Механизм перезаряжания автоматического снайперского стрелкового оружия "избор" (варианты)

 

Механизм перезаряжания автоматического стрелкового оружия содержит дульный тормоз-компенсатор, выполненный с возможностью крепления на дульной части ствола, поршень с отверстием для пули, расположенный внутри корпуса дульного тормоза-компенсатора и выполненный с возможностью перемещения вдоль его центральной оси, тягу, первым концом соединенную с поршнем, а вторым концом связанную с толкателем затворной рамы, и пружину для возврата тяги. Пружина расположена внутри корпуса дульного тормоза-компенсатора. Первый конец пружины взаимодействует с поршнем, а второй конец пружины упирается в переднюю стенку корпуса дульного тормоза-компенсатора. Полезная модель также относится к механизму перезаряжания автоматического стрелкового оружия, который содержит дульный тормоз-компенсатор, выполненный с возможностью крепления на дульной части ствола, поршень с отверстием для пули, расположенный внутри корпуса дульного тормоза-компенсатора и выполненный с возможностью перемещения вдоль его центральной оси, тягу, первым концом соединенную с поршнем, а вторым концом связанную с толкателем затворной рамы, и пружину для возврата тяги, причем дульный тормоз-компенсатор содержит по меньшей мере две последовательно расположенные секции, причем поршень и пружина установлены в первой секции, сообщающейся с каналом ствола, первый конец пружины взаимодействует с поршнем, а второй конец пружины упирается в стенку корпуса дульного тормоза-компенсатора, разделяющую первую и вторую секции. Группа полезных моделей обеспечивает повышение надежности работы в процессе эксплуатации. 2 н.п., 13 з.п., 5 ил.

Группа полезных моделей относится к области автоматического стрелкового оружия, а именно к механизмам перезаряжания автоматического стрелкового оружия.

В настоящее время в Российской и общемировой конструкторской практике построения войсковых снайперских винтовок применяются два типа снайперских стрелковых систем: автоматические снайперские винтовки (используют часть энергии пороховых газов патрона для запуска процесса автоматического перезаряжания оружия) и снайперские винтовки с ручным перезаряжанием с продольноскользящим затвором (используют мускульную силу стрелка для проведения процесса перезаряжания оружия после производства каждого выстрела).

Оба типа винтовок имеют очень серьезные конструктивные недостатки, отрицательно сказывающиеся на тактической актуальности оружия.

Важнейшим тактическим недостатком снайперских винтовок с ручным перезаряжанием является очень малый темп стрельбы (8-10 выстрелов в минуту), не позволяющий качественно выполнять решение боевых задач скоротечного современного стрелкового боя по многочисленным наступающим пехотным целям противника. Кроме того, процесс ручного перезаряжания снайпером самозарядной винтовки порождает нежелательные в бою, очень высокие демаскирующие признаки огневой позиции снайпера, что приводит к быстрому его обнаружению и уничтожению противником.

Известен механизм перезаряжания автоматического стрелкового оружия (RU 2046265 C1, 20.10.1995), содержащий надульник, газоотвод и газовый цилиндр с поршнем, причем газоотвод выполнен в виде канала в надульнике и газовой трубки, соединяющей канал в надульнике с газовым цилиндром, при этом надульник снабжен газовой пробкой с вырезом, установленной с возможностью поворота и перекрытия канала, а газовый цилиндр с поршнем смещены к казенной части ствола на длину газовой трубки.

Известны механизмы перезаряжания, принцип работы которых предполагает использование энергии пороховых газов, отводимых через отверстие в канале ствола (RU 2168142 C2, 27.05.2001, US 8640598 B1, 04.02.2014). Механизмы отличаются конструкцией затворов и газоотводных систем.

Автоматическое стрелковое оружие с механизмом, работающим по вышеуказанному известному принципу, имеет недостаточную точность стрельбы, не позволяющую полноценно выполнять боевые задачи современного общевойскового боя на средних и больших дальностях стрельбы. Это связано с неизбежным получением «шатов» оружия, объективно возникающих во время процесса перезаряжания самозарядного автоматического оружия. Они обусловлены началом движения назад относительно тяжелых частей подвижных деталей затворной группы, производимых до момента покидания пулей канала ствола. Это очень отрицательно влияет на удержание заданных оружию стрелком первоначальных точных прицельных установок.

Наиболее близким аналогом к вариантам механизмов перезаряжания автоматического стрелкового оружия согласно п.п. 1, 7 формулы является решение RU 23195 U1, 27.05.2002, в котором раскрыт механизм перезаряжания автоматического стрелкового оружия, содержащий надульник (дульный тормоз-компенсатор с перфорацией, выполненной в передней части, и выпускным устройством в виде патрубка - в задней части), тягу, связанную с замком затвора, поршень с центральным отверстием, расположенным внутри неподвижного надульника, пружину возврата тяги, причем тяга одним концом связана с замком затвора, а другим непосредственно с поршнем, при этом надульник имеет в передней части перфорацию, а в задней - выпускное устройство.

Серьезным эксплуатационным недостатком конструкции механизма перезаряжания, раскрытого в наиболее близком аналоге, является выход дульного поршня в процессе совершении рабочего цикла за пределы надульного цилиндра. При войсковой эксплуатации при стрельбе лежа это неминуемо приведет к высокой степени его засорения пылью и грязью, поднимаемой с грунта от истечения пороховых газов из канала ствола. В боевой обстановке это обстоятельство будет способствовать частым отказам оружия и невозможностью выполнения боевых задач.

Задача, на решение которой направлена предлагаемая группа полезных моделей, заключается в устранении вышеуказанных недостатков известных решений и обеспечении высоких показателей точности и кучности стрельбы в сочетании с высоким темпом стрельбы.

Техническим результатом, достигаемым предлагаемой группой полезных моделей, является повышение надежности работы механизма перезаряжания автоматического стрелкового оружия в процессе эксплуатации.

Достижение технического результата обусловлено тем, что работа поршня совершается во внутренней полости дульного тормоза-компенсатора (поршень не выходит за пределы корпуса дульного тормоза-компенсатора). Этим исключается возможность попадания пыли и грязи, и обеспечивается повышенный ресурс эксплуатационной надежности оружия в бою и большой общий ресурс работы без ремонта.

Технический результат согласно первому варианту достигается тем, что механизм перезаряжания автоматического стрелкового оружия содержит дульный тормоз-компенсатор, выполненный с возможностью крепления на дульной части ствола, поршень с отверстием для пули, расположенный внутри корпуса дульного тормоза-компенсатора и выполненный с возможностью перемещения вдоль его центральной оси, тягу, первым концом соединенную с поршнем, а вторым концом связанную с толкателем затворной рамы, и пружину для возврата тяги, причем пружина расположена внутри корпуса дульного тормоза-компенсатора, при этом первый конец пружины взаимодействует с поршнем, а второй конец пружины упирается в переднюю стенку корпуса дульного тормоза-компенсатора.

Поршень выполнен в виде стакана, при этом отверстие для пули выполнено в его дне, причем стенка стакана выступает в сторону дульной части ствола.

Первый конец пружины взаимодействует с внешней поверхностью дна.

Первый конец тяги ввинчен в резьбовое отверстие прилива, выполненного на внутренней поверхности стенки стакана, при этом в поршне выполнено отверстие, через которое проходит тяга.

Первый конец тяги может быть соединен с выступом в виде прилива, выполненного на внешней поверхности стенки стакана, причем в боковой стенке корпуса дульного тормоза-компенсатора выполнена прорезь для выступа.

В боковой стенке корпуса дульного тормоза-компенсатора выполнены отверстия для истечения компенсационных реактивных потоков пороховых газов.

Технический результат согласно второму варианту достигается тем, что механизм перезаряжания автоматического стрелкового оружия содержит дульный тормоз-компенсатор, выполненный с возможностью крепления на дульной части ствола, поршень с отверстием для пули, расположенный внутри корпуса дульного тормоза-компенсатора и выполненный с возможностью перемещения вдоль его центральной оси, тягу, первым концом соединенную с поршнем, а вторым концом связанную с толкателем затворной рамы, и пружину для возврата тяги, причем дульный тормоз-компенсатор содержит по меньшей мере две последовательно расположенные секции, при этом поршень и пружина установлены в первой секции, сообщающейся с каналом ствола, первый конец пружины взаимодействует с поршнем, а второй конец пружины упирается в стенку корпуса дульного тормоза-компенсатора, разделяющую первую и вторую секции.

Поршень выполнен в виде стакана, при этом отверстие для пули выполнено в его дне, причем стенка стакана выступает в сторону дульной части ствола.

Первый конец пружины взаимодействует с внешней поверхностью дна.

Первый конец тяги ввинчен в резьбовое отверстие прилива, выполненного на внутренней поверхности стенки стакана, при этом в поршне выполнено отверстие, через которое проходит тяга.

Первый конец тяги может быть соединен с выступом в виде прилива, выполненного на внешней поверхности стенки стакана, причем в боковой стенке корпуса дульного тормоза-компенсатора, в первой секции, выполнена прорезь для выступа.

В боковой стенке корпуса дульного тормоза-компенсатора, в первой секции, выполнены отверстия для истечения компенсационных реактивных потоков пороховых газов.

В боковой стенке второй секции дульного тормоза-компенсатора выполнены окна для выхода пороховых газов.

Фиг. 1 - механизм перезаряжания автоматического стрелкового оружия согласно первому варианту (первый конец тяги ввинчен в резьбовое отверстие прилива, выполненного на внутренней поверхности стенки стакана);

Фиг. 2 - сечение -A согласно Фиг. 1 (дульный тормоз-компенсатор не показан);

Фиг. 3 - механизм перезаряжания автоматического стрелкового оружия согласно первому варианту (первый конец тяги соединен с выступом в виде прилива, выполненного на внешней боковой поверхности поршня).

Фиг. 4 - механизм перезаряжания автоматического стрелкового оружия согласно второму варианту (первый конец тяги ввинчен в резьбовое отверстие прилива, выполненного на внутренней поверхности стенки стакана).

Фиг. 5 - механизм перезаряжания автоматического стрелкового оружия согласно второму варианту (первый конец тяги соединен с выступом в виде прилива, выполненного на внешней боковой поверхности поршня).

Согласно первому варианту механизм перезаряжания автоматического стрелкового оружия содержит дульный тормоз-компенсатор, выполненный с возможностью крепления на дульной части ствола 1, поршень 2 с отверстием 3 для пули, расположенный внутри корпуса 4 дульного тормоза-компенсатора и выполненный с возможностью перемещения вдоль его центральной оси 5, тягу 6, первым концом соединенную с поршнем 2, а вторым концом связанную с толкателем 7 затворной рамы (не показана), и пружину 8 для возврата тяги 6. Пружина 8 расположена внутри корпуса 4 дульного тормоза-компенсатора, при этом первый конец пружины взаимодействует с поршнем 2, а второй конец пружины упирается в переднюю стенку 9 корпуса дульного тормоза-компенсатора.

Тяга 6 связана вторым концом с толкателем 7 затворной рамы через коромысло 10.

Дульный тормоз-компенсатор крепится на дульной части ствола 1 посредством втулки 11, имеющей резьбовое центральное отверстие для навинчивания на дульную часть ствола 1, на внешней поверхности которой выполнена ответная резьба, и резьбу на боковой поверхности для навинчивания корпуса 4 дульного тормоза-компенсатора, имеющего на внутренней поверхности участок с ответной резьбой. Втулка 11, по сути, является задней стенкой корпуса 4 дульного тормоза-компенсатора.

Поршень выполнен в виде стакана, при этом отверстие для пули выполнено в его дне 12, причем стенка 13 стакана выступает в сторону дульной части ствола 1.

Тяга 6 может быть соединена с поршнем 2 посредством ввинчивания ее первого конца в резьбовое отверстие прилива 14, выполненного на внутренней поверхности стенки 13 стакана (см. Фиг. 1, 2).

Первый конец тяги 6 может быть соединен с выступом 15 в виде прилива, выполненного на внешней поверхности стенки 13 стакана, причем в боковой стенке корпуса дульного тормоза-компенсатора выполнена прорезь 16 для выступа 15 (см. Фиг. 3). Прорезь 13 выполнена фрезерованием боковой стенки корпуса 4 дульного тормоза-компенсатора вдоль его длины.

В боковой стенке корпуса дульного тормоза-компенсатора могут быть выполнены отверстия (не показаны) для истечения компенсационных реактивных потоков пороховых газов.

Длительная войсковая практика выявила серьезный эксплуатационный недостаток снайперской винтовки Драгунова (СВД), выраженный в получении травм плеча снайпера во время стрельбы. Это обусловлено особенностью конструкции, имеющей небольшую массу оружия при применении избыточно мощного 7.62×54 мм винтовочного патрона обр. 1908\30 гг. Уже при отстреле 30 патронов возникают серьезные ушибы ключицы с устойчивыми болевыми симптомами, которые значительно отвлекают внимание стрелка от процесса прицеливания. В связи с этим, необходимо применение дульного тормоза-компенсатора, имеющего две и более секций, разделенных перегородками с отверстиями для пули.

Согласно второму варианту механизм перезаряжания автоматического стрелкового оружия содержит дульный тормоз-компенсатор, выполненный с возможностью крепления на дульной части ствола 17, поршень 18 с отверстием 19 для пули, расположенный внутри корпуса 20 дульного тормоза-компенсатора и выполненный с возможностью перемещения вдоль его центральной оси 21, тягу 22, первым концом соединенную с поршнем 18, а вторым концом связанную с толкателем 23 затворной рамы (не показана), и пружину 24 для возврата тяги 22. Дульный тормоз-компенсатор содержит по меньшей мере две последовательно расположенные секции. На Фиг. 4, 5 показан вариант выполнения с тремя секциями 25, 26, 27. Поршень 18 и пружина 24 установлены в первой секции 25, сообщающейся с каналом ствола 17. Первый конец пружины 24 взаимодействует с поршнем 18, а второй конец пружины 24 упирается в стенку 28 корпуса дульного тормоза-компенсатора, разделяющую первую 25 и вторую 26 секции.

Поршень 18 выполнен в виде стакана, при этом отверстие 19 для пули выполнено в его дне 29, причем стенка 30 стакана выступает в сторону дульной части ствола.

Первый конец тяги 22 может быть ввинчен в резьбовое отверстие прилива 31, выполненного на внутренней поверхности стенки 30 стакана (см. Фиг. 4).

Первый конец тяги 22 может быть соединен с выступом 32 в виде прилива, выполненного на внешней поверхности стенки 30 стакана, причем в боковой стенке первой секции 25 дульного тормоза-компенсатора выполнена прорезь 33 для выступа 32 (см. Фиг. 5).

В боковой стенке первой секции 25 дульного тормоза-компенсатора выполнены отверстия (не показаны) для истечения компенсационных реактивных потоков пороховых газов.

В боковой стенке второй 26 и третьей 27 секций дульного тормоза-компенсатора выполнены окна (не показаны) для выхода пороховых газов.

Тяга 22 связана вторым концом с толкателем 23 затворной рамы через коромысло 34.

Дульный тормоз-компенсатор крепится на дульной части ствола 17 посредством втулки 35, имеющей резьбовое центральное отверстие для навинчивания на дульную часть ствола 17, на внешней поверхности которой выполнена ответная резьба, и резьбу на боковой поверхности для навинчивания корпуса 20 дульного тормоза-компенсатора, имеющего на внутренней поверхности участок с ответной резьбой. Втулка 35, по сути, является задней стенкой корпуса 20 дульного тормоза-компенсатора.

Принцип работы механизмов перезаряжания автоматического стрелкового оружия согласно предлагаемой группе полезных моделей. После осуществления выстрела пуля, проходя отверстие подвижного поршня, уходит на вылет. После покидания пулей канала ствола, расширенные сгоревшие пороховые газы под высоким давлением, вырываясь из канала ствола внутрь корпуса дульного тормоза-компенсатора (во внутреннюю рабочую камеру тормоза-компенсатора), начинают действовать на поршень (на дно, если поршень выполнен в виде стакана), придавая ему поступательное движение вперед до упора в крайнее переднее положение. При этом подвижный поршень, совершая поступательное движение вперед, увлекает за собой подвижную тягу, которая через коромысло передает толкателю затворной рамы мощный импульс обратного возвратно-поступательного движения. Толкатель затворной рамы, толкая назад подвижные части затворной группы оружия, обеспечивает запуск процесса перезаряжания оружия подобно механизму перезаряжания СВД. Т.е. происходит отпирание канала ствола, производство экстракции (выброса) стреляной гильзы, переход затворной рамы в крайнее заднее положение, и под действием возвратной пружины - совершение поступательного движения вперед с досыланием очередного патрона в канал ствола и его запирание путем поворота затвора вправо вокруг оси за боевые выступы патронника. Оружие готово к производству очередного выстрела. Поскольку запуск процесса работы автоматики (движения подвижных частей в заднее положение) осуществляется только после момента покидания пулей канала ствола, то обеспечиваются высокие показатели кучности и точности стрельбы оружия в сочетании с высоким темпом стрельбы.

В варианте осуществления механизма с дульным тормозом-компенсатором, имеющим две и более секций, при истечении пороховых газов из канала ствола, газовая струя ударяясь поэтапно в каждую из перегородок, создает эффект взаимного нивелирования сил, действующих в направлении, обратном силе отдачи на приклад оружия во время выстрела. Этим достигается эффект частичной (на 40% и более) компенсации продольной энергии отдачи оружия на приклад.

Механизмы согласно предлагаемой группе полезных моделей имеют простую конструкцию, могут быть применены на дульном срезе ствола в виде универсального отдельного локального устройства, совместимого в работе с любыми видами производимого в РФ войскового оружия (АК, СВД, с запиранием канала ствола, путем поворота затвора вокруг своей оси; 7.62 мм СКС с клиновым запиранием; запиранием затвора путем его смещения в сторону, подобно конструкции 12.7 мм пулемета НСВТ, КОРД), являются принципиально новыми локальными устройствами, способными принципиально изменить точность и кучность стрельбы автоматических снайперских винтовок ВС РФ, а также способны обеспечить снайперской винтовке крайне важные тактические преимущества: эффективное гашение энергии продольной отдачи оружия; нивелирование негативного эффекта подбрасывания среза ствола во время каждого выстрела; устранение высоких демаскирующих признаков огневой позиции стрелка за счет гашения внутри корпуса дульного тормоза-компенсатора вспышки выстрела и рассеивания звука выстрела.

Принцип работы автоматики предлагаемых механизмов является перспективным и позволяет полностью исключить необходимость использования снайперских винтовок с ручным перезаряжанием.

Ввиду абсолютной универсальности и совместимости с конструкциями всех ныне выпускаемых Российской промышленностью снайперских винтовок механизмы можно рекомендовать к массовому применению на всех изготовляемых серийных автоматических войсковых снайперских винтовках ВС РФ, всех калибров 7.62 мм, 12.7 мм, 14.5 мм и применять без принципиального изменения отработанных промышленных технологий.

1. Механизм перезаряжания автоматического стрелкового оружия, содержащий дульный тормоз-компенсатор, выполненный с возможностью крепления на дульной части ствола, поршень с отверстием для пули, расположенный внутри корпуса дульного тормоза-компенсатора и выполненный с возможностью перемещения вдоль его центральной оси, тягу, первым концом соединенную с поршнем, а вторым концом связанную с толкателем затворной рамы, и пружину для возврата тяги, отличающийся тем, что пружина расположена внутри корпуса дульного тормоза-компенсатора, при этом первый конец пружины взаимодействует с поршнем, а второй конец пружины упирается в переднюю стенку корпуса дульного тормоза-компенсатора.

2. Механизм перезаряжания автоматического стрелкового оружия по п. 1, отличающийся тем, что поршень выполнен в виде стакана, при этом отверстие для пули выполнено в его дне, причем стенка стакана выступает в сторону дульной части ствола.

3. Механизм перезаряжания автоматического стрелкового оружия по п. 2, отличающийся тем, что первый конец пружины взаимодействует с внешней поверхностью дна.

4. Механизм перезаряжания автоматического стрелкового оружия по п. 2, отличающийся тем, что первый конец тяги ввинчен в резьбовое отверстие прилива, выполненного на внутренней поверхности стенки стакана, при этом в поршне выполнено отверстие, через которое проходит тяга.

5. Механизм перезаряжания автоматического стрелкового оружия по п. 2, отличающийся тем, что первый конец тяги соединен с выступом в виде прилива, выполненного на внешней поверхности стенки стакана, причем в боковой стенке корпуса дульного тормоза-компенсатора выполнена прорезь для выступа.

6. Механизм перезаряжания автоматического стрелкового оружия по п. 1, отличающийся тем, что в боковой стенке корпуса дульного тормоза-компенсатора выполнены компенсационные отверстия.

7. Механизм перезаряжания автоматического стрелкового оружия, содержащий дульный тормоз-компенсатор, выполненный с возможностью крепления на дульной части ствола, поршень с отверстием для пули, расположенный внутри корпуса дульного тормоза-компенсатора и выполненный с возможностью перемещения вдоль его центральной оси, тягу, первым концом соединенную с поршнем, а вторым концом связанную с толкателем затворной рамы, и пружину для возврата тяги, отличающийся тем, что дульный тормоз-компенсатор содержит по меньшей мере две последовательно расположенные секции, причем поршень и пружина установлены в первой секции, сообщающейся с каналом ствола, первый конец пружины взаимодействует с поршнем, а второй конец пружины упирается в стенку корпуса дульного тормоза-компенсатора, разделяющую первую и вторую секции.

8. Механизм перезаряжания автоматического стрелкового оружия по п. 7, отличающийся тем, что поршень выполнен в виде стакана, при этом отверстие для пули выполнено в его дне, причем стенка стакана выступает в сторону дульной части ствола.

9. Механизм перезаряжания автоматического стрелкового оружия по п. 8, отличающийся тем, что первый конец пружины взаимодействует с внешней поверхностью дна.

10. Механизм перезаряжания автоматического стрелкового оружия по п. 8, отличающийся тем, что первый конец тяги ввинчен в резьбовое отверстие прилива, выполненного на внутренней поверхности стенки стакана, при этом в поршне выполнено отверстие, через которое проходит тяга.

11. Механизм перезаряжания автоматического стрелкового оружия по п. 8, отличающийся тем, что первый конец тяги соединен с выступом в виде прилива, выполненного на внешней поверхности стенки стакана, причем в боковой стенке корпуса дульного тормоза-компенсатора, в первой секции, выполнена прорезь для выступа.

12. Механизм перезаряжания автоматического стрелкового оружия по п. 7, отличающийся тем, что в боковой стенке корпуса дульного тормоза-компенсатора, в первой секции, выполнены компенсационные отверстия.

13. Механизм перезаряжания автоматического стрелкового оружия по п. 7, отличающийся тем, что в боковой стенке второй секции дульного тормоза-компенсатора выполнены окна для выхода пороховых газов.



 

Похожие патенты:
Наверх