Полезная модель рф 150070

Авторы патента:


 

Полезная модель относится к наземному строительству, в частности к композитной арматуре, например, для бетонных монолитных конструкций или армируемых изделий из бетона. Полезная модель решает задачу уменьшения расхода ровинга и связующего путем повышения прочности арматуры. Арматура содержит несущий стержень 1 и, по меньшей мере, один обмоточный жгут 2, навитый на стержень под углом жг от 1 до 19°. При этом на жгут 2 действуют усилия растяжения Fраст жг и усилия среза Fcp , возникающие от воздействия усилий растяжения Fраст в арматуре. Максимальное количество жгутов при многозаходной навивке определяется по формуле N=dст/dжг, где: =3,14 - математическая константа, dст - диаметр несущего стержня; dжг - диаметр жгута. При жг=1° жгут на 99% включается в работу на растяжение вместе со стержнем, повышая прочность арматуры. При этом усилия среза Fcp жгута приближаются к 0. Верхний слой из максимального количества жгутов, практически всем сечением воспринимает растягивающую нагрузку Fраст пропорционально величине поперечного сечения профиля.

7 илл.

1 з.п.ф

АРМАТУРА КОМПОЗИТНАЯ

Полезная модель относится к наземному строительству, в частности к композитной арматуре, например, для бетонных монолитных конструкций или армируемых изделий из бетона (композитобетона), в том числе стеновых панелей, оснований зданий и сооружений, подпорных стен и других строительных конструкций.

Из существующего уровня техники известны технические решения композитной арматуры, состоящей из несущего стержня и обмоточного жгута, приведенные в описаниях к патентам:

- на полезную модель 94593 «Арматура композиционная», МПК Е04С 5/07, опубликовано 27.05.2010 г., в которой угол навивки обмоточного жгута на стержень жг составляет от 70 до 90°;

- на изобретение 2287647 «Арматура композитная (1-й вариант)», МПК Е04С 5/07, опубликовано 20.11.2006 г., в котором угол навивки обмоточного жгута на стержень жг составляет от 30 до 70°,

- на полезную модель 97150 «Арматура композитная», МПК Е04С 5/07, опубликовано 27.08.2010 г), в которой угол навивки обмоточного жгута жг составляет от 20 до 10°.

Основным недостатком известных технических решений является то, что при указанных углах навивки обмоточного жгута, являющегося, по сути, выступающим ребром, при воздействии на арматуру в массиве бетона растягивающих усилий Fраст в жгуте возникают значительные нагрузки изгиба и среза Fср. Другая часть растягивающих усилий воспринимается силой продольного растяжения стеклонитей жгута Fраст жг.

Поскольку ребро, образованное жгутом, представляет собой конгломерат продольно расположенных стеклонитей, связанных смолой, оно работает в неблагоприятных для сохранения прочности условиях, причем тем более худших, чем больше угол навивки жгута жг. Для углов навивки, приближающихся к жг=90°, условия работы ребра наихудшие, поскольку усилия действуют практически поперек оси жгута.

Наиболее близким является взятое в качестве прототипа техническое решение арматуры композитной, которая содержит несущий стержень из высокопрочного полимерного материала и, по меньшей мере, один обмоточный жгут (см., например, патент 97150 на полезную модель, МПК Е04С 5/07, опубликован 27.08.2010 г).

Недостатком прототипа является то, что при работе ребра арматуры, образованного навитым на стержень жгутом, состоящим из стеклонитей, их прочность на разрыв используется недостаточно, в результате чего происходит потеря прочности арматуры композитной в целом.

Объясняется это ограничением нижней границы диапазона значений углов навивки обмоточного жгута, который может быть навит на стержень под углом жг от 10 до 20°. При таких углах навивки часть усилий среза и изгиба, действующих на ребро (жгут), воспринимается сопротивлением растяжения стеклонитей жгута.

Из-за недостаточной прочности арматуры, при прочих равных условиях, происходит перерасход ровинга (стеклонитей) и связующего при ее производстве (т.к. чем больше угол навивки жг, тем больше расход обмоточного жгута за счет уменьшения шага навивки), что снижает эффективность применения арматуры в целом.

Задача, на решение которой направлена полезная модель, состоит в уменьшении расхода ровинга и связующего при производстве композитной арматуры и удешевлении технологии ее производства путем повышения прочности арматуры.

Для решения этой задачи в известной арматуре композитной, содержащей несущий стержень из высокопрочного композитного материала и, по меньшей мере, один обмоточный жгут, в соответствии с полезной моделью обмоточный жгут навит на стержень под углом жг от 1 до 10°.

Максимальное количество обмоточных жгутов N=dст/dжг, где dст - диаметр несущего стержня, dжг - максимальная ширина жгута в навитом состоянии, =3,14- математическая константа.

Техническим результатом, обеспечиваемым приведенной совокупностью признаков, является повышение прочности арматуры за счет максимального включения в работу на растяжение обмоточного жгута при меньших по сравнению с прототипом углах его навивки жг.

Объясняется это тем, что в прототипе при уменьшении величины жг от 20 до 10° растягивающее усилие передается на несущие волокна жгута с большей в 3-5 раз величиной (пропорционально /sin жг), чем при жг>20°, тогда как в заявленном устройстве при уменьшении угла навивки от 10 до 1° это увеличение выше на порядки: от 5,7 раза при жг=10° (т.к. 1/sin 10=1/0,1736) до 57,1 раза при жг=1° (т.к. 1/sin 1=1/0,0175).

Таким образом, в заявленном диапазоне значений угла навивки жгута жг от 1 до 10° контактирующая со стержнем половина обмоточного жгута включается в работу на растяжение вместе с несущим стержнем в гораздо большей степени, чем в прототипе, благодаря чему и увеличивается прочность арматуры. При этом, чем меньше угол навивки жг, тем меньше расход обмоточного жгута за счет увеличения шага навивки при одновременном включении в работу на разрыв самого жгута.

При многозаходной навивке жгуты образуют на несущем стержне верхний силовой слой и включают его в работу в основном не за счет сдвиговых и изгибающих усилий, а за счет включения стекловолокон в работу «на разрыв».

Благодаря увеличению прочности арматуры, при прочих равных условиях, создается возможность уменьшения поперечного сечения несущего стержня и возможность экономии ровинга и связующего, что удешевляет производство арматуры и повышает эффективность ее применения.

Заявляемая полезная модель обладает совокупностью существенных признаков, неизвестных из уровня техники для объектов аналогичного назначения, что позволяет сделать вывод о ее соответствии критерию «новизна».

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где

на фиг. 1 - композитная арматура с углом навивка одного жгута жг=10° и со схемой сил, действующих на жгут,

на фиг. 2 - вид арматуры при навивке одного жгута с жг=1°,

на фиг. 3 - поперечный разрез арматуры при навивке шести жгутов с жг от 1 до 10°,

на фиг. 4 - вид арматуры при навивке шести жгутов с жг=10°,

на фиг. 5 - вид арматуры при навивке максимального количества жгутов с жг=1°,

на фиг. 6 - вид арматуры при навивке максимального количества жгутов с жг=10°,

на фиг. 7 - вид на торец арматуры с максимальным количеством жгутов и жг от 1 до 10°.

Арматура композитная содержит несущий стержень 1 (фиг. 1) из высокопрочного композитного материала, например, стеклопластика. На стержень 1 навит, в частности один, обмоточный жгут 2, прикрепленный к нему полимеризированной смолой. Угол навивки жгута 2 (т.е. угол между осями стержня 1 и жгута 2) жг лежит в диапазоне от 1 до 10°. При этом на жгут 2 действуют усилия растяжения Fpacт жг и усилия среза Fср, возникающие от воздействия усилий растяжения Fpacт в арматуре.

Арматура может иметь несколько, например шесть, обмоточных жгутов (фиг. 3, 4).

Максимальное количество жгутов, которое может иметь арматура (фиг. 5, 6, 7), определяется по формуле N=dст/d, где =3,14 - математическая константа, dст - диаметр несущего стержня (фиг. 3), dжг - диаметр жгута (или точнее ширина жгута в навитом состоянии).

При работе арматуры в массиве бетона (фиг. 1) растягивающие нагрузки Fpacт через ребра-жгуты 2 передаются на стержень 1, который воспринимает основную часть этих нагрузок. Оставшаяся часть растягивающих нагрузок Fpacт воспринимается стеклонитями жгута (т.е. сопротивлением продольного растяжения стеклонитей жгута Fpacт жг). Чем меньше угол навивки жгута жг, тем больше величина Fраст жг. При угле жг=1° практически 99% усилия Fpacт воспринимается сопротивлением продольного растяжения стеклонитей жгута Fpacт жг, т.е. 99% несущей способности жгута используется для работы на растяжение вместе со стержнем за счет продольного растяжения стеклонитей. При этом усилия среза в жгуте Fср жг приближаются к 0.

При многозаходной навивке (фиг. 3, 4), особенно при максимальном количестве жгутов (фиг. 5, 6, 7), верхний слой, образованный рядами жгутов, практически всем своим сечением воспринимает растягивающую нагрузку F pacт пропорционально величине поперечного сечения арматуры. Тем самым, обмоточный слой жгутов включается в работу стержня 1, что позволяет уменьшить диаметр этого стержня или при прочих равных условиях увеличить прочность арматуры композитной.

При угле навивки жгута жг=1° его расход является минимальным по сравнению с прототипом. По мере увеличения жг расход жгута увеличивается за счет увеличения числа шагов навивки на единицу длины. При приближении угла навивки жгута жг к 10° расход обмоточного жгута увеличивается и приближается к его расходу в прототипе.

1. Арматура композитная, содержащая несущий стержень из высокопрочного композитного материала и, по меньшей мере, один обмоточный жгут, отличающаяся тем, что обмоточный жгут навит на стержень под углом жг от 1 до 10°.

2. Арматура композитная по п. 1, отличающаяся тем, что максимальное количество обмоточных жгутов принимают равным =dст/dжг, где =3,14 - математическая константа, dср - диаметр несущего стержня, dжг - диаметр жгута.



 

Похожие патенты:
Наверх