Винт регулируемого шага

Авторы патента:


 

Полезная модель относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей.

Винт регулируемого шага состоит из ступицы и поворотных лопастей, закрепленных на гребном валу, внутри которого размещена штанга управления, приводящаяся в движение механизмом изменения шага винта. На гребном валу установлена маслобукса с закрепленными на ее внутренней поверхности съемными полукольцами, на которые нанесен антифрикционный слой. Число пар съемных полуколец равно четырем.

Использование полезной модели позволяет повысить надежность работы винта регулируемого шага и повысить его ремонтнопригодность.

Полезная модель относится к области судостроения и может быть использована в конструкциях гребных винтов регулируемого шага (ВРШ).

Известен винт фиксированного шага, состоящий из гребного вала, на котором установлена ступица с зафиксированными на ней лопастями (см., например, патент РФ на изобретение 2504499, МПК B63H 1/20, 2014 г.). Недостатком гребных винтов фиксированного шага является их неэффективная работа при работе на режимах, отличных от расчетного. Для судов, работающих в условиях акватории порта, или для промысловых судов требуется постоянное изменение условий движения, и гребной винт фиксированного шага в таких условиях работает неэффективно.

Наиболее близким к заявляемой полезной модели по технической сущности и достигаемому результату является винт регулируемого шага (ВРШ), включающий лопасти, установленные на ступице с возможностью их поворота, механизм изменения шага, гребной вал, с размещенным внутри него штангой управления, и маслобуксу, установленную на гребном валу и имеющую антифрикционный слой (см. сайт www.http://trans-service.org, Раздел «Судовые вспомогательные механизмы», подраздел «Конструкция ВРШ промыслового судна»). Недостатком данного гребного винта является недостаточная его надежность работы и низкая ремонтопригодность. Дело в том, что одним из самых слабых мест винта регулируемого шага является маслобукса, имеющая по сравнению с другими узлами ВРШ минимальный срок эксплуатации. Несмотря на нанесение на внутреннюю поверхность маслобуксы, соприкасающейся с валом, антифрикционного слоя указанный слой приходится регулярно возобновлять. Для этого проводится профилактический ремонт ВРШ с демонтажом маслобуксы и ее или заменой или восстановлением антифрикционного слоя, что занимает много времени и является экономически затратным мероприятием.

Цель полезной модели - повышение надежности работы винта регулируемого шага и повышение его ремонтнопригодности.

Указанная цель достигается тем, что в известном винте регулируемого шага, включающем лопасти, установленные на ступице с возможностью их поворота, механизм изменения шага, гребной вал, с размещенным внутри него штангой управления, и маслобуксу, установленную на гребном валу и имеющую антифрикционный слой, в нем антифрикционный слой нанесен на съемные полукольца, закрепленные на внутренней поверхности маслобуксы. При этом число пар съемных полуколец равно четырем.

При определенном сроке эксплуатации ВРШ возникает необходимость возобновления антифрикционного слоя маслобуксы на ее внутренней поверхности. При наличии полуколец данная работа может быть выполнена заблаговременно на заводе по заявке эксплуатационников или судовладельца. В этом случае ремонт на судне сводится к демонтажу маслобуксы и полуколец и установке новых полуколец, а заменяемые полукольца после восстановления на них антифрикционного слоя могут быть использованы при следующих ремонтах маслобуксы на этом или аналогичном судне. Число пар полуколец должно быть не менее двух, так как две пары обеспечивают минимальную требуемую надежность работы маслобуксы и ВРШ. Однако исходя из расчета надежности, оптимальным значением пар полуколец является четыре пары.

Предлагаемая конструкция гребного винта регулируемого шага приведена на фигурах 1, 2. На фигуре 1 показан общий вид ВРШ, а на фигуре 2 - разрез маслобуксы со следующими обозначениями на этих:

1 - лопасти гребного винта;

2 - ступица гребного винта;

3 - гребной вал;

4 - механизм изменения шага;

5 - штанга управления;

6 - маслобукса;

7 - масловвод;

8 - корпус маслобуксы;

9 - полукольца;

10 - антифрикционный слой;

11 - отверстия для подачи масла.

Винт регулируемого шага включает лопасти 1, установленные на ступице 2 с возможностью их поворота, который осуществляется механизмом изменения шага 4 при помощи штанги 5, размещенной внутри гребного вала 3. На данном валу установлена маслобукса,6, в которую через масловвод 7 подается очищенное масло, обеспечивающее надежную работу всех движущихся узлов и деталей ВРШ. На внутренней поверхности корпуса 8 маслобуксы закреплены полукольца 9, на которых нанесен антифрикционный слой 10. Подача масла к валу 3, ступице 2 и механизму изменения шага осуществляется через отверстия 11. Нанесение антифрикционного слоя 10, например, баббита на полукольца 9 может быть осуществлено газотермическим напылением, которое позволяет получить равномерный слой баббита без окислов, каверн и посторонних включений. При напылении в баббитом слое создаются микропоры, которые удерживают масло и снижают коэффициент трения.

Нанесение антифрикционного слоя на полукольца всегда технологически значительно проще, чем на одну большую внутреннюю поверхность маслобуксы, то есть в предлагаемом техническом решении можно получить более высокое качество такого антифрикционного слоя, а значит и повысить надежность работы маслобуксы и всего ВРШ.

Смена полуколец занимает значительно меньше времени, чем восстановление антифрикционного слоя на всей маслобуксе, что позволяет повысить ремонтнопригодность ВРШ.

1. Винт регулируемого шага, включающий лопасти, установленные на ступице с возможностью их поворота, механизм изменения шага, гребной вал с размещенной внутри него штангой управления и маслобуксу, установленную на гребном валу и имеющую антифрикционный слой, отличающийся тем, что антифрикционный слой нанесен на съемные полукольца, закрепленные на внутренней поверхности маслобуксы.

2. Винт регулируемого шага по п.1, отличающийся тем, что число пар съемных полуколец равно четырем.



 

Похожие патенты:
Наверх