Вентилятор газотурбинного двигателя

 

Полезная модель относится к вентиляторам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. За счет исключения повреждения вала вентилятора повышается его надежность, а также повышается технологичность изготовления индуктора датчика частоты вращения ротора вентилятора. Вентилятор (1) газотурбинного двигателя включает датчик (3) частоты вращения ротора вентилятора. Индуктор (13) установлен с радиальным зазором (19) к датчику (3) и расположен на заднем конце (11) хвостовика (12) гайки (10) крепления внутреннего кольца (9) шарикового подшипника (8) вентилятора в виде наружного зубчатого венца (14) прямозубой шестерни. Боковые поверхности (15) и (16) зубьев (17) образованы эвольвентой. Отношение наружного диаметра D зубьев индуктора к высоте h зуба индуктора находится в пределах 2040. 3 ил.

Полезная модель относится к вентиляторам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известен вентилятор газотурбинного двигателя, в котором не установлен датчик частоты вращения ротора вентилятора, (патент US 6708482).

Недостатком известной конструкции является низкая надежность из-за возможности превышения ротором вентилятора предельных оборотов.

Наиболее близким к заявляемому является вентилятор газотурбинного двигателя с датчиком частоты вращения ротора вентилятора, причем индуктор датчика выполнен за одно целое с валом вентилятора. (патент FR 2921973).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является низкая надежность в случае касания датчика частоты вращения о вал вентилятора, а также низкая технологичность изготовления индуктора, который изготавливается за одно целое с валом вентилятора.

Технический результат заявляемой полезной модели заключается в повышении надежности вентилятора газотурбинного двигателя за счет исключения повреждения вала вентилятора, а также в повышении технологичности изготовления индуктора датчика частоты вращения ротора вентилятора.

Указанный технический результат достигается тем, что в вентиляторе газотурбинного двигателя, включающем индуктор и датчик частоты вращения ротора вентилятора, индуктор установлен к датчику частоты вращения с радиальным зазором и расположен на заднем конце хвостовика гайки крепления внутреннего кольца шарикового подшипника вентилятора в виде наружного зубчатого венца прямозубой шестерни, причем боковые поверхности зубьев образованы эвольвентой, а отношение D/h=2040, где:

D - наружный диаметр зубьев индуктора,

h - высота зуба индуктора.

Установка индуктора с радиальным зазором к датчику частоты вращения на заднем конце хвостовика гайки крепления внутреннего кольца шарикового подшипника вентилятора исключает повреждение вала вентилятора в случае касания датчика об индуктор, что способствует повышению надежности вентилятора газотурбинного двигателя.

Выполнение индуктора в виде наружного зубчатого венца прямозубой шестерни, с боковыми поверхностями зубьев, образованными эвольвентой, повышает технологичность изготовления конструкции, так как позволяет использовать при изготовлении индуктора стандартное оборудование для изготовления зубчатых колес.

При D/h<20 - увеличивается масса конструкции и снижается точность замера оборотов ротора вентилятора.

При D/h>40 - снижается надежность работы датчика замера частоты вращения ротора вентилятора.

На фиг. 1 - изображен продольный разрез вентилятора газотурбинного двигателя.

На фиг. 2 - элемент I на фиг. 1 в увеличенном виде.

На фиг 3 - сечение A-A на фиг. 2.

Вентилятор 1 газотурбинного двигателя состоит из статора 2 с установленным на нем датчиком 3 частоты вращения и ротора 4 вентилятора с рабочим колесом 5 вентилятора, закрепленным на валу 6 вентилятора. Вал вентилятора установлен на заднем роликовом подшипнике 7 и на переднем шариковом подшипнике 8, внутреннее кольцо 9 которого зафиксировано гайкой 10, на заднем конце 11 хвостовика 12 которой выполнен индуктор 13 в виде наружного венца 14 прямозубой шестерни, боковые поверхности 15 и 16 зубьев 17 которой образованы эвольвентой. С внешней стороны от наружной поверхности 18 зубьев 17, с радиальным зазором 19 от индуктора 13, установлен индуктивный датчик 3 частоты вращения.

Датчик 3 и индуктор 13 на гайке 10 размещены в масляной полости 20 шарикового подшипника 8 вентилятора 1.

Работает данное устройство следующим образом.

При работе вентилятора 1 газотурбинного двигателя индуктивный датчик 3 и индуктор 13, расположенные в масляной полости 20 шарикового подшипника 8 вентилятора 1, имеют пониженную температуру, что повышает их надежность и стабильность радиального зазора 19 между датчиком 3 и индуктором 13.

Вентилятор газотурбинного двигателя, включающий индуктор и датчик частоты вращения ротора вентилятора, отличающийся тем, что индуктор установлен к датчику частоты вращения с радиальным зазором и расположен на заднем конце хвостовика гайки крепления внутреннего кольца шарикового подшипника вентилятора в виде наружного зубчатого венца прямозубой шестерни, причем боковые поверхности зубьев образованы эвольвентой, а отношение D/h=20...40, где

D - наружный диаметр зубьев индуктора,

h - высота зуба индуктора.



 

Наверх