Многоцелевой беспилотный летательный аппарат среднего радиуса действия

 

Полезная модель относится к авиационной технике, а именно к беспилотным летательным аппаратам.

Предлагаемый многоцелевой беспилотный летательный аппарат среднего радиуса действия включает корпус, состоящий из носовой, центральной и кормовой частей, а также крыло, хвостовое оперение, силовую установку, бортовое оборудование и целевую нагрузку. Причем центральная часть корпуса имеет отсек, который выполнен с возможностью установки в нем сменного модуля с целевой нагрузкой. Носовая часть корпуса также выполнена сменной и содержит бортовое оборудование. Силовая установка размещена в сменной мотогондоле, установленной на верхней части корпуса ближе к хвостовому оперению, а крыло состоит из двух консолей, каждая из которых имеет корневую часть и сменную концевую часть.

1 н.п. ф-лы, 3 ил.

Полезная модель относится к авиационной технике, а именно к беспилотным летательным аппаратам.

Известен модульный беспилотный летательный аппарат (БЛА), который содержит корпус с несущей балкой, расположенной вдоль корпуса (патент RU 2422327, МПК В64С 3/38, F42B 10/14, опубл. 2011). На несущей балке размещены два узла подвески, при этом задний узел подвески совмещен с поворотным узлом крыла БЛА. Причем корпус, силовая балка и крыло образуют базовый модуль, что позволяет компоновать на его основе различные изделия. При этом корпус может быть составлен из произвольного количества отсеков любого назначения, например, в случае выполнения БЛА в виде ракеты, его корпус состоит из носовой части, содержащей систему управления и систему наведения, боевой части и хвостового отсека с двигательной установкой. Однако данный БЛА имеет ограниченные функциональные возможности вследствие применения крыла неизменяемой конфигурации.

Наиболее близким аналогом заявляемого устройства (прототипом) является беспилотный летательный аппарат (патент RU 2384470, МПК В64С 39/00, опубл. 2010), который включает корпус, крыло, хвостовое оперение, силовую установку, бортовую систему и целевую нагрузку. При этом корпус выполнен из трех частей: носовой, центральной и кормовой. Крыло летательного аппарата образовано двумя отъемными плоскостями и подфюзеляжной частью центральной части корпуса. В силовой установке используется воздушно-реактивный двигатель, который установлен внутри центральной части корпуса и закрыт кормовой частью. Таким образом, беспилотный летательный аппарат по патенту RU 2384470 представляет собой совокупность отдельных съемных конструктивных модулей, что обеспечивает их легкую и быструю замену, однако эта модульность используется только в целях проведения ремонта БЛА в случае выхода из строя отдельных его частей.

Техническим результатом заявляемого устройства является расширение его функциональных возможностей за счет увеличения конструктивных вариантов его исполнения, а также оптимизация технологии производства, сборки и эксплуатации устройства за счет модульности выполнения его конструкции.

Технический результат достигается тем, что предлагаемый многоцелевой беспилотный летательный аппарат (БЛА) среднего радиуса действия включает корпус, состоящий из носовой, центральной и кормовой частей, крыло, хвостовое оперение, силовую установку, бортовое оборудование и целевую нагрузку, причем центральная часть корпуса имеет отсек, который выполнен с возможностью установки в нем сменного модуля с целевой нагрузкой; носовая часть корпуса выполнена сменной и содержит бортовое оборудование, при этом силовая установка размещена в сменной мотогондоле, установленной на верхней части корпуса ближе к хвостовому оперению, а крыло состоит из двух консолей, каждая из которых имеет корневую часть и сменную концевую часть.

В качестве целевой нагрузки сменного модуля можно использовать средства воздушной разведки, или средства мониторинга, или средства обороны, или средства радиоэлектронного противодействия, или дополнительное топливо, или груз. Также в качестве сменного модуля можно использовать авиационные средства поражения.

В качестве силовой установки в многоцелевом БЛА может быть использован двигатель с форсажной камерой или же двигатель без форсажной камеры.

Корневая часть консоли крыла может быть выполнена с прямой стреловидностью по передней кромке и обратной стреловидностью по задней кромке, а сменная концевая часть консоли крыла выполнена с прямой стреловидностью по ее передней и задней кромкам.

При этом сменная концевая и корневая части консоли крыла могут образовывать конфигурацию, обеспечивающую полет с дозвуковой скоростью до 900 км/час для многоцелевого БЛА в ударном варианте. Или же сменная концевая и корневая части консоли крыла могут образовывать конфигурацию, обеспечивающую длительный полет с дозвуковой скоростью 500-600 км/час для многоцелевого БЛА в разведывательном варианте.

Сменная носовая часть корпуса многоцелевого БЛА может иметь конфигурацию, обеспечивающую размещение бортовой радиолокационной станции или оптико-электронной системы или телевизионной аппаратуры.

Заявляемая полезная модель поясняется чертежами, где:

на фиг. 1 изображен многоцелевой БЛА среднего радиуса действия, вид сбоку;

на фиг. 2 приведен вид сверху многоцелевого БЛА;

на фиг. 3 приведен вид спереди многоцелевого БЛА.

Корпус предлагаемого многоцелевого БЛА среднего радиуса действия (фиг. 1) состоит из носовой 1, центральной 2 и кормовой 3 частей. При этом центральная 2 часть корпуса имеет отсек 4, в котором возможно установить сменные модули с целевой нагрузкой различного назначения. Например, в качестве целевой нагрузки может быть использованы средства воздушной разведки, средства мониторинга, средства обороны, средства радиоэлектронного противодействия, а также дополнительное топливо или груз. Кроме того в качестве сменного модуля можно использовать управляемые и неуправляемые авиационные средства поражения типа «воздух-поверхность» различного калибра от 100 до 500 кг.

Силовая установка (не показана) многоцелевого БЛА размещена в сменной мотогондоле 5, которая установлена на верхней части корпуса ближе к хвостовому оперению 6 (фиг. 1, 2). В качестве силовой установки в многоцелевом БЛА может быть использован двигатель с форсажной камерой или же двигатель без форсажной камеры. Применение двигателя с форсажной камерой позволяет обеспечить, при необходимости, укороченный разбег многоцелевого БЛА, а также его полет на повышенной скорости с сохранением высокой маневренности.

Сменная носовая 1 часть корпуса (фиг. 1) содержит бортовое оборудование. Сменная носовая 1 часть в зависимости от назначения может иметь такую конфигурацию, которая обеспечивает размещение того или иного бортового оборудования, например, бортовой радиолокационной станции, оптико-электронной системы или телевизионной аппаратуры.

Крыло многоцелевого БЛА и состоит из двух консолей, каждая из которых имеет корневую 7 часть и сменную концевую 8 часть (фиг. 2, 3).

Корневая 7 часть консоли крыла (фиг. 2) выполнена с прямой стреловидностью по передней кромке и обратной стреловидностью по задней кромке, а сменная концевая 8 часть консоли крыла выполнена с прямой стреловидностью по ее передней и задней кромкам. При этом сменная концевая часть консоли крыла может быть выполнена с большой 8а стреловидностью или с малой 8б стреловидностью. В первом случае получается ударный вариант многоцелевого БЛА, в котором сменная концевая 8а и корневая 7 части консоли крыла образуют конфигурацию, обеспечивающую полет на малой и средней высоте с высокой дозвуковой скоростью до 900 км/час. Во втором случае разведывательный вариант многоцелевого БЛА, сменная концевая 8б и корневая 7 части консоли крыла которого образуют конфигурацию, обеспечивающую длительный и дальний полет на больших высотах с дозвуковой скоростью 500-600 км/час.

В многоцелевом БЛА среднего радиуса действия для осуществления взлета и посадки предусмотрены шасси (на чертежах не показаны).

В зависимости от типа полетного задания осуществляют комплектацию беспилотного летательного аппарата. При этом комбинируя различные варианты соединения сменных составных частей многоцелевого БЛА, можно получить беспилотные летательные аппараты различного назначения.

Например, в ударном варианте исполнения многоцелевого БЛА, при необходимости использования в качестве целевой нагрузки авиационных средств поражения, к центральной 2 части корпуса подсоединяют сменную носовую 1 часть с, например радиолокационной станцией или оптико-электронной системой, и сменную мотогондолу 5 с форсажной камерой. При этом к корневой 7 части консоли крыла закреплена сменная концевая 8а часть с большой стреловидностью. Или может быть использована сменная мотогондола 5 с двигателем без форсажной камеры.

В разведывательном варианте исполнения многоцелевого БЛА в центральной 2 части корпуса может быть установлен сменный модуль 4 со средствами воздушной разведки в качестве целевой нагрузки, подсоединена сменная носовая 1 часть с, например, телевизионной аппаратурой или оптико-электронной системой, и установлена сменная мотогондола 5 с двигателем без форсажной камеры. В этом случае к корневой 7 части консоли крыла закрепляют сменную концевую 8б часть с малой стреловидностью.

Полетное задание выполняется в соответствии с назначением многоцелевого БЛА среднего радиуса. Например, в ударном варианте БЛА, осуществляют поражение целей противника с использованием авиационных средств поражения; в разведывательном варианте исполнения БЛА проводят, например, телевизионную съемку местности или объектов противника и т.п.

Взлет и посадка многоцелевого БЛА среднего радиуса осуществляется по самолетному типу с использованием шасси.

Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяют уменьшить затраты и время на проектирование, изготовление и эксплуатацию многоцелевого БЛА среднего радиуса действия, поскольку позволяет заменить одним многоцелевым БЛА целое семейство специализированных БЛА.

1. Многоцелевой беспилотный летательный аппарат (БЛА) среднего радиуса действия, включающий корпус, состоящий из носовой, центральной и кормовой частей, крыло, хвостовое оперение, силовую установку, бортовое оборудование и целевую нагрузку, отличающийся тем, что центральная часть корпуса имеет отсек, выполненный с возможностью установки в нем сменного модуля с целевой нагрузкой, носовая часть корпуса выполнена сменной и содержит бортовое оборудование, при этом силовая установка размещена в сменной мотогондоле, установленной на верхней части корпуса ближе к хвостовому оперению, а крыло состоит из двух консолей, каждая из которых имеет корневую часть и сменную концевую часть.

2. Многоцелевой БЛА среднего радиуса действия по п. 1, отличающийся тем, что в качестве целевой нагрузки сменного модуля используют средства воздушной разведки, или средства мониторинга, или средства обороны, или средства радиоэлектронного противодействия, или дополнительное топливо, или груз.

3. Многоцелевой БЛА среднего радиуса действия по п. 1, отличающийся тем, что в качестве сменного модуля используют авиационные средства поражения.

4. Многоцелевой БЛА среднего радиуса действия по п. 1, отличающийся тем, что в качестве силовой установки используют двигатель с форсажной камерой или двигатель без форсажной камеры.

5. Многоцелевой БЛА среднего радиуса действия по п. 1, отличающийся тем, что корневая часть консоли крыла выполнена с прямой стреловидностью по передней кромке и обратной стреловидностью по задней кромке, а сменная концевая часть консоли крыла выполнена с прямой стреловидностью по ее передней и задней кромкам.

6. Многоцелевой БЛА среднего радиуса действия по п. 5, отличающийся тем, что сменная концевая и корневая части консоли крыла образуют конфигурацию, обеспечивающую полет с дозвуковой скоростью до 900 км/час для многоцелевого БЛА в ударном варианте.

7. Многоцелевой БЛА среднего радиуса действия по п. 5, отличающийся тем, что сменная концевая и корневая части консоли крыла образуют конфигурацию, обеспечивающую длительный полет с дозвуковой скоростью 500-600 км/час для многоцелевого БЛА в разведывательном варианте.

8. Многоцелевой БЛА среднего радиуса действия по п. 1, отличающийся тем, что сменная носовая часть корпуса имеет конфигурацию, обеспечивающую размещение бортовой радиолокационной станции или оптико-электронной системы или телевизионной аппаратуры.



 

Наверх