Рельсовая тележка

Авторы патента:


 

Полезная модель относится к вспомогательному железнодорожному оборудованию, а именно, к рельсовым тележкам и предназначена для транспортировки оборудования и грузов при проведении работ на и вблизи железнодорожных путей. Рельсовая тележка содержит раму и колесные модули, в которых на осях установлены колеса с ребордами. По меньшей мере, два колесных модуля снабжены стопорами, каждый из которых выполнен в виде поворотного прижима и поворотного рычага. Прижим обеспечивает в рабочем положении взаимодействие с нижней поверхностью рельса. Ось поворота прижима расположена на уровне рамы. Поворотный рычаг фиксирует положение прижима. Ось поворота рычага расположена на уровне оси колеса. Полезная модель позволяет повысить устойчивость рельсовой тележки в рабочем положении. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.

Полезная модель относится к вспомогательному железнодорожному оборудованию, а именно, к рельсовым тележкам и предназначена для транспортировки оборудования и грузов при проведении работ на и вблизи железнодорожных путей.

Из уровня техники известна рельсовая тележка, содержащая раму и колесные модули, в которых на осях установлены колеса с ребордами (см. патент RU 116440, кл. B61K 13/00, опубл. 27.05.2012). Недостатком известного устройства является опасность непредвиденного передвижения или даже опрокидывания тележки при проведении, например, строительных работ.

Задачей полезной модели является устранение указанного недостатка. Технический результат заключается в повышении устойчивости рельсовой тележки в рабочем положении. Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что в рельсовой тележке, содержащей раму и колесные модули, в которых на осях установлены колеса с ребордами, по меньшей мере, два колесных модуля снабжены стопорами, каждый из которых выполнен в виде поворотного прижима, обеспечивающего в рабочем положении взаимодействие с нижней поверхностью рельса, с осью поворота, расположенной на уровне рамы, и поворотного рычага, фиксирующего положение прижима, с осью поворота, расположенной на уровне оси колеса. В рычаге предпочтительно выполнен криволинейный паз, по которому до остановки в рабочем положении проходит штырь, закрепленный на прижиме. Предпочтительно каждый колесный модуль снабжен стопором.

На фиг. 1 представлен общий вид предлагаемой рельсовой тележки;

на фиг. 2 - тележка с установленным на ней краново-манипуляторной установкой в транспортном положении;

на фиг. 3 - тележка с установленной на ней краново-манипуляторной установкой в рабочем положении;

на фиг. 4 - общий вид колесного модуля;

на фиг. 5 - колесный модуль в разрезе;

на фиг. 6 - схема взаимодействия стопоров с рельсами;

на фиг. 7-10 - последовательные положения при переводе стопора из транспортного в рабочее положение.

Предлагаемая рельсовая тележка состоит из рамы 1, на поверхности которой закреплен образующий грузовую площадку настил 2, четырех колесных модулей 3 и съемных ручек 4 для перемещения тележки. Раму 1 выполняют достаточной прочности и жесткости для обеспечения необходимой грузоподъемности тележки и возможности установки и работы технологического оборудования. В модулях 3 на осях 5 с возможностью свободного вращения установлены колеса 6 с ребордами. На тележку может устанавливаться различное съемное и несъемное технологическое оборудование, например, грузоподъемный механизм, такой как краново-манипуляторная установка 7. При этом, как минимум два колесных модуля 3 должны быть снабжены стопорами, которые одновременно выполняют роль удерживающего устройства и тормозных механизмов и обеспечивают оперативное закрепление тележки на железнодорожном полотне, чтобы исключить возможность переворачивания или продольного смещения тележки в процессе производства грузоподъемных или иных работ.

Конструкция тележки не допускает ее регистрации как подвижной единицы на контрольном приборе дежурного по станции. Для этого обеспечивается защита от ложного шунтирования рельсовой цепи за счет того, что колесные модули 3 закреплены на раме 1 тележки через пластины 8 из электроизоляционного материала и болтовое крепление колесных модулей 3 к каркасу проходит через электроизоляционные окна. В качестве дополнительного элемента электрической изоляции все колеса тележки установлены на втулках 9 также из электроизоляционного материала.

Стопоры колесных модулей 3 выполнены в виде поворотного прижима 10 и поворотного рычага 11. Прижим 10 обеспечивает в рабочем положении взаимодействие с нижней поверхностью рельса (см. фиг. 6, прижимные поверхности отмечены жирными линиями). Ось поворота 12 прижима 10 расположена на уровне рамы. Рычаг 11 фиксирует положение прижима 10. Ось поворота 13 рычага 11 расположена на уровне оси 5 колеса 6. В рычаге 11 выполнен криволинейный паз 14, по которому до остановки в рабочем положении проходит штырь 15, закрепленный на прижиме 10.

Фиксация колесного модуля на рельсе от вертикального перемещения обеспечивается путем заведения прижима 10 (см. фиг. 6) под головку рельса, при этом также достигается фиксация колесного модуля 3 от горизонтального перемещения за счет реборд колеса 6. Отсутствие продольного вращения колеса 6 отностительно рельса достигается за счет одовременного использования как минимум двух стопоров, расположенных на противоложных относительно продольной оси сторонах тележки. Продольная фиксация колеса 6 на рельсе (торможение) обеспечивается путем упругого соприкосновения прижима 10 с шейкой рельса.

Стопоры колесных модулей 3 работают следующим образом.

В начальном (транспортном) положении (см. фиг. 7) прижим 10 находится на верхней поверхности рамы 1 и своим весом удерживает рычаг 11 в верхнем положении. Для перевода прижима 10 в нижнее (рабочее) положение его поворачивают вокруг оси 12.

При достижении первого промежуточного положения (см. фиг. 8) вследствие вращения прижима 10, размещенный на нем штырь 15, упираясь в грань направляющего паза 14, вынуждает рычаг 11 начать вращательное движение вокруг оси 13. Дальнейшее взаимодействие рычага 11 и прижима 10 обусловлено перемещением штыря 15 по направляющему пазу 14, имеющему переменный радиус кривизны относительно оси 13. Таким образом, вращение рычага 11 на оси 13 обеспечивает вращение прижима 10 на оси 12. Различие длин плеч в системе «рычаг 11 на оси 13/ прижим 10 на оси 12» обеспечивает достаточное усилие для перевода прижима 10 в рабочее положение (упругое взаимодействие с рельсом).

При достижении второго промежуточного положения (фиг. 9), при котором прижим 10 встал в нижнее (рабочее) положение, штырь 15 переходит на сегмент грани направляющего паза 14 с постоянным радиусом кривизны относительно оси 13.

Дальнейшее перемещение рычага 11 вплоть до конечного положения (см. фиг. 10) не приводит к перемещению прижима 10 и обеспечивает нахождение системы «рычаг 11/прижим 10» в состоянии равновесия, при котором обратное движение прижима 10 без дополнительного перевода рычага 11 с переходом штыря 15 на криволинейный участок направляющего паза 14 невозможен.

Обратные последовательные действия рычага 11 и прижима 10 приводят к переводу стопора к начальному (транспортному) положению и обеспечивают беспрепятственное перемещение тележки по рельсам, а также ее последующий демонтаж с них.

Таким образом, предлагаемая полезная модель позволяет повысить устойчивость рельсовой тележки в рабочем положении и проводить, например, грузоподъемные работы с помощью установленной на ней краново-манипуляторной установки. При этом расположение осей прижима и рычага на различных уровнях обеспечивают высокую надежность фиксации стопора.

1. Рельсовая тележка, содержащая раму и колёсные модули, в которых на осях установлены колёса с ребордами, отличающаяся тем, что, по меньшей мере, два колёсных модуля снабжены стопорами, каждый из которых выполнен в виде поворотного прижима, обеспечивающего в рабочем положении взаимодействие с нижней поверхностью рельса, с осью поворота, расположенной на уровне рамы, и поворотного рычага, фиксирующего положение прижима, с осью поворота, расположенной на уровне оси колеса.

2. Рельсовая тележка по п. 1, отличающаяся тем, что в рычаге выполнен криволинейный паз, по которому до остановки в рабочем положении проходит штырь, закреплённый на прижиме.

3. Рельсовая тележка по п. 1, отличающаяся тем, что каждый колёсный модуль снабжён стопором.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:
Наверх