Полезная модель относится к устройствам, обеспечивающих электробезопасность на электростанциях и подстанциях при проведении оперативных переключений на основе применения блокировок приводов коммутационных аппаратов. Технической задачей предлагаемой полезной модели является повышение надежности работы электромагнитной блокировки. Технический эффект достигается за счет расположения блокирующих устройств, а также бесконтактных индукционных датчиков положения непосредственно на валу коммутационного аппарата при сокращении числа датчиков до одной пары. Устройство оперативной блокировки, содержащее корпус, диск блокирования, закрепленные на корпусе фиксатор с пружиной и тягой, блок-замок, шток которого блокирует перемещение фиксатора, и два кабельных ввода, блок с двумя бесконтактными датчиками положения, дополнительно введены две разъемные позиционирующие расположение корпуса на валу коммутационного аппарата шайбы, при этом корпус, диск блокирования и блок датчиков положения выполнены разъемными, диск блокирования имеет пазы, а в качестве бесконтактного датчика используется активный индукционный датчик положения. 1 илл.

Полезная модель относится к устройствам, обеспечивающих электробезопасность на электростанциях и подстанциях при проведении оперативных переключений на основе применения блокировок приводов коммутационных аппаратов.

Известно микропроцессорное устройство оперативной блокировки (Микропроцессорный блок оперативной блокировки БЭМП-1-24 http://rza.cheaz.ru/index.php/6-35kv/bemp-l/bemp-l-24), содержащее блок ввода дискретных сигналов с блок-контактов о положении коммутационных аппаратов, блок логической диаграммы, блок индикации, блок вывода дискретных сигналов и реле коммутации цепей питания блок-замков.

Недостатками известного устройства являются: ненадежная работа из-за большого количества подвижных и неподвижных блок-контактов, расположенных на приводах коммутационных аппаратов, и возникновение в процессе эксплуатации несоответствия положения поворотного элемента коммутационного аппарата положению поворотного вала блок-контактов, сигнализирующих в электрическую схему блокировки о положении коммутационного аппарата, за счет люфтов и свободных ходов в сочленениях деталей механизма привода и больших зазоров в шарнирных соединениях тяг.

Наиболее близким к предлагаемой полезной модели является привод ручной ПРГ-22БУХЛ1 (Привод типа ПРГ-2БУХЛ1 Руководство по эксплуатации ИВЕЖ.303333.012 РЭ, Завод электротехнического оборудования, г. Великие Луки, опубл. 2005 г.), содержащий в зависимости от числа коммутационных аппаратов от одного до трех блоков, установленных на общем угольнике и закрытых общим съемным кожухом и крышкой, при этом каждый блок состоит из блок-замка, силуминового корпуса с закрепленным фланцем, в отверстии которого вращается вал с приваренным диском, на котором имеются два отверстия, расположенные относительно друг друга под углом 90°, в которые входит фиксатор во включенном и отключенном положениях привода. Поступательное (блокирующее) перемещение фиксатора осуществляется под действием пружины, а деблокирующие перемещение фиксатора, которое может быть осуществлено с помощью тяги, ограничивается штоком блок-замка. Каждый блок привода снабжен п-числом (в зависимости от логической схемы коммутации) бесконтактных датчиков положения, состоящих из механических держателей, двух магнитов и двух герконов.

Недостатками привода устройства электромагнитной блокировки являются: необходимость сопряжения вала привода с валом коммутационного аппарата (разъединителя, заземлителя и т.д.), обеспечение точного сопряжения между фиксатором и отверстиями диска, значительное число пар магнит-геркон, а также наличие гистерезиса характеристики геркона. Указанные факторы существенно снижают надежность функционирования привода с точки зрения обеспечения безопасности переключений коммутационных аппаратов.

Технической задачей предлагаемой полезной модели является повышение надежности работы электромагнитной блокировки. Технический эффект достигается за счет расположения блокирующих устройств, а также бесконтактных индукционных датчиков положения непосредственно на валу коммутационного аппарата при сокращении числа датчиков до одной пары.

Технический эффект, заключающийся в надежности операции настройки устройства в определении положения вала коммутационного аппарата достигается тем, что в известное устройство оперативной блокировки, содержащее корпус, диск блокирования, закрепленные на корпусе фиксатор с пружиной и тягой, блок-замок, шток которого блокирует перемещение фиксатора, и два кабельных ввода, блок с двумя бесконтактными датчиками положения, введены две разъемные шайбы, позиционирующие расположение корпуса на валу коммутационного аппарата, при этом корпус, диск блокирования и блок датчиков положения выполнены разъемными для их монтажа на валу коммутационного аппарата, диск блокирования имеет пазы для блокирования фиксатором, а в качестве бесконтактного датчика используется активный индукционный датчик положения.

Введение двух позиционирующих шайб и разъемная конструкция всех элементов устройства позволили выполнить размещение устройства непосредственно на валу коммутационного аппарата, тем самым существенно упростив конструкцию устройства, и, следовательно, повысив ее надежность. Кроме этого, применение в конструкции диска блокирования пазов вместо отверстий снижает вероятность несовпадения при защелкивании фиксатора, а также уменьшение усилий при разблокировании. Применение индукционных датчиков положения обеспечивает более точную фиксацию положения вала коммутационного аппарата в положениях «включено» и «отключено».

Пример выполнения полезной модели иллюстрируется чертежом, на котором изображена конструкция устройства оперативной блокировки.

Устройство оперативной блокировки содержит корпус 1, блок-замок 2, фиксатор 3 с пружиной 4 и тягой 5, диск 6 блокирования, блок 7 с двумя бесконтактными датчиками положения, две позиционирующие шайбы 8, 9 и кабельные вводы 10.

Устройство оперативной блокировки работает следующим образом. Предварительно устройство размещается на валу коммутационного аппарата. Для этого разъемные позиционирующие шайбы 8, 9, диск 6 блокирования и блок 7 датчиков положения закрепляют на валу коммутационного аппарата с помощью крепежных элементов. После этого устанавливают половину корпуса 1 с блок-замком 2, соединяют со второй половиной корпуса 1 и закрепляют. В исходном состоянии фиксатор 3 входит в паз (на чертеже не указан) диска 6 блокирования и тем самым предотвращает вращение вала, т.е. переключение коммутационного аппарата. С помощью блока 7 датчиков положения информация о состоянии коммутационного аппарата передается в систему управления оперативными переключениями по проводам, проходящим через кабельные вводы 10. В случае проведения переключений персонал с помощью электромагнитного ключа вытаскивает шток блок-замка 2, таким образом освобождая фиксатор 3. Посредством тяги 5 фиксатор 3 перемещается и освобождает паз диска 6 блокирования. Повернув вал коммутационного аппарата на 15-20 градусов, тягу 5 отпускают и продолжают вращение вала до момента, когда фиксатор 3 под действием пружины 4 попадает в следующий паз и блокирует дальнейшее вращение вала. Таким образом, вал коммутационного аппарата фиксируется, т.е. коммутационный аппарат находится в другом противоположном исходному состоянии.

Таким образом, устройство оперативной блокировки сводит к минимуму число механических узлов для управления блокированием. В совокупности с конструкцией диска 6 блокирования и минимизацией числа индукционного датчиков положения это позволяет повысить надежность по сравнению с известными устройствами оперативной блокировки.

Используется активный индуктивный датчик положения типа ВБ2.12М производства МЕГА-К (Россия).

Устройство оперативной блокировки, содержащее корпус, диск блокирования, закрепленные на корпусе фиксатор с пружиной и тягой, блок-замок, шток которого блокирует перемещение фиксатора, и два кабельных ввода, блок с двумя бесконтактными датчиками положения, отличающееся тем, что дополнительно введены две разъемные позиционирующие расположение корпуса на валу коммутационного аппарата шайбы, при этом корпус, диск блокирования и блок датчиков положения выполнены разъемными, диск блокирования имеет пазы, а в качестве бесконтактного датчика используется активный индукционный датчик положения.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к устройствам, обеспечивающих электробезопасность на электростанциях и подстанциях при проведении оперативных переключений на основе применения блокировок приводов коммутационных аппаратов
Наверх