Гидравлическая система управления рулевыми поверхностями самолета

 

Система управления рулевыми поверхностями самолета, содержит гидравлический блок питания, насосную станцию, пропорциональные распределители управления выпуском и уборкой закрылков и перестановки стабилизатора, гидромоторы, электромагнитные краны аварийного выпуска закрылков и перестановки стабилизатора. В линиях подачи рабочей жидкости в гидромоторы дополнительно установлены датчики давления, связанные с системой управления. Технический результат: улучшение технологичности, управляемости и надежности системы управлении.

Изобретение относится к области авиации, в частности к гидравлической системе управления рулевыми поверхностями самолета.

Известны гидравлические системы управления выпуском и уборкой закрылков и перестановкой стабилизатора, в состав которых входят: гидравлический блок питания, насосная станция, регуляторы расхода, электромагнитные краны управления выпуском и уборкой закрылков и перестановкой стабилизатора, гидромоторы, электромагнитные краны управления аварийным выпуском закрылков и перестановки стабилизатора. («Самолет Як-40. Инструкция по эксплуатации. Книга 4. Шасси, управление, гидравлическая система» глава 3, раздел 3.1, страница 3-5, раздел 3.2, страница 7-10).

Недостатки данной системы управления рулевыми поверхностями самолета в том, что регуляторы расхода имеют конструктивно-технологическое исполнение, предусматривающее настройку расхода в наземных условиях. В процессе полета самолета расход зависит и изменяется от внешних и внутренних факторов: температура окружающей среды, давление рабочей жидкости. Этот недостаток не позволяет в процессе полета корректировать расход рабочей жидкости поступающей в гидромоторы, т.е. обеспечить стабильную работу гидромоторов.

Управление электромагнитными кранами осуществляется электромагнитами, включение-отключение которых вызывает «скачки» давления, что снижает надежность системы управления.

Задачей изобретения является улучшение технологичности, управляемости и надежности системы управления рулевыми поверхностями самолета.

Решение указанной задачи достигается тем, что регуляторы расхода и электромагнитные краны управления выпуском и уборкой закрылков и перестановки стабилизатора заменены на пропорциональные распределители, кроме этого в линиях подачи рабочей жидкости в гидромоторы дополнительно установлены датчики давления, связанные с системой управления.

На чертеже представлена принципиальная схема системы управления самолетом.

Система содержит гидравлический блок питания 1, пропорциональные распределители 2(1) и 2(2), гидромоторы 3(1), 3(2) и 3(3), датчики давления 4(1) и 4(2), систему управления 5, аварийные электромагнитные краны 6 и 7, насосную станцию 8.

Система работает следующим образом. При работающем гидравлическом блоке питания 1 по сигналу летчика (выпуск - уборка закрылков) включается пропорциональный распределитель 2(1) системы управления выпуском закрылков. Он подает рабочую жидкость в гидромоторы 3(1) и 3(2), с возможностью автоматического поддержания необходимого расхода рабочей жидкости и получения безударного реверса гидромоторов с использованием датчика давления 4(1) и системы управления 5.

Аналогично работает система управления перестановкой стабилизатора с использованием пропорционального распределителя 2(2), гидромотора 3(3), датчика давления 4(2) и системы управления 5.

При аварийной ситуации рабочая жидкость от насосной станции 8 поступает на гидромоторы 3(1) и 3(2) через аварийный электромагнитный кран 6, а на гидромотор стабилизатора через аварийный электромагнитный кран 7.

В режиме полета распределители 2(1) и 2(2) находятся в нейтральном положении.

Система управления рулевыми поверхностями самолета, содержащая гидравлический блок питания, насосную станцию, гидромоторы, электромагнитные краны аварийного выпуска закрылков и перестановки стабилизатора, отличающаяся тем, что в системах управления выпуском закрылков и перестановкой стабилизатора установлены пропорциональные распределители, а в линиях подачи рабочей жидкости в гидромоторы дополнительно установлены датчики давления, связанные с системой управления.

РИСУНКИ



 

Наверх