Устройство-тренажер для развития зрительно-моторной координации

Авторы патента:


 

Полезная модель относится к области медицины, в частности, неврологии, физиологии зрения и офтальмологии и может быть использована в качестве тренажера для людей с недостаточной зрительно-моторной координацией. Предлагается полезная модель в виде равностороннего треугольника или другого многогранника, ограниченного полыми трубками, соединенными в одной плоскости. На поверхности трубок имеется прорезь, в которой просматриваются перемещения одного или нескольких шариков, движущихся при покачивании и любом наклоне многоугольника. Этим обеспечивается множество пространственных манипуляций с шариками, требующих хорошей зрительно-моторной координации. Применение полезной модели заключается в диагностике нарушения зрительно-моторной координации в процессе выполнения прилагаемых тестов. При длительном использовании данного устройства можно развивать зрительно-моторную координацию.

Полезная модель относится к области медицины, в частности, неврологии, физиологии зрения и офтальмологии и может быть использована в качестве тренажера для людей с недостаточной зрительно-моторной координацией.

Наилучшим способом развития зрительно-моторных способностей и зрительно-моторной координации является спорт: гимнастика, игры с мячом и т.д. Однако спортивные занятия проходят на открытом пространстве или в больших залах. Для небольших помещений в садах, школах и дома существует много развивающих игр. Практически все они представлены в виде простых или сложных цветных картинок или фигур и, за редким исключением (например, детский мини-биллиард), являются плоскостными и статическими, в силу чего они не требуют от играющего никаких особых навыков в зрительно-пространственной координации.

Поэтому в качестве прототипа мы выбрали полезную модель «Тренажер для развития пресбиопии», патент 138750. Он состоит из одной полой трубочки с шариком внутри и предназначен для тренировки цилиарных мышц при участии бинокулярного зрения, что отличает его от предлагаемого тренажера, который имеет более сложную конфигурацию и предназначен для тренировки зрительно-моторной координации.

Предлагается полезная модель в виде конструкции из соединенных в одной плоскости полых трубок с прорезью наверху, имеющей вид треугольника, ромба или другого многоугольника. Внутри трубок находится один или несколько шариков, видимых в прорезь, которые перемещаются при небольших наклонах, чем обеспечивается множество возможных манипуляций с этой конструкцией, что в свою очередь требует хорошей зрительно-моторной координации.

Технический результат заключается в предварительной оценке состояния зрительно-моторной координации и осуществлении тренировки зрительно-моторной координации при слежении за движением шарика или шариков вдоль всего пути внутри предлагаемого устройства при его покачивании или наклоне с целью обеспечения их равномерного и устойчивого движения и стабилизации в середине каждой стороны с удержанием равновесия, разделения катящихся шариков на отдельные группы, направляя их по разным сторонам устройства в течение нескольких циклов.

Технический результат осуществляется следующим образом. Исполнитель, взяв в руки устройство-тренажер для развития зрительно-моторной координации, содержащее полые трубки с желобами, включающее шарик или несколько шариков, размещенных внутри, с возможностью свободного перемещения в полости трубок, при этом сечение желобов выполнено круглым, овальным или имеет вид трапеции, полые трубки соединены между собой в одной плоскости в виде равностороннего треугольника или другого многогранника и каждая из них имеет продольную прорезь на всем протяжении, а диаметр шарика или нескольких шариков больше ширины прорези, может следить за их движением, если медленно начнет покачивать и наклонять устройство, стараясь управлять движением шариков. Слежение за движущимся объектом (шариком) происходит в ближней зоне зрительного внимания (20-40 см от глаз). Задача исполнителя в течение нескольких циклов: 1) обеспечить равномерное движение шарика (или нескольких шариков) вдоль всего пути движения; 2) суметь остановить шарик (шарики) в середине каждой стороны (плеча) устройства и удерживать их в равновесии; 3) обеспечить разделение катящихся шариков на отдельные группы, направив их по разным плечам устройства. При четком выполнении предлагаемого задания в течение нескольких циклов можно говорить о хорошей зрительно-моторной координации, а при затруднениях в выполнении предлагаемых заданий можно говорить о нарушениях зрительно-моторной координации. С другой стороны при длительном использовании данного устройства по предлагаемой схеме можно развивать зрительно-моторную координацию.

Полезная модель представляет устройство, состоящее из желобов в виде полых трубок (1) с прорезями (2), соединенных друг с другом в одной плоскости в виде равностороннего треугольника или другого многогранника (Рис. 1. Устройство-тренажер в виде треугольной конструкции, вид сверху). Сечение трубок с желобами может быть круглым, овальным или иметь вид трапеции. Внутри трубок может катиться один или несколько шариков (3), диаметр которых больше ширины прорези желоба. Трубки могут быть металлические или из любого другого материала и срезаны в верхней части своего сечения так, что исполнитель, взяв в руки это устройство, видит в прорези (2) шарики (3) и может следить за их движением, если начнет покачивать и наклонять конструкцию.

Эксперименты с образцом данного тренажера в виде равностороннего треугольника показали, что не всем испытуемым удается так координировать свои усилия, чтобы шарики катались равномерно, либо останавливались в нужном месте, оставаясь неподвижными. Эксперименты с детьми младшего школьного возраста, выполненные совместно с логопедами в обычной школе, показали, что плохо читающие дети - дети с элементами дислексии - с трудом справляются с задачами управления шариком в таком устройстве. Они слишком резко дергают тренажер и не всегда способны проследить за движением шариков глазами. Это говорит о том, что: 1) зрительно-моторные способности таких детей могут быть оценены с помощью такого устройства как недостаточные; 2) это устройство может быть использовано в качестве тренажера для таких детей и вообще для людей с недостаточной зрительно-моторной координацией.

Данный тренажер может быть использован также при тестировании зрительно-моторных способностей неврологических больных.

Данное устройство помимо основной своей задачи позволяет также тренировать бинокулярное зрение и способность воспринимать зрительно движение объекта в пространстве, поскольку слежение за движущимся объектом в ближней зоне зрительного внимания (20-40 см от глаз) требует хорошего бинокулярного зрения и способности к таймингу, т.е. способности следить за движением во времени и вовремя прилагать мышечные усилия, чтобы направить шарики по другому плечу устройства.

Устройство-тренажер для развития зрительно-моторной координации, содержащее полые трубки с желобами, включающее шарик или несколько шариков, размещенных внутри, с возможностью свободного перемещения в полости трубок, при этом сечение желобов выполнено круглым, овальным или имеет вид трапеции, полые трубки соединены между собой в одной плоскости в виде равностороннего треугольника или другого многогранника и каждая из них имеет продольную прорезь на всем протяжении, а диаметр шарика или нескольких шариков больше ширины прорези.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:
Наверх