Устройство для запирания крышек загрузочных люков вагонов

 

Устройство для запирания крышек загрузочных люков вагонов предназначено для использования в вагонах хопперах. Устройство содержит приводную рукоятку-прижим (3), запорные кронштейны (4). В опорных направляющих кронштейнах (6) установлена замковая тяга (7) с ригелями (7.1). Приводная тяга (8) через рычаг (9) соединена с замковой тягой (7). Конец (3.2) приводной рукоятки (3) размещают между кронштейнов (6) и фиксируют ригелем (7.1). Шарнирное соединение между вертикальной (8) и горизонтальной (7) тягами с помощью двуплечего рычага (9), закрепленного на кузове вагона, позволило отказаться от дополнительного направляющего механизма для замковой тяги (7). Возможность запирание крышек (1) люков (2) с переходной площадки вагона, или с уровня поверхности земли, повысило технологичность использования предлагаемого устройства, 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Заявляемая полезная модель относится к конструктивным элементам кузовов подвижного железнодорожного состава, в частности, к конструкции запирания загрузочных люков в крышах грузовых вагонов, например, хопперов.

Известно устройство для запирания и пломбирования крышек загрузочных люков вагона, содержащее прижимы крышек загрузочных люков, размещенную с возможностью продольного перемещения в направляющих кронштейнах, закрепленных на крыше вагона, горизонтальную приводную тягу с Г-образными ригелями, взаимодействующую с вертикальной приводной тягой, авторское свидетельство СССР 1654075, 07.06.1991.

Недостатком данного устройства является ненадежное запирание люков вагонов, вследствие использования одного общего прижима для запирания всех крышек загрузочных люков на вагоне, выполненного в виде единой для всех загрузочных люков накидной штанги, которая не обеспечивает индивидуального прижима каждой крышки загрузочного люка.

Известен механизм запирания крышек загрузочных люков вагона-хоппера, содержащий прижимы крышек загрузочных люков, взаимодействующие с запорными кронштейнами крышек загрузочных люков, размещенную с возможностью продольного перемещения в опорных направляющих кронштейнах, закрепленных на крыше вагона, горизонтальную замковую тягу с Г-образными ригелями, фиксирующими прижимы крышек загрузочных люков, вертикальную приводную тягу, взаимодействующую с горизонтальной замковой тягой, патент России 2174474, 10.10.2001 (прототип).

В этом устройстве, являющемся наиболее близким к заявляемому устройству по совокупности существенных признаков, недостатком является сложность конструкции, в частности, наличие для горизонтальной замковой тяги направляющего устройства, служащего для предотвращения вращения горизонтальной замковой тяги вместе с Г-образным ригелем относительно продольной оси горизонтальной замковой тяги.

Техническим результатом заявляемой полезной модели является упрощение конструкции, снижение трудоемкости изготовления, повышение надежности предлагаемого устройства при его использовании.

Указанный технический результат достигается тем, что устройство для запирания крышек загрузочных люков вагонов по предлагаемому техническому решению содержит прижимы крышек загрузочных люков, взаимодействующие с запорными кронштейнами крышек загрузочных люков, размещенную с возможностью продольного перемещения в опорных направляющих кронштейнах, закрепленных на крыше вагона, горизонтальную замковую тягу с Г-образными ригелями, фиксирующими прижимы крышек загрузочных люков, вертикальную приводную тягу, взаимодействующую с горизонтальной замковой тягой, прижим крышек загрузочных люков выполнен в виде приводной рукоятки, шарнирно установленной на крыше вагона, приводная рукоятка снабжена накидным кольцом для введения в фиксирующий паз, прорезанный в запорном кронштейне крышки загрузочного люка, для фиксирования приводной рукоятки ее свободный конец размещен между парой опорных направляющих кронштейнов, имеющих фиксирующие направляющие отверстия для размещения Г-образного ригеля, и зафиксирован Г-образным ригелем, введенным в указанные фиксирующие направляющие отверстия, вертикальная приводная тяга своим верхним концом соединена шарнирно с горизонтальной замковой тягой через двуплечий рычаг, шарнирно установленный на кузове вагона, нижний конец вертикальной приводной тяги размещен в нижнем направляющем кронштейне, закрепленным на кузове или на раме вагона, в нижнем конце вертикальной приводной тяги и в нижнем направляющем кронштейне выполнены сквозные отверстия для размещения пломбировочного устройства, на вертикальной приводной тяге может быть закреплена рукоятка.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемое устройство для запирания крышек загрузочных люков вагонов отличается от прототипа тем, что прижим крышек загрузочных люков выполнен в виде приводной рукоятки, шарнирно установленной на крыше вагона, приводная рукоятка снабжена накидным кольцом для введения в фиксирующий паз, прорезанный в запорном кронштейне крышки загрузочного люка, для фиксирования приводной рукоятки ее свободный конец размещен между парой опорных направляющих кронштейнов, имеющих фиксирующие направляющие отверстия для размещения Г-образного ригеля, и зафиксирован Г-образным ригелем, введенным в указанные фиксирующие направляющие отверстия, вертикальная приводная тяга своим верхним концом соединена шарнирно с горизонтальной замковой тягой через двуплечий рычаг, шарнирно установленный на кузове вагона, нижний конец вертикальной приводной тяги размещен в нижнем направляющем кронштейне, закрепленным на кузове или на раме вагона, в нижнем конце вертикальной приводной тяги и в нижнем направляющем кронштейне выполнены сквозные отверстия для размещения пломбировочного устройства, на вертикальной приводной тяге закреплена рукоятка. Такое отличие от прототипа дает основание утверждать о соответствии предлагаемого технического решения критерию патентоспособности полезной модели - «новизна».

Сущность полезной модели поясняется чертежами, на которых представлено устройство для запирания крышек загрузочных люков вагонов: на фиг. 1 - размещение устройства на грузовом вагоне-хоппере, общий вид; на фиг. 2 - увеличенный фрагмент с фиг. 1; на фиг. 3 - первоначальное положение Г-образного ригеля перед запиранием загрузочного люка; на фиг. 4 - конечное положение Г-образного ригеля после запирания загрузочного люка; на фиг. 5, 6 - положения нижнего конца вертикальной приводной тяги соответственно перед и после запирания крышек люков.

Устройство для запирания крышек 1 загрузочных люков 2 вагонов содержит прижимы в виде приводной рукоятки 3 (Фиг. 1, 2). На крышках 1 размещены запорные кронштейны 4 (Фиг. 3, 4). В запорном кронштейне 4 прорезан фиксирующий паз 4.1. На крыше 5 вагона размещена с возможностью продольного перемещения в опорных направляющих кронштейнах 6 горизонтальная замковая тяга 7 с закрепленным на ней Г-образными ригелями 7.1. В опорных направляющих кронштейнах 6 выполнены фиксирующие направляющие отверстия 6.1 для размещения в них рабочего конца ригеля 7.1. Вертикальная приводная тяга 8 своим верхним концом шарнирно соединена с двуплечим рычагом 9, который в свою очередь шарнирно соединен с горизонтальной замковой тягой 7 и шарнирно установлен с помощью кронштейна 10 на кузове вагона. Приводная рукоятка 3 снабжена накидным кольцом 3.1. Накидное кольцо 3.1 предназначено для передачи через фиксирующий паз 4.1 запорного кронштейна 4 прижимного усилия от приводной рукоятки 3 на крышку 1 (Фиг. 3, 4). Конец 3.2 приводной рукоятки 3 размещен между парой опорных направляющих кронштейнов 6, и после запирания фиксируется в этом положении Г-образным ригелем 7.1. Нижний конец 8.1 вертикальной приводной тяги 8 размещен в нижнем направляющем кронштейне 11 (Фиг. 5, 6), закрепленным на раме 12 вагона. Для размещения пломбировочного устройства на нижнем конце 8.1 вертикальной приводной тяги 8 закреплена пластина 8.2, в которой выполнено сквозное отверстие 8.3. Аналогичное сквозное отверстие 11.1 выполнено и в нижнем направляющем кронштейне 11 (Фиг. 5, 6). На вертикальной приводной тяге 8 закреплена рукоятка 12.

Устройство для запирания крышек загрузочных люков вагонов работает следующим образом.

После загрузки вагонов для обеспечения сохранности перевозимых грузов крышки 1 закрывают, запирают и пломбируют. Запирание крышек 1 производят в следующей последовательности. Приводные рукоятки 3 каждого загрузочного люка 2 переводят в вертикальное положение, накидное кольцо 3.1 набрасывают в фиксирующий паз 4.1 запорного кронштейна 4. Затем приводные рукоятки 3 поворачивают вниз, накидное кольцо 3.1 проходя через возвратную «мертвую» точку, и действуя на запорный кронштейн 4, прижимает крышку 1 к торцу загрузочного люка 2. Свободный конец 3.2 приводной рукоятки 3 размещается при этом между соответствующей парой опорных направляющих кронштейнов 6. Для исключения открытия крышек 1 производят фиксирование свободного конца 3.2 приводной рукоятки 3. Для этого, находясь на переходной площадке 13 или на поверхности земли, за рукоятку 12 тянут вниз вертикальную приводную тягу 8. Верхний конец вертикальной приводной тяги 8, шарнирно связанный с одним из плеч двуплечего рычага 9, поворачивает указанный двуплечий рычаг, который своим вторым плечом перемещает в опорных направляющих кронштейнах 6 горизонтальную замковую тягу 7 вместе с Г-образными ригелями 7.1. Рабочий конец ригеля 7.1, имеющий коническую направляющую поверхность, последовательно входит в фиксирующие направляющие отверстия 6.1 (Фиг. 3, 4), перекрывая пространство над свободным концом 3.2, исключая возможность движения приводной рукоятки 3 вверх и открытие загрузочного люка 1. В нижнем положении вертикальной тяги 8 сквозные отверстия 8.2 и 11.1 совмещаются, делая возможным установку через эти отверстия любого соответствующего пломбировочного устройства (не показано). Для открытия крышек 1 указанные операции производят в обратной последовательности.

Шарнирное соединение вертикальной приводной тяги 8 и горизонтальной замковой тяги 7 с помощью двуплечего рычага 9 исключает вращение горизонтальной замковой тяги 7 относительно своей продольной оси, однозначно ориентирует Г-образные ригели 7.1 относительно фиксирующих направляющих отверстий 6.1 и позволяет отказаться от направляющего механизма для горизонтальной замковой тяги 7, что упростило конструкцию и снизило трудоемкость изготовления устройства. Возможность запирания крышек 1 с переходной площадки 13, а также с уровня поверхности земли, повысило технологичность использования устройства для запирания крышек загрузочных люков вагонов.

1. Устройство для запирания крышек загрузочных люков вагонов, содержащее прижимы крышек загрузочных люков, взаимодействующие с запорными кронштейнами крышек загрузочных люков, размещенную с возможностью продольного перемещения в опорных направляющих кронштейнах, закрепленных на крыше вагона, горизонтальную замковую тягу с Г-образными ригелями, фиксирующими прижимы крышек загрузочных люков, вертикальную приводную тягу, взаимодействующую с горизонтальной замковой тягой, отличающееся тем, что прижим крышек загрузочных люков выполнен в виде приводной рукоятки, шарнирно установленной на крыше вагона, приводная рукоятка снабжена накидным кольцом для введения в фиксирующий паз, прорезанный в запорном кронштейне крышки загрузочного люка, для фиксирования приводной рукоятки ее свободный конец размещен между парой опорных направляющих кронштейнов, имеющих фиксирующие направляющие отверстия для размещения Г-образного ригеля, и зафиксирован Г-образным ригелем, введенным в указанные фиксирующие направляющие отверстия, вертикальная приводная тяга своим верхним концом соединена шарнирно с горизонтальной замковой тягой через двуплечий рычаг, шарнирно установленный на кузове вагона, нижний конец вертикальной приводной тяги размещен в нижнем направляющем кронштейне, закрепленном на кузове или на раме вагона, в нижнем конце вертикальной приводной тяги и в нижнем направляющем кронштейне выполнены сквозные отверстия для размещения пломбировочного устройства.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на вертикальной приводной тяге закреплена рукоятка.



 

Похожие патенты:
Наверх