Складываемый аэроплан

Авторы патента:


 

Полезная модель аэроплана (летательного аппарата) складываемого трансформируемого относится к аэропланам, которые приспособлены для транспортировки по любой автомобильной дороге и пересеченной местности, которые рассчитаны на кратковременный полет на сверхмалых высотах полета и осуществляют непосредственную поддержку наземных сил (легкие штурмовики). Аэроплан (летательный аппарат) содержит: крыло состоящее из центроплана (центроплан состоит из основной части, которая равна по размаху колее основных стоек шасси и средней части крыла -трансформируемой части) и складываемых назад по размаху консолей крыла (консоли крыла поворачиваются синхронно), один двигатель, одну кабину пилота (расположенную либо под двигателем, либо над двигателем, либо над удлиненным валом двигателя), основной топливный бак, грузовой отсек, бомбовый отсек, где расположена одна кабина члена экипажа, за которой расположена кабина оператора устройств защиты и атаки. Создание полезной модели аэроплана (летательного аппарата) позволит решить задачи выживаемости аэроплана (летательного аппарата) на земле.

Полезная модель складываемого аэроплана относится к аэропланам, которые приспособлены для транспортировки по любой автомобильной дороге и пересеченной местности, которые рассчитаны на кратковременный полет на сверхмалых высотах полета (со взлетом в непосредственной близости от области производства полетов) и которые осуществляют непосредственную поддержку наземных сил (легкие штурмовики).

Известны:

1. Самолет с изменяемой стреловидностью (геометрией) крыла Миг 23 млд. Крыло состоит из центроплана и двух поворотных консолей крыла. Консоли крыла складываются в одной плоскости. Синхронно, назад по размаху. Один шарнирный узел поворота на каждую консоль. Несколько фиксированных положений. Устройство поворота консолей крыла очень сложное и дорогое;

2. Самолет с изменяемой стреловидностью (геометрией) крыла F14A«Томкэт». Крыло состоит из центроплана и двух поворотных консолей крыла. Консоли крыла складываются в одной плоскости. Синхронно, назад по размаху. Один шарнирный узел поворота на каждую консоль. Несколько фиксированных положений. Устройство поворота консолей крыла очень сложное и дорогое;

3. Самолет с изменяемой стреловидностью (геометрией) крыла Ту 22 м3. Крыло состоит из центроплана, средней части крыла и двух поворотных консолей крыла. Консоли крыла складываются в одной плоскости. Синхронно, назад по размаху. Один шарнирный узел поворота на каждую консоль. Несколько фиксированных положений. Устройство поворота консолей крыла очень сложное и дорогое;

Наиболее близкое решение - Амфибия Ш-2 (В.Б. ШАВРОВ, История конструкций самолетов в СССР до 1938 года, стр. 434-439. 1986 год, рис. 221В).

Складываются консоли крыла. Назад по размаху. Складывание крыла по оси второго (разъемного) лонжерона и болта крепления заднего подкоса крыла, задняя часть хорды центроплана от второго лонжерона до концевого стрингера предварительно перед складыванием поднята вверх.

Крыло расположено относительно высоко, что усложняет работы по складыванию. Крыло подкосное, необходимо отсоединять подкосы. Крыло в сложенном положении дополнительно нагружает стыковой узел. Основные стыковые узлы консоли при складывании постоянно разъединяются, что снижает надежность каждого узла. Конструкцией не предусмотрено при отказе какого-либо узла сохранение работоспособности аэроплана. Конструктивно не имеет устройств для погрузки - выгрузки.

Цель решения добиться предельной простоты и быстроты всех работ на земле вне аэродромов и технических баз:

- упростить складывание консолей крыла, предусмотреть дополнительные конструктивные решения надежности при отказе одного или нескольких узлов;

- просто и надежно производить уборку - выпуск основных опор шасси;

- просто и надежно производить уборку - выпуск хвостовой опоры шасси;

- в случае аварийной посадки обеспечить возможность посадки на шасси в убранном состоянии;

- упростить установку на транспортное средство для перевозки;

- предусмотреть дополнительные конструктивные решения смягчения удара (поглощение общей кинетической энергии удара) о поверхность, при ситуации аварийного не выпуска основных стоек шасси (аварийная посадка);

- предусмотреть решение задач аварийного приводнения и обеспечения стабилизации на поверхности воды;

- предусмотреть простейшие конструктивные элементы для погрузки на транспортное средство (а также для подъема (выпуск шасси перед взлетом);

- предусмотреть возможность уменьшения запаса топлива и увеличения массы вооружения;

- предусмотреть возможность установки, подвесного топливного бака, (дополнительного легкосъемного топливного бака) при выполнении полетов на дальность превышающую расчетную;

- приспособить конструкцию шасси к эксплуатации с полевых, грунтовых взлетно-посадочных полос (ВПП), участков автомобильных дорог;

- предусмотреть возможность установки нескольких двигателей, винтов с целью перехода от многоцелевого летательного аппарата к специализированному летательному аппарату узкого назначения;

- предусмотреть установку нескольких вариантов кабин в зависимости от двигателя и поставленной задачи, для решения задач улучшения визуальной видимости на предельно малых высотах;

- предусмотреть возможность установки груза, сбрасываемого груза, сбрасываемого вооружения;

1. Для достижения указанного технического результата складываемый аэроплан содержащий двигатель, фюзеляж с кабиной пилота, топливный бак, крыло, включающее центроплан и поворотные консоли, которые соединены с центропланом при помощи основных стыковых узлов с возможностью складывания назад по размаху с возможностью вращения в одной плоскости, и шасси, включающее основные стойки с колесами, установлен либо звездообразный двигатель воздушного охлаждения, либо V-образный двигатель, либо рядный двигатель, кабина пилота расположена либо под двигателем, либо над двигателем, либо над удлиненным валом двигателя, и двигатель и кабина закреплены на силовой шпангоут фюзеляжа; основная кабина члена экипажа соединенная с кабиной пилота с элементами фиксации члена экипажа - отсек установки основного топливного бака расположена в фюзеляже сразу за силовым шпангоутом - центровочный диапазон, кабина оснащена элементами фиксации дополнительного легкосъемного топливного бака, элементами фиксации груза, сбрасываемого груза, сбрасываемого вооружения, под кабиной члена экипажа расположены пилоны крепления подвесного топливного бака; за которыми расположена кабина оператора устройств защиты и атаки; две открытые кабины членов экипажа расположены на правой и левой внешней боковой поверхности фюзеляжа и центроплана - пространство зализов фюзеляжа и центроплана, оснащены элементами фиксации члена экипажа; дублирующие кабины членов экипажа расположены в правой и левой гондолах шасси и вооружений оснащены элементами фиксации членов экипажа; основная часть центроплана - единое целое с фюзеляжем равна по размаху колее основных стоек шасси, трансформируемая часть профиля центроплана - средняя часть крыла равна по размаху расстоянию от лонжерона центроплана крыла до концевого стрингера, у которой поворотные секции профиля - левая и правая, равны расстоянию от лонжерона центроплана крыла до концевого стрингера, закреплены на лонжероне центроплана крыла при помощи верхних - ось поворота и нижних стыковых узлов; две поворотные

- правая и левая консоли крыла присоединены к центроплану, при помощи основных стыковых узлов - шарнирные узлы складывания - поворота консолей крыла, которые установлены на лонжероне центроплана крыла, ось стыковых болтов - полых внутри, располагается вертикально и передних вспомогательных шарнирных стыковых узлов, консоли крыла также соединены с редуктором синхронизации.

2. Аэроплан оснащен подушкой безопасности, которая установлена под основной кабиной фюзеляжа и выполнена в виде поплавка, дополнительные две подушки безопасности установлены в пространстве гондол шасси и вооружений.

3. Хвостовая опора шасси оснащена системой управления и стопорения.

4. Отсеки гондол шасси и вооружений для основных колес шасси оснащены створками гондол, отсеки под стойки оснащены щитками, закрепленными на стойке.

5. Гондолы основных стоек шасси и вооружений дополнительно служат для установки оборонительного ствольного пушечного вооружения, управление вооружением осуществляется из всех кабин.

6. В гондолах основных стоек шасси и вооружений выполнены лючки для обслуживания транформации консолей крыла, на поворотных секциях трансформируемой части профиля центроплана - средней части крыла, на консолях крыла выполнены ручки - захваты для рук, ступени - опоры для ног, для захвата рукой из гондол и для упора ногой для дублирования поворота консолей крыла.

7. На внешней поверхности крыла и фюзеляжа, установлены ручки - захваты для рук, а также установлены ступени - опоры для ног, для перемещения по поверхности крыла, фюзеляжа, на стоянке, при установке на транспортное средство, в полете; в пространстве ручек - захваты для рук, ступеней - опор для ног установлены элементы дополнительной фиксации в данной точке крыла, фюзеляжа - контактные фиксирующие ленты, крючки и т.п.

8. В кабине пилота и кабине оператора устройств защиты и атаки установлены рычаги и педали поворота складываемых (поворотных) консолей крыла.

9. Поворотные секции - левая и правая, трансформируемой части профиля центроплана - средней части крыла, от лонжерона крыла до концевого стрингера в целях упрощения поворота, изготовлены из нескольких частей.

10 Аэроплан оснащен кронштейном фиксации ручки управления в крайнем правом положении; а проводка управления элеронами, расположенная в консолях крыла и центроплане оснащена узлами поворота.

11. По всему размаху центроплана установлен посадочный щиток.

12. На шпангоутах гондол шасси и вооружений закреплены подкосы фиксации в сложенном - транспортном положении складываемых - поворотных консолей крыла.

13. Внизу силового шпангоута фюзеляжа установлены петли сцепные буксировочные - правая и левая и в хвостовой части фюзеляжа выполнено отверстие такелажное сквозное.

14. Обивка, (утепление кабин) выполнена в виде комплектов одежды - брюки, костюм, фуфайка, рукавицы и т.п.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где

Фиг. 1. Схематичное изображение аэроплана. Вид сверху. Консоли крыла разложены.

1 - левый узел складывания (поворота) консоли крыла;

2 - левая складываемая (поворотная) консоль крыла;

3 - поворотная секция левой трансформируемой части профиля центроплана - средняя часть крыла;

4 - левая гондола шасси и вооружений;

5 - щиток простой посадочный;

6 - фюзеляж;

7 - горизонтальное оперение;

8 - вертикальное оперение;

9 - центроплан;

10 - правая гондола шасси и вооружений;

11 - поворотная секция правой трансформируемой части профиля Центроплана - средняя часть крыла;

12 - правый узел складывания (поворота) консоли крыла;

13 - правая складываемая (поворотная) консоль крыла;

Фиг. 2. Схематичное изображение аэроплана. Вид сверху. Консоли крыла сложены (повернуты). Поворотные секции (левая, правая) трансформируемой части профиля центроплана - средней части крыла - условно сняты.

14 - условное изображение винта;

15 - кабина пилота (вариант установки - над двигателем);

16 - кабина оператора устройств защиты и атаки;

17 - основная кабина члена экипажа с элементами фиксации, отсек установки основного топливного бака, (отсек дополнительного легкосъемного топливного бака, грузовой отсек, отсек сбрасываемого груза, (оснащен элементами фиксации груза), отсек сбрасываемого вооружения, (оснащен держателями вооружения), под кабиной расположены пилоны подвесного топливного бака (условно не показаны);

Фиг. 3. Схематичное изображение левой трансформируемой части профиля центроплана крыла - средней части крыла. Вид сбоку. Полетное (сложенное) положение.

18 - носовой профиль центроплана;

19 - ребро жесткости центроплана;

20 - отверстие для фиксации на ребре жесткости центроплана;

21 - ребро жесткости поворотной секции левой трансформируемой части профиля центроплана - средней части крыла;

22 - отверстие для фиксации на поворотной секции левой трансформируемой части профиля центроплана - средней части крыла;

23 - передний вспомогательный левый шарнирный стыковой узел;

24 - нижний стыковой узел поворотной секции левой трансформируемой части профиля центроплана - средней части крыла;

25 - верхний стыковой узел, (болт стыкового узла является осью, относительно которой происходит вращение поворотной секции левой трансформируемой части профиля центроплана - средней части крыла;

3 - поворотная секция левой трансформируемой части профиля центроплана - средней части крыла;

Фиг. 4. Схематичное изображение левой трансформируемой части Центроплана - средней части крыла. Вид сбоку. Транспортное положение.

2 - левая складываемая (поворотная) консоль крыла. Сложенное (повернутое) положение;

3 - поворотная секция левой трансформируемой части профиля центроплана - средней части крыла. Повернутое положение;

26 - ухо нижнего стыкового узла;

27 - вилка нижнего стыкового узла;

Фиг. 5. Схематичное изображение устройства для синхронного складывания (поворота) обеих консолей крыла. Редуктор синхронизации.

28 - рычаг на левой складываемой (поворотной) консоли крыла;

29 - левая тяга;

30 - редуктор синхронизации;

31 - зубчатая рейка редуктора синхронизации;

32 - прижим зубчатой рейки редуктора синхронизации;

33 - зубчатое колесо редуктора синхронизации;

34 - правый амортизирующий слой;

35 - рычаг складывания (поворота) консолей крыла;

36 - фиксатор (двух положений - «исходное», «сложено») рычага складывания (поворота) консолей крыла (условно не показан);

Фиг. 6. Схематичное изображение правой стойки классического основного (главного) двух стоечного шасси. Вид спереди. Выпущенное положение шасси.

37 - правая внешняя поверхность фюзеляжа;

38 - верхняя часть правой гондолы;

39 - правая оборонительная ствольная пушка защиты передней полусферы;

40 - нижняя часть правой гондолы;

41 - ось вращения правой стойки шасси при уборке - выпуске;

42 - правая стойка шасси с гидропневматической амортизацией;

43 - хомут крепления заднего ломающегося подкоса на правой амортизационной стойке шасси;

44 - основное тормозное колесо;

Фиг. 7. Схематичное изображение кинематики уборки классического основного (главного) двух стоечного шасси. Левая стойка. Вид сбоку. Убранное положение шасси.

45 - контур гондолы;

46 - левая стойка шасси с гидропневматической амортизацией;

47 - схематичное изображение нижней части ломающегося заднего подкоса;

48 - схематичное изображение верхней части ломающегося заднего подкоса;

49 - схематичное изображение шарнира (замка) ломающегося заднего подкоса;

50 - хомут крепления заднего ломающегося подкоса на левой амортизационной стойке шасси;

51 - ось основного колеса;

52 - контур основного колеса;

53 - контур центроплана;

54 - цилиндр подъема шасси;

55 - ось вращения левой стойки шасси при уборке - выпуске;

Фиг. 8. Схематичное изображение классического хвостового колеса. Вид сбоку. Выпущенное положение хвостового колеса. (Устройство управления и стопорения колеса условно не показано.)

56 - хвостовое колесо;

57 - вилка хвостового колеса;

58 - амортизатор хвостовой стойки;

59 - цилиндр уборки хвостового колеса;

60 - рычаг;

61 - шпангоут хвостовой части фюзеляжа;

62 - шпангоут хвостовой части фюзеляжа;

63 - шпангоут хвостовой части фюзеляжа;

64 - ниша (контур выреза) в хвостовой части фюзеляжа под хвостовое колесо;

Фиг. 9. Схематичное изображение аэроплана. Вид спереди. Выпущенное положение стоек шасси. Консоли крыла разложены. Кабина пилота сверху двигателя.

Фиг. 10. Схематичное изображение аэроплана. Вид спереди. Убранное положение шасси. Консоли крыла сложены (повернуты). Кабина пилота сверху двигателя. Диаметр винта и выступающая часть основного колеса шасси согласованы.

Фиг. 11. Схематичное изображение рабочего пространства основной кабины. (Кабина пилота, члена экипажа, оператора оборонительных устройств защиты и атаки.) Рабочее пространство пилота под двигателем - первый основной вариант.

65 - стекло лобовое плоское бронированное кабины пилота;

66 - линии внешнего конструктивного обзора вперед - вниз;

67 - пост ножного управления;

68 - сиденье пилота, парашютное устройство;

69 - силовой шпангоут фюзеляжа;

70 - двигатель (крепление двигателя условно не показано);

71 - стекло плоское бронированное кабины оператора устройств защиты и атаки;

72 - оборонительная ствольная подвижная пушка защиты задней полусферы (электрогидравлический привод условно не показан);

73 - оборонительная ствольная пушка защиты передней полусферы;

74 - условное изображение винта;

75 - сиденье оператора устройств защиты и атаки, парашютное устройство;

Фиг. 12. Схематичное изображение рабочего пространства основной кабины. (Кабина пилота, члена экипажа, оператора оборонительных устройств защиты и атаки.) Рабочее пространство пилота над двигателем - второй основной вариант.

76 - стекло лобовое плоское бронированное кабины пилота;

77 - контур кабины пилота (компоновка над двигателем);

78 - ручка управления;

79 - условное изображение винта;

80 - пост ножного управления;

81 - силовой шпангоут фюзеляжа;

82 - сиденье пилота, парашютное устройство;

83 - сиденье члена экипажа, парашютное устройство;

Фиг. 13. Схематичное изображение рабочего пространства пилота (кабина пилота) над удлиненным валом двигателя - третий основной вариант).

84 - стекло лобовое плоское бронированное кабины пилота;

85 - контур кабины пилота (компоновка над удлиненным валом двигателя);

86 - ручка управления;

87 - условное изображение винта;

88 - пост ножного управления;

89 - двигатель (крепление рамы двигателя к силовому шпангоуту фюзеляжа условно не показано);

90 - сиденье пилота, парашютное устройство;

91 - линии внешнего конструктивного обзора вперед - вниз;

92 - удлиненный вал двигателя;

93 - контур съемного капота двигателя;

Фиг. 14. Схематичное изображение рабочего пространства пилота (кабина пилота) над двигателем.

94 - вал двигателя;

95 - контур съемного капота двигателя;

96 - линии внешнего конструктивного обзора вперед - вниз;

97 - двигатель (крепление рамы двигателя к силовому шпангоуту фюзеляжа условно не показано);

Фиг. 15. Схематичное изображение основной кабины члена экипажа с элементами фиксации - отсека установки основного топливного бака, (отсека дополнительного легкосъемного топливного бака, грузового отсека, отсека сбрасываемого груза, сбрасываемого вооружения, пилонов подвесного топливного бака (условно не показаны).

98 - центровочный диапазон;

99 - площадка опорная для ноги;

100 - ремни, элементы фиксации члена экипажа;

101 - петля сцепная буксировочная (левая), внизу силового шпангоута фюзеляжа, для погрузки летательного аппарата на автопоезд доставки по патенту 127695 (РФ) 26 июня 2012 г.;

Фиг. 16. Схематичное изображение двух открытых кабин (левой, правой) членов экипажа на внешних поверхностях фюзеляжа и центроплана (пространство зализов).

102 - ниша опорной площадки для ног;

103 - ниша под локоть;

104 - ремни крепления члена экипажа, парашютное устройство

105 - ниша под шлем;

106 - обтекатель шлема;

Фиг. 17. Схематичное изображение левой дублирующей кабины в гондоле шасси и вооружения члена экипажа с элементами фиксации.

107 - площадка опорная для ног;

108 - левая оборонительная ствольная пушка защиты передней полусферы;

109 - ремень фиксации, парашютное устройство;

110 - линия лонжерона крыла;

111 - ручка для захвата рукой;

Фиг. 18. Схематичное изображение рабочего пространства оператора устройств защиты и атаки. (Кабина оператора).

112 - подушка безопасности под основной кабиной (сложенное состояние);

Схематичное изображение аэроплана. Вид сверху (см. фиг. 1) Аэроплан классической (нормальной) аэродинамической схемы, прямоугольное крыло которого состоит из центроплана 9 и складываемых (поворотных) консолей крыла (левой 2 и правой 13). Центроплан соединен с фюзеляжем 6, на хвостовой части которого установлено горизонтальное 7 и вертикальное 8 оперение. На центроплане крыла установлен посадочный щиток 5.

По колее основных стоек шасси на центроплане установлены левая 4 и правая 10 гондолы шасси и вооружений.

Центроплан 9 и консоли крыла (левая 2 и правая 13) соединены при помощи стыковых соединений, которые одновременно является узлами складывания (поворота) консолей крыла (левый 1 и правый 12).

Схематичное изображение аэроплана. Вид сверху (см. фиг. 2). Винт 14, кабина пилота (над двигателем) 15, кабина оператора устройств защиты и атаки 16, основная кабина члена экипажа с элементами фиксации - отсек установки основного топливного бака, (отсек дополнительного легкосъемного топливного бака, грузовой отсек, отсек сбрасываемого груза, (оснащен элементами фиксации груза), отсек сбрасываемого вооружения, (оснащен держателями вооружения), под кабиной расположены пилоны подвесного топливного бака (условно не показаны) 17. Консоли крыла (левая 2 и правая 13) сложены (повернуты) (см. фиг. 1). Поворотные секции трансформируемой части профиля центроплана - средней части крыла (левая 3 и правая 11) условно сняты (см. фиг. 1).

Консоли крыла складываются после посадки аэроплана (летательного аппарата). Поворот консолей крыла производится назад в одной плоскости, ось лонжерона консолей крыла параллельна оси фюзеляжа 6.

Вращение (поворот) консолей крыла (левой 2 и правой 13) осуществляется за счет левого 1 и правого 12 узлов складывания (поворота). Данные узлы в процессе эксплуатации не рассоединяются.

Схематичное изображение левой трансформируемой части центроплана - средней части крыла. Вид сбоку, (см. фиг. 3). Полетное (сложенное) положение) На носовой профиль центроплана 18, установлено ребро жесткости центроплана 19, в котором сделано отверстие для фиксации 20. На ребре жесткости поворотной секции левой трансформируемой части профиля центроплана - средней части крыла 21, сделано отверстие для фиксации 22. За счет нижнего стыкового узла 24 и верхнего стыкового узла 25, поворотная секция левой трансформируемой части профиля центроплана - средней части крыла 3 присоединена к лонжерону центроплана.

Установлен передний вспомогательный левый шарнирный стыковой узел 23, который фиксирует левую консоль крыла 2.

Схематичное изображение левой трансформируемой части профиля центроплана - средней части крыла. Вид сбоку. Транспортное положение (см. фиг. 4). Левая консоль крыла 2 сложена (повернута). Поворотная секция левой трансформируемой части профиля центроплана - средней части крыла (левая 3) от лонжерона крыла до концевого стрингера поднята вверх, вращаясь около болта верхнего стыкового узла 25, нижний стыковой узел 24 (ухо 26, вилка 27) - рассоединен. При вращении отверстие для фиксации 22 на ребре жесткости поворотной секции левой трансформируемой части профиля центроплана - средней части крыла 21 и отверстие для фиксации 20 (см. фиг. 3) на ребре жесткости носового профиля центроплана 19 совпадают, после чего устанавливается фиксирующий элемент. (Условно не показан).

Схематичное изображение устройства для синхронного складывания (поворота) обеих консолей крыла. Редуктор синхронизации, (см. фиг. 5). Консоли крыла левая 2 и правая 13 повернуты синхронно на равные углы

На левой консоли крыла 2 установлен рычаг 28, который шарнирно соединен с левой тягой 29 и зубчатой рейкой 31 редуктора синхронизации 30. Зубчатая рейка 31 поджата (прижим 32 редуктора синхронизации) и входит в зацепление с зубчатым колесом 33. Правая консоль крыла присоединена аналогично, работает синхронно левой. В целях исключения жесткого удара при открытии консолей крыла в районе стыка консолей крыла и центроплана установлен амортизирующий слой (правый 34). Устройство приводится в движение за счет рычага 35, который фиксируется в двух положениях: «исходное» - крыло находится в положении для взлета и «сложено» - ось лонжерона консолей крыла параллельна оси фюзеляжа. Фиксатор 36 условно не показан.

Схематичное изображение правой стойки классического основного (главного) двух стоечного шасси. Вид спереди. Выпущенное положение шасси (см. фиг. 6). Хомут крепления заднего ломающегося подкоса на правой амортизационной стойке шасси 43. Правая стойка шасси 42 и основное тормозное колесо 44, вращаясь около оси 41, убираются в нижнюю часть правой гондолы 40. В верхней части правой гондолы 38, установлена правая оборонительная ствольная пушка защиты передней полусферы 39.

Схематичное изображение кинематики уборки классического основного (главного) двух стоечного шасси, (см. фиг. 7) Левая стойка 46. Вид сбоку. Убранное положение шасси, основное тормозное колесо 52, выступает из контура гондолы 45, (закрепленной на центроплане 53) для обеспечения аварийной посадки без выпуска шасси и для установки на транспортное средство для перевозки. Цилиндр подъема шасси 54, шарнир (замок) ломающегося заднего подкоса 49, задний ломающийся подкос складывается на нижнюю 47 и верхнюю часть 48, левая амортизационная стойка шасси 46, вращается около оси вращения левой стойки 55, хомут крепления заднего ломающегося подкоса на левой амортизационной стойке 50.

Схематичное изображение классического хвостового колеса. Вид сбоку. Выпущенное положение хвостового колеса, (см. фиг. 8). Устройство управления и стопорения колеса в условно не показано Хвостовое колесо 56 установлено в вилке 57, которая присоединена к амортизатору хвостовой стойки 58. Колесо убирается за счет цилиндра уборки шасси 59, который поворачивает рычаг 60, колесо убирается в нишу 64 в хвостовой части фюзеляжа, крепление осуществляется на шпангоутах фюзеляжа 61, 62, 63. Кинематика в убранном положении обеспечивает выступание хвостового колеса 56 из контура выреза хвостовой части фюзеляжа 64, для обеспечения аварийной посадки без выпуска шасси и для установки на транспортное средство для перевозки.

Схематичное изображение аэроплана. (см. фиг. 9). Вид спереди. Выпущенное положение стоек шасси (правая 42 и левая 46). Основное тормозное колесо 44, центроплан 9, консоли крыла (левая 2 и правая 13) разложены. Кабина пилота 15 сверху двигателя, (см. фиг. 7). Горизонтальное оперение 7, вертикальное оперение 8. Летательный аппарат готов к взлету.

Схематичное изображение аэроплана. Вид спереди, (см. фиг. 10). Убранное положение стоек шасси (правая 42 и левая 46). Консоли крыла (левая 2 и правая 13) сложены (повернуты). Кабина пилота 15 сверху двигателя. Диаметр винта 14 и выступающая часть основных колес шасси 44 согласованы. (т.е. при четырехлопастном винте, обеспечен зазор между хордой (соединяет концы лопостей винта, параллельна поверхности взлетно посадочной полосы) и поверхностью взлетно посадочной полосы. Летательный апарат готов к погрузке на автотранспортное средство по патенту 127695 (РФ) от 26 июня 2012 г.)

Схематичное изображение рабочего пространства основной кабины. Рабочее пространство пилота под двигателем - первый основной вариант (см. фиг. 11). (Кабина пилота, члена экипажа, оператора оборонительных устройств защиты и атаки.) Основная кабина конструктивно включает рабочее пространство пилота (кабину пилота) под двигателем. Сиденье пилота, парашютное устройство 68. Сидящее расположение пилота. Обеспечивается отличный обзор нижней передней полусферы - линии внешнего конструктивного обзора вперед - вниз 66, через стекло лобовое плоское бронированное кабины пилота 65. Пост ножного управления 67. Винт 74. Оборонительная ствольная пушка защиты передней полусферы 73, расположена над двигателем 70 (крепление двигателя условно не показано), который закреплен на силовой шпангоут фюзеляжа 69.

Рабочее пространство основной кабины включает рабочее пространство (основную кабину) члена экипажа с элементами фиксации - отсек установки основного топливного бака, (отсек дополнительного легкосъемного топливного бака, грузовой отсек, отсек сбрасываемого груза, (оснащенного элементами фиксации груза), отсек сбрасываемого вооружения, (оснащенного держателями вооружения), пилонов подвесного топливного бака (условно не показаны) 17, после силового шпангоута фюзеляжа 69. Лежащее расположение члена экипажа. Соединена с кабиной пилота и кабиной оператора устройств защиты и атаки.

Рабочее пространство оператора устройств защиты и атаки (кабина оператора), расположена после рабочего пространства (основной кабины) члена экипажа с элементами фиксации и отсека установки основного топливного бака 17. Оснащение - сиденье оператора устройств защиты и атаки, парашютное устройство 75 (сидящее расположение оператора). Установлена оборонительная ствольная подвижная пушка защиты задней полусферы (электрогидравлический привод условно не показан) 72. Обзор осуществляется через бронированное плоское стекло 71.

Схематичное изображение рабочего пространства основной кабины. Рабочее пространство пилота над двигателем - второй основной вариант (см. фиг. 12).

Кабина пилота, члена экипажа, оператора оборонительных устройств защиты и атаки. Основная кабина конструктивно включает рабочее пространство пилота (кабину пилота) 77 над двигателем. Сиденье пилота, парашютное устройство 82. Сидящее расположение пилота. Обеспечивается хороший внешний конструктивный обзор вперед - вниз нижней передней полусферы через стекло лобовое плоское бронированное кабины пилота 76. Ручка управления 78, пост ножного управления 80. Двигатель (крепление рамы двигателя условно не показано) закреплен на силовой шпангоут фюзеляжа 81.

Рабочее пространство основной кабины с кабиной пилота 77 над двигателем включает рабочее пространство (кабину) члена экипажа (сиденье члена экипажа, парашютное устройство 83) и рабочее пространство (кабину) оператора оборонительных устройств защиты и атаки (сиденье оператора устройств защиты и атаки, парашютное устройство 75), которые аналогичны устройству основной кабины с кабиной пилота под двигателем.

Схематичное изображение рабочего пространства пилота (кабина пилота) над удлиненным валом двигателя - третий основной вариант (см. фиг. 13). Рабочее пространство пилота (кабина пилота) 85, над удлиненным валом двигателя 92, включает сиденье пилота, парашютное устройство 90, расположено над удлиненным валом 92 двигателя 89 (крепление рамы двигателя условно не показано). Контур съемного капота двигателя 93. Сидящее расположение пилота. Обеспечивается хороший обзор передней полусферы - линии внешнего конструктивного обзора вперед - вниз 91, через стекло лобовое плоское бронированное кабины пилота 84. Ручка управления 86, пост ножного управления 88. Винт 87.

Схематичное изображение рабочего пространства пилота (кабины пилота) (см. фиг. 14). Над двигателем 97 включает сиденье пилота, парашютное устройство 82. Сидящее расположение пилота. Обеспечивается хороший обзор нижней передней полусферы - линии внешнего конструктивного обзора вперед - вниз 96, через стекло лобовое бронированное кабины пилота 76. Ручка управления 78, пост ножного управления 80. Двигатель 97 (крепление рамы двигателя к силовому шпангоуту фюзеляжа условно не показано) закреплен на силовой шпангоут фюзеляжа 81 (см. фиг. 12). Вал двигателя 94, съемный капот двигателя 95.

Схематичное изображение основной кабины члена экипажа с элементами фиксации - отсека установки основного топливного бака, (см. фиг. 15) (отсека дополнительного легкосъемного топливного бака, грузового отсека, отсека сбрасываемого груза, (оснащенного элементами фиксации груза), отсека сбрасываемого вооружения, (оснащенного держателями вооружения), пилонов подвесного топливного бака (условно не показаны) 17, (центровочного диапазона крыла) 98. После силового шпангоута фюзеляжа, (внизу которого установлены петли сцепные буксировочные (правая и левая 101) для погрузки летательного аппарата на автопоезд доставки по патенту 127695 (РФ) от 26 июня 2012 г.). Лежащее расположение члена экипажа, ремни фиксации 100, соединена с кабиной пилота и кабиной оператора устройств защиты и атаки. Выполнены опорные площадки фиксации ног 99, установлено сиденье, парашютное устройство 83 (см. фиг. 12).

Схематичное изображение двух открытых кабин (левой, правой) членов экипажа (см. фиг. 16). Расположены на внешних поверхностях фюзеляжа и центроплана (пространство зализов). Лежащее (на боку) расположение членов экипажа. Крепление - ремни крепления 104, (оснащение - парашютное устройство), ниши - опорные площадки для ног 102, ниши под локоть 103, ниша под шлем 105, обтекатель шлема 106.

Схематичное изображение левой дублирующей кабины в левой гондоле шасси и вооружения члена экипажа с элементами фиксации (см. фиг. 17). Лежащее расположение члена экипажа. Оснащение - ремни фиксации, парашютное устройство 109, опорная площадка для ног члена экипажа 107, ручка для захвата рукой складываемых (поворотных) консолей крыла 111. По оси гондолы установлена оборонительная ствольная пушка защиты передней полусферы 108. Аналогично выполнено дублирующее место в правой гондоле шасси и вооружений.

Схематичное изображение рабочего пространства оператора устройств защиты и атаки (кабина оператора) (см. фиг. 18) расположено после основной кабины члена экипажа и основного топливного бака. (Отсека дополнительного легкосъемного топливного бака, грузового отсека, отсека сбрасываемого груза, сбрасываемого вооружения, пилонов подвесного топливного бака (условно не показаны) 17. Оснащение - сиденье и парашютное устройство 75 (сидящее расположение оператора). Установлена оборонительная ствольная подвижная пушка защиты задней полусферы 72 (электрогидравлический привод условно не показан), обзор осуществляется через стекло плоское бронированное 71. В случае аварийной посадки используется подушка безопасности 112.

Аэроплан транспортируется по автомобильной дороге и пересеченной местности, у которого предварительно сложены консоли крыла (каждая консоль сложена в одной плоскости (по размаху назад), ось лонжеронов консолей параллельно оси фюзеляжа (положение «сложено» - фиксируемое положение). Кинематика уборки основных стоек шасси обеспечивает частичное выступание колес из контура гондол, кинематика уборки хвостовой опоры шасси обеспечивает частичное выступание заднего колеса из контура хвостовой части фюзеляжа. Доставка производится в непосредственную близость от области выполняемого полета, (в соответствии патенту 127695 (РФ) от 26 июня 2012 г.);

Подготовка к полету:

1. Хвостовое колесо. С помощью домкрата (установленного в области такелажного сквозного отверстия на хвостовой части фюзеляжа) или вручную поднимается хвостовая часть фюзеляжа и производится выпуск хвостового колеса.

2. Основные стойки шасси. С помощью домкратов (установленных в области петель сцепных буксировочных (правой и левой) аэроплан поднимается в верхнее положение и производится выпуск основных стоек шасси.

3. Двигатель, винт. Производится установка звездообразного двигателя воздушного охлаждения, либо v образного двигателя, либо рядного двигателя в зависимости от характера выполняемых работ, который закрепляется на силовой шпангоут фюзеляжа.

4. Кабина. Производится установка кабины пилота под двигателем, либо над двигателем, либо над удлиненным валом двигателя, которая также закрепляется на силовой шпангоут фюзеляжа.

5. Консоли крыла. Производится раскладывание (поворот) консолей крыла и фиксация их в положении «исходное» с помощью рычага поворота либо педали поворота (условно не показана). Положение «исходное» - второе фиксируемое положение консолей крыла.

Для осуществления поворота консолей крыла предварительно снимается фиксация консолей крыла (сложенное транспортное положение) - подкосы соединяющие силовые шпангоуты гондол фюзеляжа и уши на лонжеронах складываемых (поворотных) консолей крыла (условно не показаны).

Раскладывание (поворот) консолей крыла производится из кабины пилота с помощью рычага поворота либо педали поворота (основное решение, предварительно ручка управления фиксируется кронштейном фиксации в крайнее правое положение) и из гондолы шасси и вооружений путем поворота одной консоли крыла. Через систему рычагов и редуктор синхронизации, производится поворот другой консоли крыла (вспомогательное решение).

Фиксация консолей при помощи вспомогательного переднего шарнирного стыкового узла.

Вращение поворотных секций трансформируемой части профиля центроплана - средней части крыла и фиксация нижнего стыкового узла поворотных секций трансформируемой части профиля центроплана - средней части крыла.

Складывание консолей крыла производится в обратном порядке.

1. Рассоединение фиксации нижних стыковых узлов поворотных секций трансформируемой части профиля центроплана - средней части крыла;

2. Поворот секций и фиксация поворотных секций (при

помощи фиксатора) поворотных секций трансформируемой части профиля центроплана - средней части крыла;

3. Рассоединение фиксации консолей крыла (рассоединение вспомогательного переднего шарнирного стыкового узла);

4. Складывание (поворот) консолей крыла производится из кабины пилота с помощью рычага поворота либо педали (условно не показана) (основное решение) или путем поворота одной консоли крыла. Через систему рычагов и редуктор синхронизации происходит поворот другой консоли крыла (вспомогательное решение);

5. После поворота консолей крыла устанавливаются подкосы соединяющие силовые шпангоуты гондол фюзеляжа и уши на лонжероне складываемой (поворотной) консоли крыла;

В положении "сложено" размер аэроплана по ширине превышает допустимую (разрешенную) ширину транспортного средства и груза для транспортировки по автодороге.

Основной экипаж - классический - состоит из пилота и оператора устройств защиты и атаки. Пилот располагается в кабине под двигателем или над двигателем, или над удлиненным валом двигателя. Оператор в кабине оператора. Расположение классическое. Спиной друг к другу.

Экипаж дополнительно комплектуется:

Первый вариант - дополнительно один член экипажа:

Член экипажа занимает основную кабину (с элементами фиксации). Лежащее положение (на груди). Основной топливный бак находится под кабиной. (В диапазоне центровки). В данной кабине возможна установка дополнительного легкосъемного топливного бака, либо возможно использование его как грузовой отсек, отсек сбрасываемого груза, (оснащен элементами фиксации груза), отсек сбрасываемого вооружения, (оснащен держателями вооружения). Под кабиной расположены пилоны для подвесного топливного бака (условно не показаны). И возможна установка подвесного топливного бака.

Второй вариант-дополнительно два члена экипажа:

Члены экипажа занимают две открытые кабины (левую и правую) на внешних поверхностях фюзеляжа и центроплана (пространство зализов). Лежащее положение (на боку).

Над топливным баком (в диапазоне центровки) возможна установка и фиксация увеличенного объема груза (сбрасываемого груза), в нижней части кабины возможно размещение на держателях сбрасываемого вооружения, (оснащена держателями вооружения). Под кабиной расположены пилоны подвесного топливного бака (условно не показаны). И возможна установка подвесного топливного бака.

Третий вариант-дополнительно четыре члена экипажа:

Два члена экипажа занимают две открытые кабины (левая, правая) на внешних поверхностях фюзеляжа и центроплана (пространство зализов). Лежащее положение (на боку).

Два дополнительных членов экипажа занимают дублирующие кабины в правой и левой гондолах шасси и вооружения с элементами фиксации. Лежащее положение (на груди). В основной кабине члена экипажа с элементами фиксации - отсеке установки основного топливного бака возможна установка дополнительного легкосъемного топливного бака. Либо возможно использование его как грузовой отсек, отсек сбрасываемого груза, (оснащен элементами фиксации груза), отсек сбрасываемого вооружения, (оснащен держателями вооружения). Также возможна установка под кабиной на пилонах подвесного топливного бака (условно не показаны) 17. Либо дополнительно еще один член экипажа (Пять членов экипажа.) и штатная установка груза и вооружений.

Во время подготовки к полету все члены экипажа имеют возможность перемещения по поверхности крыла, фюзеляжа, оперения, за счет использования на внешней поверхности крыла (фюзеляжа, оперения) ручек (захват руками), а также установленных ступеней (опоры для ног). В пространстве ручек (захват руками), ступеней (опор для ног) в случае длительного нахождения в определенной точке крыла, фюзеляжа, установлены элементы дополнительной фиксации в данной точке (ремни, контактные фиксирующие ленты, крючки и т.п.). Аэроплан (летательный аппарат) к взлету готов. После взлета все члены экипажа (кроме пилота и оператора) имеют возможность перемещения по поверхности крыла и фюзеляжа.

Во время посадки производится выпуск как основных опор так и хвостовой опоры шасси.

В случае аварийной посадки возможно посадка без выпуска шасси. Колеса основных опор выступают за контур гондол шасси и вооружений колесо хвостовой опоры выступает за контур хвостовой части фюзеляжа.

При аварийной посадке поглощение энергии удара обеспечивается подушкой безопасности, которая раскрывается под основной кабиной фюзеляжа. Для аварийного выпуска основных стоек шасси и обеспечения необходимой стабилизации аэроплана на водной поверхности дополнительно раскрываются две подушки безопасности, которые установлены в пространстве гондол шасси и вооружений. Раскрытие данных подушек возможно как до аварийной посадки, так и после аварийной посадки.

Создание полезной модели аэроплана позволит решить задачи простоты, быстроты и надежности всех работ по складыванию аэроплана - выживаемости аэроплана на земле.

1. Складываемый аэроплан, содержащий двигатель, фюзеляж с кабиной пилота, топливный бак, крыло, включающее центроплан и поворотные консоли, которые соединены с центропланом при помощи основных стыковых узлов с возможностью складывания назад по размаху с возможностью вращения в одной плоскости, и шасси, включающее основные стойки с колесами, отличающийся тем, что двигатель - один из трех возможных вариантов, и кабина пилота - одна из трех возможных вариантов, расположенная под двигателем, либо над двигателем, либо над удлиненным валом двигателя, закреплены на силовой шпангоут фюзеляжа; основная кабина члена экипажа, соединенная с кабиной пилота с элементами фиксации члена экипажа, - отсек установки основного топливного бака, расположена в фюзеляже сразу за силовым шпангоутом - центровочный диапазон, оснащена элементами фиксации дополнительного легкосъемного топливного бака, элементами фиксации груза, сбрасываемого груза, сбрасываемого вооружения, под которой расположены пилоны крепления подвесного топливного бака; за кабинами расположена кабина оператора устройств защиты и атаки; две открытые кабины членов экипажа расположены на правой и левой внешней боковой поверхности фюзеляжа и центроплана - пространство зализов фюзеляжа и центроплана, оснащены элементами фиксации члена экипажа; дублирующие кабины членов экипажа расположены в правой и левой гондолах шасси и вооружений, оснащены элементами фиксации членов экипажа; основная часть центроплана - единое целое с фюзеляжем - по размаху равна колее основных стоек шасси, трансформируемая часть профиля центроплана - средняя часть крыла, по размаху равна расстоянию от лонжерона центроплана крыла до концевого стрингера, у которой поворотные секции профиля центроплана - левая и правая, равны расстоянию от лонжерона центроплана крыла до концевого стрингера, закреплены на лонжероне центроплана крыла при помощи верхних - ось поворота и нижних стыковых узлов; две поворотные - правая и левая консоли крыла - присоединены к центроплану, при помощи основных стыковых узлов - шарнирные узлы складывания - поворота консолей крыла, которые установлены на лонжероне центроплана крыла, ось стыковых болтов - полых внутри - располагается вертикально, и передних вспомогательных шарнирных стыковых узлов; консоли крыла также соединены с редуктором синхронизации.

2. Аэроплан по п. 1, отличающийся тем, что оснащен подушкой безопасности, которая установлена под основной кабиной фюзеляжа и выполнена в виде поплавка; дополнительные две подушки безопасности установлены в пространстве гондол шасси и вооружений.

3. Аэроплан по п. 1, отличающийся тем, что хвостовая опора шасси оснащена системой управления и стопорения.

4. Аэроплан по п. 1, отличающийся тем, что отсеки гондол шасси и вооружений для основных колес шасси оснащены створками гондол, отсеки под стойки оснащены щитками, закрепленными на стойке.

5. Аэроплан по п. 1, отличающийся тем, что в гондолах шасси и вооружений выполнены лючки, на поворотных секциях трансформируемой части профиля центроплана - средней части крыла, консолях крыла выполнены ручки - захваты для рук, ступени - опоры для ног.

6. Аэроплан по п. 1, отличающийся тем, что в гондолах основных стоек шасси и вооружений установлено оборонительное ствольное пушечное вооружение, пульты управления вооружением установлены во всех кабинах.

7. Аэроплан по п. 1, отличающийся тем, что на внешней поверхности крыла и фюзеляжа установлены ручки - захваты для рук, а также установлены ступени - опоры для ног, в пространстве ручек - захваты для рук, ступеней - опоры для ног - установлены элементы дополнительной фиксации в данной точке крыла, фюзеляжа.

8. Аэроплан по п. 1, отличающийся тем, что в кабине пилота и кабине оператора устройств защиты и атаки установлены рычаги и педали поворота складываемых - поворотных консолей крыла.

9. Аэроплан по п. 1, отличающийся тем, что поворотные секции - левая и правая трансформируемой части профиля центроплана - средней части крыла - изготовлены из нескольких частей.

10. Аэроплан по п. 1, отличающийся тем, что оснащен кронштейном фиксации ручки управления в крайнем правом, не рабочем положении; а проводка управления элеронами, расположенная в консолях крыла и центроплане, оснащена узлами поворота.

11. Аэроплан по п. 1, отличающийся тем, что по всему размаху центроплана установлен посадочный щиток.

12. Аэроплан по п. 1, отличающийся тем, что на шпангоутах гондол шасси и вооружений закреплены подкосы фиксации в сложенном - транспортном положении складываемых - поворотных консолей крыла.

13. Аэроплан по п. 1, отличающийся тем, что внизу силового шпангоута фюзеляжа установлены петли сцепные буксировочные - правая и левая, и в хвостовой части фюзеляжа выполнено отверстие такелажное сквозное.

14. Аэроплан по п. 1, отличающийся тем, что обивка - утепление кабин - выполнена в виде комплектов одежды.



 

Похожие патенты:
Наверх