Полезная модель рф 150055
Полезная модель относится к подрамнику подвески транспортного средства, в котором выполнена полость для размещения по крайней мере одного дополнительного устройства транспортного средства. Такая конструкция обеспечивает экономию полезного внутреннего пространства при размещении дополнительного устройства, такого как аккумуляторный блок или резервуар для мочевины, а также безопасное размещение такого устройства в случае аварии.
Область техники, к которой относится полезная модель
Полезная модель относится к подрамнику транспортного средства в котором предусмотрена возможность размещения одного или нескольких дополнительных устройств транспортного средства.
Уровень техники
В конструкции транспортного средства широко используются подрамники. Подрамники представляют собой отдельные элементы всей конструкции транспортного средства и их используют для создания опоры или монтажа некоторых компонентов транспортного средства, например, двигателя, силового агрегата и элементов подвески. Обычно подрамник крепят к кузову транспортного средства при помощи сварки или механических креплений, он также может быть элементом конструкции кузова транспортного средства.
В транспортных средствах может быть установлено множество дополнительных устройств, например, компоненты электрической и топливной систем. Необходимо тщательно продумать размещение таких дополнительных устройств в транспортном средстве, чтобы обеспечить их защиту при аварии. В пассажирских транспортных средствах дополнительные устройства, как правило, устанавливают внутри пассажирского салона, перед задним мостом и за перегородкой в передней части кузова.
При этом нежелательно размещать дополнительные устройства в областях, используемых пассажирами. В этом случае может произойти ухудшение характеристик данных областей. Например, установка дополнительных устройств в багажнике транспортного средства может привести к невозможности положить туда объемные предметы, например, клюшки для гольфа или строительные материалы.
К особым дополнительным устройствам относятся аккумуляторы и электрические компоненты для них, например, системы охлаждения аккумулятора, системы управления аккумулятором и преобразователи постоянного тока в постоянный ток. В связи с ростом спроса на гибридные автомобили и электромобили расположение таких дополнительных устройств играет все более важную роль.
Резервуары для мочевины устанавливают на транспортные средства с дизельным двигателем и заполняют водным раствором мочевины (жидкость для очистки выхлопных газов дизельного двигателя), используемым в качестве реагента при селективной нейтрализации NOx в выхлопных газах. Водный раствор мочевины является токсичным веществом, обладающим едким запахом. В связи с этим желательно размещать резервуар для мочевины за пределами пассажирского салона для обеспечения защиты пассажиров от воздействия водного раствора мочевины в случае его утечки.
Такие дополнительные устройства, как аккумуляторы и резервуары для мочевины, принято устанавливать под сиденьями внутри пассажирского салона или в моторном отсеке. При этом ни одно из таких мест установки не является удовлетворительным, поскольку в этом случае происходит уменьшение полезного пространства салона и не обеспечивается защита дополнительных устройств при аварии.
В качестве ближайшего аналога полезной модели может быть выбрана конструкция подрамника, описанная в публикации патентной заявки Японии 2004-291934 от 21.10.2004. Конструкция предусматривает размещение дополнительных устройств сверху на подрамнике, что не дает выигрыша в пространстве и удобстве размещения.
Раскрытие полезной модели
Техническим результатом полезной модели является экономия полезного внутреннего пространства при размещении дополнительного устройства, такого как аккумуляторный блок или резервуар для мочевины, а также безопасное размещение такого устройства в случае аварии.
В соответствии с первым аспектом предлагается подрамник подвески транспортного средства, в котором выполнена полость для размещения по крайней мере одного дополнительного устройства транспортного средства.
Полость может быть выполнена с возможностью размещения аккумуляторного блока или блока резервуара для мочевины.
Аккумуляторный блок может включать в себя один или несколько аккумуляторов и/или один или несколько дополнительных компонентов аккумулятора, и/или один или несколько охлаждающих элементов, обеспечивающих теплообмен между аккумуляторным блоком и окружающей средой вокруг подрамника. Аккумуляторный блок может включать в себя собственную систему теплообмена, один или несколько вентиляторов, направляющих поток воздуха к аккумуляторному блоку.
Блок резервуара для мочевины может включать в себя резервуар для мочевины и/или подающий насос. Заправочная горловина резервуара для мочевины может быть расположена рядом с заправочной горловиной топливного бака транспортного средства.
По крайней мере часть дополнительного устройства может быть выполнена интегрированной в конструкцию подрамника.
Полость может быть выполнена с возможностью размещения дополнительного устройства полностью внутри подрамника.
Подрамник подвески может представлять собой подрамник передней или задней подвески.
В другом аспекте предложено транспортное средство, которое включает в себя один или несколько описанных выше подрамников подвески.
Транспортное средство может содержать панель пола с одним или несколькими отверстиями, обеспечивающими доступ к узлу подрамника, а также один или несколько воздушных дефлекторов, направляющих поток воздуха к узлу подрамника. Воздушные дефлекторы могут быть выполнены с возможностью направления воздуха из пассажирского салона транспортного средства.
Транспортное средство может содержать систему теплообмена, выполненную с возможностью обеспечения обогрева или охлаждения дополнительного устройства, в том числе один или несколько вентиляторов, выполненных с возможностью направления потока воздуха к дополнительному устройству. Система теплообмена может быть выполнена с возможностью обеспечения подачи теплого жидкого теплоносителя от источника тепла транспортного средства для обогрева подрамника, и/или подачи холодного жидкого теплоносителя от источника тепла транспортного средства для охлаждения узла подрамника. При этом источником тепла является двигатель, коробка передач или электрический компонент системы транспортного средства.
Краткое описание чертежей
На Фиг. 1 показан общий вид днища кузова транспортного средства с дополнительным устройством, расположенным в полости в подрамнике задней подвески.
На Фиг. 2 показан частичный поперечный разрез транспортного средства с дополнительным устройством, расположенным в полости в подрамника задней подвески.
Осуществление полезной модели
На Фиг. 1 и 2 показан сборочный узел 1 подрамника, соответствующий полезной модели, где представлено днище кузова транспортного средства 3 и поперечный разрез транспортного средства 3 соответственно. Узел 1 подрамника включает в себя подрамник 5 подвески и по крайней мере одно дополнительное устройство 7 (AD) для транспортного средства, которое, по крайней мере, частично расположено внутри подрамника подвески. В варианте осуществления полезной модели с Фиг. 1 и 2 дополнительное устройство 7 расположено внутри подрамника 5 задней подвески. В альтернативном примере, не показанном на фигуре, по крайней мере, часть дополнительного устройства 7 расположена внутри подрамника передней подвески.
Дополнительное устройство 7 расположено в свободном пространстве 9 подрамника 5 задней подвески, которое в остальных случаях ничем не занято. Установка дополнительного устройства 7 в полости 9 имеет преимущества, так как подрамник подвески, например, подрамник 5 задней подвески, остается практически неповрежденным при аварии. Кроме того, за счет размещения дополнительного устройства 7 за пределами пассажирского салона транспортного средства 3 оно не занимает полезное внутреннее пространство и, соответственно, не влияет на характеристики транспортного средства 3.
Дополнительное устройство 7 может представлять собой аккумуляторный блок, который может включать в себя один или несколько аккумуляторов, например, аккумулятор 12 вольт, аккумулятор 48 вольт и/или еще один аккумулятор с более высоким напряжением. Аккумуляторный блок может включать в себя один или несколько соответствующих элементов, например, систему управления аккумулятором, систему отключения аккумулятора, систему теплообмена аккумулятора или преобразователь постоянного тока в постоянный ток.
В качестве средства регулирования температуры аккумуляторного блока можно использовать один или несколько охлаждающих элементов, обеспечивающих теплообмен между аккумуляторным блоком и областью вокруг узла 1 подрамника. Охлаждающие элементы могут иметь один или несколько выступающих компонентов, например, ребер, пассивно передающих тепло окружающей среде. В качестве альтернативы или дополнения аккумуляторный блок может включать в себя первую систему теплообмена, активно регулирующую температуру узла аккумулятора. Кроме того, узел аккумулятора может включать в себя один или несколько первых вентиляторов, выполненных с возможностью направления потока воздуха к узлу аккумулятора. Следовательно, в предпочтительном варианте необходимо установить аккумуляторный блок в полости 9 подрамника 5 задней подвески, так как туда поступает поток атмосферного воздуха, который можно использовать для охлаждения узла аккумулятора.
Дополнительное устройство 7 может включать в себя блок резервуара для мочевины, включающий в себя один или несколько резервуаров для мочевины и/или подающих насосов. Блок резервуара для мочевины может быть выполнен с возможностью подачи водного раствора мочевины в выхлопную систему 11 транспортного средства 3, образуя таким образом часть системы селективной каталитической нейтрализации транспортного средства 3. Предпочтительной является установка резервуара для мочевины за пределами пассажирского салона для предотвращения попадания водного раствора мочевины в салон. Кроме того, поскольку подрамник подвески, например, подрамник 5 задней подвески, остается практически неповрежденным при аварии, также обеспечивается защита резервуара для мочевины от повреждений.
Транспортное средство 3 может иметь заправочную горловину резервуара для мочевины, соединенную с блоком резервуара для мочевины, расположенным в узле 1 подрамника. Для обеспечения максимального комфорта горловина может быть расположена рядом с заправочной горловиной топливного бака транспортного средства 3. Однако заправочная горловина резервуара для мочевины может быть расположена в любом другом месте транспортного средства 3, в котором можно выполнить заправку резервуара. Например, заправочная горловина резервуара для мочевины может быть расположена в моторном отсеке или багажнике транспортного средства.
В варианте осуществления полезной модели с Фиг. 1 и 2 дополнительное устройство 7 расположено полностью внутри подрамника 5 задней подвески. Однако следует понимать, что внутри подрамника 5 задней подвески может быть расположена только часть дополнительного устройства 7. Например, часть аккумуляторного блока и/или блока резервуара для мочевины может быть расположена в полости 9 подрамника 5 задней подвески, т.е. в полости 9 расположена только часть дополнительного устройства 7. Данный вариант может быть предпочтительным в том случае, если размеры пространства, требуемого для дополнительного устройства 7, превышают размеры полости 9 подрамника 5 задней подвески. Остальная часть дополнительного устройства 7 может занимать другое пространство за пределами подрамника 5 задней подвески, которое в остальных случаях ничем не занято.
Дополнительное устройство 7 может быть, по крайней мере частично, встроено в подрамник 5 задней подвески, т.е. по крайней мере часть дополнительного устройства 7 формирует часть конструкции подрамника 5 задней подвески. Например, резервуар для мочевины может формировать одну или несколько частей подрамника 5 задней подвески. Таким образом, дополнительное устройство 7 может обеспечивать опору для подрамника 5 задней подвески.
Транспортное средство 3 может включать в себя один или несколько узлов 1 подрамника, например, подрамник 5 задней подвески может содержать блок резервуара для мочевины, а подрамник передней подвески может содержат аккумуляторный блок. Панель 13 пола транспортного средства 3 отделяет салон от окружающей среды снаружи транспортного средства 3. Панель 13 пола может иметь одно или несколько отверстий, например, люков для обеспечения доступа к одному или нескольким узлам 1 подрамника во время технического обслуживания и/или осмотра. Например, отверстия могут быть использованы для замены аккумуляторов в аккумуляторном блоке или устранения течи в подающем насосе резервуара для мочевины. На отверстиях могут быть установлены крышки, герметично изолирующие салон транспортного средства 3 от окружающей среды снаружи транспортного средства 3. Отверстие может представлять собой отверстие в изоляционной втулке транспортного средства 3, например, изоляционной втулке высоковольтного кабеля.
Транспортное средство 3 может иметь один или несколько воздушных дефлекторов, направляющих воздух к узлу 1 подрамника. Воздушные дефлекторы могут быть выполнены с возможностью направлять воздух из пассажирского салона транспортного средства к узлу 1 подрамника. Воздушные дефлекторы могут быть расположены на нижней стороне панели 13 пола рядом с отверстиями в панели 13 пола транспортного средства 3. Таким образом, при движении транспортного средства 3 поток воздуха направляется к узлу 1 подрамника, охлаждая одно или несколько дополнительных устройств 7. Например, поток воздуха может быть направлен к одному или нескольким охлаждающим элементам узла аккумулятора. В качестве альтернативы и/или дополнения воздушные дефлекторы могут быть выполнены с возможностью направлять теплый воздух из пассажирского салона для обогрева одного или нескольких дополнительных устройств 7. Воздушный дефлектор может быть встроен в крышку отверстия. Воздушные дефлекторы могут быть подвижными и направлять воздух на одну или несколько отдельных зон одного или нескольких узлов 1 подрамника.
Кроме того, в транспортном средстве 3 может быть установлен один или несколько вторых вентиляторов, направляющих воздух к узлу 1 подрамника. Вторые вентиляторы могут быть расположены рядом с узлом 1 подрамника и направлять воздух непосредственно к дополнительному устройству 7. В качестве альтернативы и/или дополнения вторые вентиляторы могут быть расположены на некотором расстоянии от узла 1 подрамника и направлять воздух на один или несколько воздушных дефлекторов. В другом примере вентиляторы встроены в крышку отверстия для создания потока воздуха между пассажирским салоном и окружающей средой вокруг транспортного средства 3.
Транспортное средство 3 может иметь систему подогрева или охлаждения дополнительного устройства 7. Такая система может состоять из второй системы теплообмена, выполненной с возможностью подачи теплого жидкого теплоносителя от источника тепла транспортного средства 3, например, от двигателя, коробки передач и/или электрического компонента транспортного средства 3, для подогрева дополнительного устройства. Вторая система теплообмена может быть выполнена с возможностью подачи холодного жидкого теплоносителя от компрессора транспортного средства 3 для охлаждения дополнительного устройства. Вторая система теплообмена может включать в себя, по крайней мере, часть другой системы теплообмена транспортного средства 3, например, систему охлаждения двигателя или систему кондиционирования воздуха.
Один способ сборки узла 1 подрамника на транспортное средство 3 подразумевает установку дополнительного устройства 7 на подрамник 5 задней подвески таким образом, чтобы по крайней мере часть дополнительного устройства 7 была расположена внутри подрамника 5 задней подвески. Затем подрамник 5 задней подвески устанавливают на транспортное средство 3. Дополнительное устройство 7 устанавливают на подрамник 5 задней подвески на первом этапе, а подрамник 5 задней подвески устанавливают на транспортное средство на втором этапе, при этом первый этап завершается до второго этапа. Таким образом, вместо традиционного подрамника подвески на транспортное средство 3 может быть установлен узел 1 подрамника.
Предпочтительным может быть изготовление и/или установка узла 1 подрамника в месте, отличном от места установки традиционного подрамника 5 задней подвески транспортного средства 3. В зависимости от требований различных вариантов транспортного средства 3, могут быть использованы различные варианты узла 1 подрамника. Например, первый узел подрамника может включать в себя аккумуляторный блок, состоящий из нескольких аккумуляторов, который устанавливается на первый вариант транспортного средства 3, например, на гибридный автомобиль. В качестве альтернативы второй узел подрамника может включать в себя аккумуляторный блок и узел резервуара для мочевины при его установке на второй вариант транспортного средства 3, например, на транспортное средство с дизельным двигателем. Кроме того, узел 1 подрамника может представлять собой стандартный узел подрамника для различных моделей транспортных средств.
Альтернативный способ установки узла 1 подрамника подразумевает установку дополнительного устройства 7 на подрамник 5 задней подвески на первом этапе и установку подрамника 5 задней подвески на транспортное средство на втором этапе, при этом первый этап завершается после второго этапа. Таким образом, различные виды дополнительных устройств 7 могут быть установлены на подрамник 5 задней подвески после установки подрамника 5 задней подвески на транспортное средство 3.
Перечень ссылочных позиций
1 узел подрамника
3 транспортное средство
5 подрамник задней подвески
7 дополнительное устройство
9 полость подрамника задней подвески
11 выхлопная система
12 панель пола
1. Подрамник подвески транспортного средства, в котором выполнена полость для размещения по крайней мере одного дополнительного устройства транспортного средства.
2. Подрамник подвески по п. 1, в котором полость выполнена с возможностью размещения аккумуляторного блока или блока резервуара для мочевины.
3. Подрамник подвески по п. 2, в котором аккумуляторный блок включает в себя один или несколько аккумуляторов и/или один или несколько дополнительных компонентов аккумулятора.
4. Подрамник подвески по п. 3, в котором аккумуляторный блок включает в себя один или несколько охлаждающих элементов, обеспечивающих теплообмен между аккумуляторным блоком и окружающей средой вокруг подрамника.
5. Подрамник подвески по п. 3, в котором узел аккумулятора включает в себя систему теплообмена.
6. Подрамник подвески по п. 3, в котором аккумуляторный блок включает в себя один или несколько вентиляторов, направляющих поток воздуха к аккумуляторному блоку.
7. Подрамник подвески по п. 2, в котором узел резервуара для мочевины включает в себя резервуар для мочевины и/или подающий насос.
8. Подрамник подвески по п. 7, в котором заправочная горловина резервуара для мочевины расположена рядом с заправочной горловиной топливного бака транспортного средства.
9. Подрамник подвески по п. 1, в котором по крайней мере часть дополнительного устройства выполнена интегрированной в конструкцию подрамника.
10. Подрамник подвески по п. 1, в котором полость выполнена с возможностью размещения дополнительного устройства полностью внутри подрамника.
11. Подрамник подвески по п. 1, который представляет собой подрамник передней или задней подвески.
12. Транспортное средство, которое включает в себя один или несколько подрамников подвески по пп. 1-11.
13. Транспортное средство по п. 12, которое содержит панель пола с одним или несколькими отверстиями, обеспечивающими доступ к узлу подрамника.
14. Транспортное средство по п. 12 или 13, которое содержит один или несколько воздушных дефлекторов, направляющих поток воздуха к узлу подрамника.
15. Транспортное средство по п. 14, в котором воздушные дефлекторы выполнены с возможностью направления воздуха из пассажирского салона транспортного средства.
16. Транспортное средство по п. 12, которое содержит систему теплообмена, выполненную с возможностью обеспечения обогрева или охлаждения дополнительного устройства.
17. Транспортное средство по п. 12, которое содержит один или несколько вентиляторов, выполненных с возможностью направления потока воздуха к дополнительному устройству.
18. Транспортное средство по п. 17, в котором система теплообмена выполнена с возможностью обеспечения подачи теплого жидкого теплоносителя от источника тепла транспортного средства для обогрева подрамника, и/или подачи холодного жидкого теплоносителя от источника тепла транспортного средства для охлаждения узла подрамника.
19. Транспортное средство по п. 18, в котором источником тепла является двигатель, коробка передач или электрический компонент системы транспортного средства.