Передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов

Авторы патента:


 

Полезная модель относится к передвижным комплексам по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов в частности к передвижному комплексу на базе автомобиля для оперативной доставки оборудования, инструмента, спецсредств и роботизированного технологического комплекса (далее - РТК) и личного состава инженерно-технических (саперных) отделов на место проведения операций. Технический результат данной полезной модели заключается в обеспечении безопасности и удобства при транспортировке личного состава, оборудования и специальных средств. Технический результат достигается за счет того, что кузов передвижного комплекса по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов разделен на три части: кабину водителя, отсек экипажа и отсек для оборудования, причем кабина водителя и отсек экипажа образуют единый салон, отсек для оборудования соединен с отсеком экипажа дверным проемом и оснащен задней дверью, боковыми стеллажами, двери которых расположены снаружи кузова, элементами крепления роботизированного технологического комплекса к полу отсека для оборудования и откидными аппарелями, при этом в креплении кузова к раме присутствуют упругие резинометаллические опоры. Кузов разделен на три части: кабину водителя, отсек экипажа и отсек для оборудования, что обеспечивает раздельное размещение личного состава и оборудования, а также подходящие условия для их транспортировки. Кабина водителя и отсек экипажа образуют единый салон, что позволяет экипажу сохранять речевой контакт в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Наличие боковых стеллажей с доступом снаружи, задней двери и двери, соединяющей отсек экипажа с отсеком для оборудования, позволяет экипажу быстро покидать машину, а также быстро извлекать оборудование в случае возникновения угрозы его повреждения. Элементы крепления РТК к полу отсека для оборудования позволяют обеспечить фиксированное положение роботизированного комплекса при транспортировке, что снижает риск повреждения роботизированного комплекса и повышает безопасность его транспортировки. Откидные аппарели позволяют осуществлять безопасную выгрузку РТК из отсека для оборудования. Содержащиеся в креплении кузова к шасси демпфирующие элементы предотвращают скручивание рамы и снижают вибрационную нагрузку на находящийся внутри экипаж, оборудование и специальные средства, что повышает безопасность их транспортировки. В предпочтительном варианте осуществления полезной модели внутренняя отделка кабины водителя, отсека экипажа и дверей сделана из противовоспламеняющегося легкомоющегося материала с антистатической пропиткой, в частности, винилскожа-Т обивочной с пониженной горючестью. В предпочтительном варианте осуществления полезной модели сиденья в отсеке экипажа располагаются по углам отсека. По одному из вариантов осуществления полезной модели кабина водителя выполнена откидывающейся, а отсек экипажа - стационарным. По одному из вариантов осуществления полезной модели подножки дверей кабины водителя и отсека экипажа выполнены откидными, открываются автоматически при открывании дверей и оборудованы автоматически включаемой подсветкой. По одному из вариантов осуществления полезной модели сидения кабины водителя и отсека экипажа выполнены откидными, имеют фиксацию в открытом положении и оборудованы ремнями безопасности. В предпочтительном варианте осуществления полезной модели напольное покрытие кабины водителя и отсека экипажа выполнено нескользящим, теплоизолирующим, антистатическим, в частности листом АМг2Н2. По одному из вариантов осуществления полезной модели отсек для оборудования соединяется с отсеком экипажа сдвижной дверью. По одному из вариантов осуществления полезной модели отсек для оборудования оснащен задней дверью, которая является распашной. По одному из вариантов осуществления полезной модели двери боковых стеллажей являются шторными. В предпочтительном варианте осуществления полезной модели двери боковых стеллажей оснащены самосрабатывающими запорными устройствами. В предпочтительном варианте осуществления полезной модели кузов оснащен люком и лестницей для подъема на крышу. По одному из вариантов осуществления лестница выполнена на откидных кронштейнах. По одному из вариантов осуществления полезной модели передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов оснащен креплением для запасного колеса, которое выполнено на поворотном кронштейне, оснащенном подъемным устройством. В предпочтительном варианте осуществления кабина водителя, отсек экипажа и отсек для оборудования снабжены светодиодными осветительными приборами с автоматическим включением (выключением) при открытии (закрытии) дверей. В предпочтительном варианте осуществления полезной модели передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов в задней части машины оснащен лебедкой. В предпочтительном варианте осуществления полезной модели отсек для оборудования оснащен клеткой для собаки. В предпочтительном варианте осуществления отсек для оборудования оснащен принудительной вентиляцией, которая располагается рядом с клеткой для собаки. 2 иллюстрации и 17 зависимых пунктов формулы.

Полезная модель относится к передвижным комплексам по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов в частности к передвижному комплексу на базе автомобиля для оперативной доставки оборудования, инструмента, спецсредств и роботизированного технологического комплекса (далее - РТК) и личного состава инженерно-технических (саперных) отделов на место проведения операций.

Область применения полезной модели охватывает все возможные варианты чрезвычайных ситуаций, такие как проведение специальных операций по обезвреживанию старых боеприпасов, контртеррористические операции, боевые действия, том числе в условиях экстремальных температур, на бездорожье, пересеченной местности, в зонах с разрушенной инфраструктурой.

Известен автомобиль аварийно-технической службы по патенту РФ 2196627, опубликованному 20.01.2003, который характеризуется тем, что на шасси от грузового автомобиля установлена кабина для водителя, кабина для пяти членов аварийной бригады, а также кузов типа КУНГ с отсеками, закрываемыми подпружиненными эластичными рольставнями. Один из отсеков выполнен сквозным в поперечном направлении автомобиля и сообщен с другим отсеком в своей средней части, а другой отсек простирается в продольном направлении и образует в плане со сквозным поперечным отсеком фигуру в форме Т.

Однако из-за нерационального устройства кабин снижена численность бригады, доставляемой автомобилем к месту проведения специальной операции. Автомобиль не оборудован средствами для транспортировки и выгрузки РТК, что препятствует его использованию для поиска и обезвреживания взрывоопасных объектов.

Известна аварийно-спасательная машина с коробчатым замкнутым кузов-фургоном, двигателем, трансмиссией, ходовой частью, системой управления сигнализацией, электроснабжением и безопасностью (Патент РФ 2299819, опубликованный 27.05.2007). Для оптимального распределения объемов кузова по отсекам кузов-фургон выполнен из многослойных сэндвич-панелей и включает обитаемый и технический отсеки, соотношение объемов которых составляет 1:2.

Однако обитаемый отсек имеет лишь одну дверь и одно окно, что затрудняет доступ к этому отсеку, увеличивает время развертывания группы спасателей на месте проведения специальной операции, а также время, необходимое для эвакуации личного состава в случае столкновения или иной опасности для жизни и здоровья экипажа. Автомобиль также не оборудован средствами для транспортировки и выгрузки роботизированного технологического комплекса.

Наиболее близким по технический сущности к заявленному техническому решению является передвижной комплекс для поиска и обезвреживания взрывоопасных предметов «Араке», показанный на 21 июля 2012 года в Екатеринбурге на 22-ом празднике силовых структур «Служба дни и ночи» (http://warfiles.ru/show-35447-peredvizhnoy-kompleks-dlya-poiska-i-obezvrezhivaniya-vzryvoopasnyh-predmetov-araks-na-vystavke-policeyskoy-tehniki-vooruzheniya-i-specsredstv.html)

Передвижной комплекс оснащен кабиной водителя и кузовом для транспортировки оборудования и личного состава. Кабина водителя и кузов разделены сквозным проемом, обеспечивающим речевой и визуальный контакт между членами личного состава. Кузов оснащен двумя дверьми, одна из которых расположена в задней части кузова, другая - с правого бока. Пространство кузова оснащено необходимыми средствами для хранения и транспортировки оборудования для поиска и обезвреживания взрывоопасных объектов. Оборудование может включать в себя чемодан взрывотехника по осмотру места взрыва «Кратер-1», чемодан взрывотехника по работе с взрывоопасными объектами «Кратер-2», рентгеновскую установку, металлодетектор и т.д.

Недостатком данного технического решения является недостаточно рациональное использование пространства кузова - кузов не разделен на отсек для оборудования и отсек для личного состава, что не позволяет обеспечить безопасность их транспортировки. Кроме того, из представленных материалов неясно, оснащен ли передвижной комплекс аппарелями или другими средствами для удобной выгрузки РТК.

Технический результат данной полезной модели заключается в обеспечении безопасности и удобства при транспортировке личного состава, оборудования и специальных средств.

Технический результат достигается за счет того, что кузов передвижного комплекса по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов разделен на три части: кабину водителя, отсек экипажа и отсек для оборудования, причем кабина водителя и отсек экипажа образуют единый салон, отсек для оборудования соединен с отсеком экипажа дверным проемом и оснащен задней дверью, боковыми стеллажами, двери которых расположены снаружи кузова, элементами крепления роботизированного технологического комплекса к полу отсека для оборудования и откидными аппарелями, при этом в креплении кузова к раме присутствуют, упругие резинометаллические опоры.

Кузов разделен на три части: кабину водителя, отсек экипажа и отсек для оборудования, что обеспечивает раздельное размещение личного состава и оборудования, а также подходящие условия для их транспортировки.

Кабина водителя и отсек экипажа образуют единый салон, что позволяет экипажу сохранять речевой контакт в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Наличие боковых стеллажей с доступом снаружи, задней двери и двери, соединяющей отсек экипажа с отсеком для оборудования, позволяет экипажу быстро покидать машину, а также быстро извлекать оборудование в случае возникновения угрозы его повреждения.

Элементы крепления РТК к полу отсека для оборудования позволяют обеспечить фиксированное положение роботизированного комплекса при транспортировке, что снижает риск повреждения роботизированного комплекса и повышает безопасность его транспортировки.

Откидные аппарели позволяют осуществлять безопасную выгрузку РТК из отсека для оборудования.

Содержащиеся в креплении кузова к шасси демпфирующие элементы предотвращают скручивание рамы и снижают вибрационную нагрузку на находящийся внутри экипаж, оборудование и специальные средства, что повышает безопасность их транспортировки.

В предпочтительном варианте осуществления полезной модели внутренняя отделка кабины водителя, отсека экипажа и дверей сделана из противовоспламеняющегося легкомоющегося материала с антистатической пропиткой, в частности, винилскожа-Т обивочная с пониженной горючестью.

В предпочтительном варианте осуществления полезной модели сиденья в отсеке экипажа располагаются по углам отсека.

По одному из вариантов осуществления полезной модели кабина водителя выполнена откидывающейся, а отсек экипажа - стационарным.

По одному из вариантов осуществления полезной модели подножки дверей кабины водителя и отсека экипажа выполнены откидными, открываются автоматически при открывании дверей и оборудованы автоматически включаемой подсветкой.

По одному из вариантов осуществления полезной модели сидения кабины водителя и отсека экипажа выполнены откидными, имеют фиксацию в открытом положении и оборудованы ремнями безопасности.

В предпочтительном варианте осуществления полезной модели напольное покрытие кабины водителя и отсека экипажа выполнено нескользящим, теплоизолирующим, антистатическим, в частности листом АМг2Н2.

По одному из вариантов осуществления полезной модели отсек для оборудования соединяется с отсеком экипажа сдвижной дверью.

По одному из вариантов осуществления полезной модели отсек для оборудования оснащен задней дверью, которая является распашной.

По одному из вариантов осуществления полезной модели двери боковых стеллажей являются шторными.

В предпочтительном варианте осуществления полезной модели двери боковых стеллажей оснащены самосрабатывающими запорными устройствами.

В предпочтительном варианте осуществления полезной модели кузов оснащен люком и лестницей для подъема на крышу.

По одному из вариантов осуществления лестница выполнена на откидных кронштейнах.

По одному из вариантов осуществления полезной модели передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов оснащен креплением для запасного колеса, которое выполнено на поворотном кронштейне, оснащенном подъемным устройством.

В предпочтительном варианте осуществления кабина водителя, отсек экипажа и отсек для оборудования снабжены светодиодными осветительными приборами с автоматическим включением (выключением) при открытии (закрытии) дверей.

В предпочтительном варианте осуществления полезной модели передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов в задней части машины оснащен лебедкой.

В предпочтительном варианте осуществления полезной модели отсек для оборудования оснащен клеткой для собаки.

В предпочтительном варианте осуществления отсек для оборудования оснащен принудительной вентиляцией, которая располагается рядом с клеткой для собаки.

Устройство полезной модели раскрывается на фигурах 1, 2.

Фиг. 1 - вид передвижного комплекса по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов с левого бока

Расшифровка позиций к Фиг. 1:

1 - Шасси;

2 - Обтекатель;

3 - Дверь;

4 - Кузов в сборе;

5 - Электрическая лебедка;

6 - Подножка;

7 - Надрамник;

8 - Шторная дверь;

9 - Лестница для захода на крышу;

10 - Кронштейн запасного колеса;

11 - Запасное колесо;

12 - Бампер задний;

13 - Задняя боковая откидная подножка.

Фиг. 2 - вид передвижного комплекса по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов сверху

Расшифровка позиций к Фиг. 2

14 - Стол;

15 - Сидение переднее правое;

16 - Сидение переднее левое;

17 - Сидение заднее правое;

18 - Сидение заднее правое;

19 - Дверь сдвижная;

20 - Стеллажи для оборудования;

21 - Аппарель;

22 - Кабина водителя;

23 - Отсек экипажа;

24 - Отсек для оборудования;

25 - Задняя дверь.

На шасси 1 устанавливается надрамник 7, на который в свою очередь устанавливается кузов 4 для размещения экипажа и оборудования. На шасси также устанавливается обтекатель 2, электрическая лебедка 5 и задний бампер 12.

Кузов 4 сделан из алюминиевых профилей с обшивкой из алюминиевых листов.

Кузов 4 состоит из кабины водителя 22 и отсека экипажа 23, которые представляют собой единый салон, а также отсека для оборудования 24, который соединен с отсеком экипажа 23 сдвижной дверью 19.

Кабина водителя 22 и отсек экипажа 23 обеспечивают размещение не менее шести человек экипажа, включая водителя. Кабина водителя 22 расположена над двигателем (на фигурах не показан) и является откидывающейся, отсек экипажа 23 является стационарным. Речевой и визуальный контакт экипажа между кабиной водителя 22 и отсеком экипажа 23 обеспечивается свободно через проем в перегородке между ними.

Внутренняя отделка кабины водителя 22, отсека экипажа 23 и дверей 3 сделана из противовоспламеняющегося легкомоющегося материала с антистатической пропиткой, обеспечивающего звукотеплоизоляцию.

В предпочтительном варианте осуществления полезной модели сидения 15, 16, 17, 18 расположены по углам отсека экипажа 23. Отсек экипажа также оснащен столом 14.

Обивка сидений 15, 16, 17, 18 изготавливается из воздухопроницаемого, нетоксичного, устойчивого к повышенной влажности, истиранию материала, использование в частности перфорированной и гладкой искусственной кожи. Под сиденьями расположены ящики для размещения оборудования, при этом сиденья могут выполняться откидными и иметь фиксацию в открытом положении.

Сиденья 15, 16, 17, 18 оборудованы ремнями безопасности для каждого члена экипажа.

Мебель, устанавливаемая в передвижном комплексе по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов, изготовлена из прочных материалов, устойчивых к повышенной влажности.

В кабине водителя 22 и отсеке экипажа 23 размещены стойки крепления личного оружия всех членов экипажа (на фигурах не показаны). Места крепления располагаются в непосредственной близости от мест расположения водителя и членов экипажа. Стойки представляют собой ячейки с элементами фиксации, обеспечивающие оперативный доступ к оружию и в то же время исключающие травмирование экипажа при движении в сложных дорожных условиях.

Отсек экипажа 23 снабжен двумя дверьми 3, подножками 6. Для обеспечения удобства входа и выхода экипажа подножки 6 выполнены откидными и открываются автоматически при открывании двери. В открытом положении подножки выступают за габарит машины, что позволяет спускаться и подниматься по ним без хвата поручней руками. Это решение по сравнению с обычной лестницей обеспечивает повышенную травмобезопасность, оперативность и удобство в работе, т.к. в данном случае руки членов экипажа остаются свободными. Для обеспечения требований травмобезопасности в темное время суток или в условиях недостатка освещения подножки оборудованы автоматически включаемой подсветкой.

Доступ в отсек для оборудования 24 можно осуществлять как через сдвижную дверь 19, так и через заднюю дверь 25. Задняя дверь 25 отсека для оборудования 24 может выполняться распашной.

В задней части отсека для оборудования 24 расположено место для транспортировки РТК с элементами крепления к полу (на фигурах не показаны). Для обеспечения удобства съема и установки роботизированного комплекса отсек для оборудования оснащен откидными аппарелями 21. Аппарели 21 позволяют осуществлять загрузку и выгрузку робота своим ходом, и в убранном положении занимают минимум пространства внутри кузова. Аппарели также служат для перемещения экипажа.

Во внутренней части отсека для оборудования 24, в зоне прямой видимости кинолога размещается клетка для собаки (на фигурах не показана). В районе размещения клетки обеспечена принудительная вентиляция.

Отсек для оборудования 24 снабжен стеллажами 20 для оборудования, доступ к которым осуществляется изнутри отсека. Доступ к боковым стеллажам 20 осуществляется снаружи посредством шторной двери 8.

Для облегчения доступа к боковым стеллажам 20 установлены две задние боковые откидные подножки 13 с правой и левой стороны кузова 4.

Передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов снабжен лестницей 9 для захода на крышу, что позволяет попасть в кузов 4 через люк в крыше (на фигурах не показан). Лестница 9 выполнена на откидных кронштейнах, что позволяет ей в сложенном состоянии не выходить за габариты кузова 4, а в разложенном обеспечивать положительный уклон для удобства подъема и опускания.

Также предусмотрено место под крепление запасного колеса 11. Крепление запасного колеса выполнено на поворотном кронштейне 10, снабженным подъемным устройством (на фигурах не показано). Такое устройство кронштейна облегчает доступ к задней двери 25.

Внутреннее освещение кабины водителя 22, отсека экипажа 23 и отсека для оборудования 24 выполнено с использованием энергосберегающих светодиодных осветительных приборов с автоматическим включением/выключением при открытии/закрытии дверей.

1. Передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов, оснащенный шасси, к которому крепится кузов, отличающийся тем, что кузов разделен на три части: кабину водителя, отсек экипажа и отсек для оборудования, причем кабина водителя и отсек экипажа образуют единый салон, отсек для оборудования соединен с отсеком экипажа дверным проемом и оснащен задней дверью, боковыми стеллажами, двери которых расположены снаружи кузова, элементами крепления, роботизированного технологического комплекса к полу отсека для оборудования и откидными аппарелями, при этом в креплении кузова шасси присутствуют упругие резинометаллические опоры.

2. Передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов по п. 1, отличающийся тем, что на базовое шасси дополнительно установлен надрамник, и кузов крепится к надрамнику.

3. Передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов по п. 1, отличающийся тем, что внутренняя отделка кабины водителя, отсека экипажа и дверей сделана из противовоспламеняющегося легкомоющегося материала с антистатической пропиткой.

4. Передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов по п. 1, отличающийся тем, что отсек экипажа оснащен сидениями, которые располагаются по углам отсека, и столом.

5. Передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов по п. 1, отличающийся тем, что кабина водителя выполнена откидывающейся, а отсек экипажа - стационарным.

6. Передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов по п. 1, отличающийся тем, что двери кабины водителя и отсека экипажа оснащены подножками, которые выполнены откидными, открываются автоматически при открывании дверей, в открытом положении выступают за габарит аварийно-спасательной машины и оборудованы автоматически включаемой подсветкой.

7. Передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов по п. 1, отличающийся тем, что отсек экипажа оснащен сидениями, которые выполнены откидными, имеют фиксацию в открытом положении и оборудованы ремнями безопасности.

8. Передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов по п. 1, отличающийся тем, что кабина водителя и отсек экипажа оснащены напольным покрытием, которое выполнено из нескользящего, теплоизолирующего, антистатического материала, в частности листом АМг2Н2.

9. Передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов по п. 1, отличающийся тем, что кабина водителя и отсек экипажа оснащены стойками крепления оружия.

10. Передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов по п. 1, отличающийся тем, что отсек для оборудования соединен с отсеком экипажа сдвижной дверью.

11. Передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов по п. 1, отличающийся тем, что задняя дверь отсека для оборудования является распашной.

12. Передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов по п. 1, отличающийся тем, что двери боковых стеллажей являются шторными и оснащены самосрабатывающими запорными устройствами.

13. Передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов по п. 1, отличающийся тем, что кузов оснащен люком и лестницей для подъема на крышу, причем лестница выполнена на откидных кронштейнах.

14. Передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов по п. 1, отличающийся тем, что кузов оснащен креплением для запасного колеса, которое выполнено на поворотном кронштейне, имеющем подъемное устройство.

15. Передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов по п. 1, отличающийся тем, что кабина водителя, отсек экипажа и отсек для оборудования оснащены светодиодными осветительными приборами с возможностью автоматического включения/выключения при открытии/закрытии дверей.

16. Передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов по п. 1, отличающийся тем, что передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов оснащен лебедкой, которая расположена в задней части машины.

17. Передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов по п. 1, отличающийся тем, что отсек для оборудования оснащен клеткой для собаки.

18. Передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов по п. 17, отличающийся тем, что отсек для оборудования оснащен принудительной вентиляцией, которая находится рядом с клеткой для собаки.



 

Похожие патенты:
Наверх