Мотоблок
Полезная модель относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к агрегатам, предназначенным для выполнения сельскохозяйственных работ на приусадебных участках, в садах и огородах индивидуального пользования. Техническим результатом предлагаемой полезной модели является расширение технологических возможностей мотоблока за счет обеспечения регулирования и фиксации режимов мотоблока. Новым является то, что мотоблок дополнительно содержит нижний узел крепления рулевой стойки с возможностью поворота в горизонтальной плоскости по двум осям, расположенный в нижней части рулевой стойки, механизм управления выполнен дистанционным, снабжен рычагом из пружинистой стали, средняя часть которого выполнена с отбортовкой, 3 илл.
Полезная модель относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к агрегатам, предназначенным для выполнения сельскохозяйственных работ на приусадебных участках, в садах и огородах индивидуального пользования.
Известен ближайший аналог, выбранный в качестве прототипа - механизм управления работой агрегата (Патент 109632 опубл.27.10.2011 г, МПК A01B 33/00), патенту РФ 109632.
Мотоблок, содержащий двигатель, передаточный узел, колесный узел, руль с рычагами управления, поворотную рулевую колонку с возможностью закрепления ее в определенном положении, защитный щиток передаточного узла коробчатой формы, плоский щиток отделяющий передаточный узел и двигатель от колесного узла с прорезью для цепной передачи, с загнутыми над колесами вниз крыльями, и установленными на них брызговиками, верхний узел крепления рулевой стойки, механизм управления.
Недостатками известной конструкции является недостаточное обеспечение регулирования и фиксации режимов мотоблока, т.к. присутствует только один узел крепления, который не может обеспечить необходимое положение руля для работы мотоблока, например, для окучивания грядок. Недостатком является также то, что для переключения передач требуются длительные остановки мотоблока.
Техническим результатом предлагаемой полезной модели является расширение технологических возможностей мотоблока за счет обеспечения регулирования и фиксации режимов мотоблока.
Указанный технический результат обеспечивается тем, что в мотоблоке, содержащем двигатель, передаточный узел, колесный узел, руль с рычагами управления, поворотную рулевую стойку с возможностью закрепления ее в определенном положении, защитный щиток передаточного узла, плоский щиток, отделяющий передаточный узел и двигатель от колесного узла с прорезью для передачи, с загнутыми над колесами вниз крыльями, верхний узел крепления рулевой стойки, механизм управления, согласно полезной модели дополнительно содержит нижний узел крепления рулевой стойки с возможностью поворота в горизонтальной плоскости по двум осям, расположенный в нижней части рулевой стойки, механизм управления выполнен дистанционным, снабжен рычагом из пружинистой стали, средняя часть которого выполнена с отбортовкой.
В предлагаемой полезной модели выполнен верхний узел крепления в виде двух полукапель, расположенных на трапецеидальной площадке, в которой имеется отверстие и дугообразный паз. Через отверстие в трапецеидальной площадке и две полукапли снизу продет болт, а сверху на этот болт накручена гайка, которая сжимает полукапли, второй болт продет снизу через дугообразный паз в трапецеидальной пластине и две полукапли, а сверху на этот болт накручена гайка-рычаг. Данные болты и гайки дают возможность регулировать и фиксировать вертикальное и горизонтальное расположение V-образных рукояток, средняя часть которых зажата между двумя полукаплями. Использование такой конструкции верхнего узла крепления позволяет регулировать положение V-образных рукояток в вертикальном и в горизонтальном направлении.
В прототипе верхний узел крепления рулевой стойки дает также возможность поворота в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
По сравнению с прототипом, в котором регулировка руля относительно рулевой стойки осуществляется в вертикальной плоскости по одной оси, и в горизонтальной плоскости по одной оси, то в предлагаемом образце соответствующая регулировка руля осуществляется аналогично в вертикальной плоскости, а в горизонтальной плоскости появляется дополнительная регулировка в отличие от прототипа: две оси поворота в горизонтальной плоскости: одна ось поворота - верхним узлом крепления, вторая ось поворота - нижним узлом крепления.
Регулировка руля осуществляется в вертикальной и горизонтальной плоскости - это позволяет при необходимости настроить руль для определенного режима работы, например, окучивания (при котором возникает необходимость двигаться между грядок рядом с мотоблоком). Это оказывается возможным, т.к. в предлагаемой рулевой стойке выполнены два узла крепления - верхний и нижний, позволяющие изменять положения V-образно расположенных рукояток в горизонтальной и вертикальной плоскости.
Нижний узел крепления дает возможность повернуть рулевую стойку в горизонтальной плоскости, в то же время верхний узел крепления в верхней части рулевой стойки позволяет повернуть V-образно расположенные рукоятки в той же плоскости, но в другом направлении.
Функция нижнего узла крепления - создание дополнительной поворотной оси. Нижний узел крепления представляет из себя две круглые детали, например, в форме шайбы, с одной из сторон которых имеются радиальные треугольные шлицы. Детали развернуты друг к другу шлицевой стороной. В центре круглых деталей имеются отверстия. В нижней круглой детали нарезана резьба. Через отверстие в верхней круглой детали вставлен болт-рычаг который вкручивается в нижнюю круглую деталь. Нижняя круглая деталь приварена к кронштейну, который закреплен на корпусе редуктора. А к верхней круглой детали приварен нижний конец рулевой стойки.
При ослаблении резьбового соединения - выкручивании болта-рычага из нижней круглой детали ослабляется прижим верхней круглой детали с нижней, что позволяет поворачивать верхнюю круглую деталь совместно с рулевой стойкой относительно нижней круглой детали, закрепленной на редукторе. Таким образом, обеспечивается поворот рулевой стойки относительно мотоблока. При повороте рулевой стойки на необходимый угол соединение фиксируется за счет закручивания болта-рычага в нижнюю круглую деталь. Тем самым, обе круглые детали плотно прижимаются к друг другу, а за счет радиальных треугольных шлицов детали не проскальзывают, не проворачиваются друг относительно друга.
Регулировка руля осуществляется в вертикальной плоскости, а также в горизонтальной плоскости по двум осям - это позволяет при необходимости дополнительно настроить руль, в отличие от прототипа, т.к. в предлагаемой рулевой стойке выполнены два узла крепления - верхний и нижний, позволяющие изменять положения V-образно расположенных рукояток в горизонтальной и вертикальной плоскости, причем в горизонтальной плоскости в двух противоположных направлениях. Рулевая стойка выполнена наклонной, оси поворотов нижнего и верхнего узлов крепления рулевой стойки отстоят друг от друга на некотором расстоянии, например, 220 мм. Описываемые узлы поворотов верхний и нижний позволяют регулировать положения V-образно расположенных рукояток и рулевой стойки, соответственно, вправо и влево, но для достижения необходимого положения V-образно расположенных рукояток необходимо осуществлять повороты относительно узлов крепления в противоположных направлениях. В результате, если рулевую стойку повернуть относительно нижнего узла крепления вправо, то V-образно расположенные рукоятки поворачиваются влево относительно рулевой стойки благодаря введению дополнительного нижнего узла крепления рулевой стойки. После чего средняя плоскость V-образно расположенных рукояток оказывается параллельной и смещенной вправо от средней плоскости мотоблока. Аналогично происходит разворот зеркально относительно средней плоскости мотоблока. Таким образом, верхний узел крепления дает возможность повернуть рулевую стойку и V-образно расположенные рукоятки в горизонтальной в вертикальной плоскости, в то же время нижний узел крепления дает возможность повернуть рулевую стойку в горизонтальной плоскости, но в противоположном направлении. Таким образом создается эффект параллельного смещения V-образно расположенных рукояток вперед и вправо. Таким образом, расширяются технологические возможности мотоблока и безопасность работы оператора или пользователя.
В результате оператор имеет возможность управлять мотоблоком таким образом, что V-образно расположенные рукоятки руля находятся на одинаковом расстоянии от оператора, который двигается в между грядок с левой или правой стороны от мотоблока: А сам мотоблок (средняя плоскость мотоблока) в это время двигается над грядкой, колеса мотоблока двигаются между грядками. Это обеспечивает удобство рабочего положения позвоночника оператора, комфорт движения оператора без дополнительных усилий, что повышает безопасность работы оператора. По сравнению с прототипом, в котором оператору пришлось бы двигаться полубоком, приставными шагами, что увеличивает усталость напряжение позвоночника от неудобного положения, что увеличивает вероятность того, что оператор может споткнуться, запнуться и упасть. Это приводит в небезопасной работе мотоблока в прототипе. То есть появление такой возможности настройки рулевой колонки в предлагаемой полезной модели обеспечивает расширение технологических возможностей мотоблока при его эксплуатации.
В прототипе в механизме переключения передач расположен непосредственно на редукторе, а в предлагаемой полезной модели механизм управления работой агрегата выполнен дистанционным. Регулировка скоростей происходит за счет перемещения рычага из пружинистой стали. Рычаг из пружинистой стали и выполнение средней части рычага с отбортовкой обеспечивает возможность упругой деформации рычага, поднятие рычага и фиксацию от горизонтальных перемещений в специальных пазах на перекладине руля, выполненной трапецеидальной.
В прототипе для управления работой агрегата при переключении передач используется ручка-элемент переключения режимов работы агрегата, которая выдвигается из редуктора и задвигается в редуктор, тем самым переключается передача. Для переключения передач в прототипе требуются более длительные остановки мотоблока, чем в предлагаемой полезной модели, т.к. пользователю невозможно дотянуться до ручки во время эксплуатации мотоблока, находясь за рулем, т.е. за V-образно расположенными рукоятками.
Механизм управления устанавливается; на перекладину руля, выполненную, например, трапецеидальной.
В предлагаемой полезной модели рычаг отгибается на оператора, (т.е. оператор натягивает рычаг на себя), рычаг высвобождается из паза, перемещается вправо или влево рукой оператора в зависимости от того, какую скорость надо выбрать для работы. Под необходимым пазом оператор ослабляет усилия руки, прикладываемые к рычагу, отпускает рычаг. Затем рычаг самопроизвольно под действием силы упругости пружинистой стали, из которой он изготовлен, поднимается кверху и фиксируется от горизонтальных перемещений в выбранном, соответствующем скорости переключения пазу. То есть рычаг заходит в паз, находящийся на перекладине руля. Благодаря тому, что рычаг изготовлен из пружинистой стали, которая характеризуется высоким сопротивлением материала упругой деформации, и под действием механического напряжения обладает свойством деформироваться обратимо, рычаг остается недеформированным, т.е. после снятия напряжения рычаг возвращается в исходное положение и попадает в паз. В средней части рычага имеется отбортовка, что усиливает жесткость листовой пружинистой стали. Сечение в средней части рычага имеет форму паза для совместимости с пазом. Таким образом, выполнение рычага из пружинистой стали и выполнение средней части рычага с отбортовкой обеспечивает возможность упругой деформации рычага, поднятие рычага и фиксации от горизонтальных перемещений, что приводит к обеспечению регулирования и фиксации режимов работы мотоблока при эксплуатации: например, в одном режиме работы при вспашке на первой передаче рычаг фиксируется в пазу, соответствующей первой передаче, а при перемещении мотоблока с прицепом или с грузом в прицепе переключать скорость можно на ходу мотоблока при необходимости, что расширяет технологические возможности мотоблока, а также эффективность управления и эксплуатации.
В прототипе невозможно в этом режиме работы мотоблока при перемещении мотоблока с прицепом или с грузом в прицепе переключать скорость можно на ходу мотоблока без остановки мотоблока. При этом пользователь в предлагаемой полезной модели находится на том же месте, не меняя позиции, благодаря дистанционному механизму управления в виде рычага из пружинистой стали.
Сущность заявленной полезной модели поясняется графическими материалами, на которых:
- на фиг. 1 - Мотоблок спереди справа;
- на фиг. 2 - руль в сборе с механизмом управления, вид сзади слева;
- на фиг. 3 - рычаг, зафиксированный в пазу, увеличенный вид.
Мотоблок содержит двигатель 1, передаточный узел 2, колесный узел 3, руль с рычагами управления 4, поворотную рулевую стойку 5 с возможностью закрепления ее в определенном положении, защитный щиток 6 передаточного узла, плоский щиток 7, отделяющий передаточный узел и двигатель 1 от колесного узла 3 с прорезью для передачи, с загнутыми над колесами вниз крыльями 8, верхний узел крепления рулевой стойки 9, дополнительно содержит нижний узел крепления рулевой стойки 10 с возможностью поворота в горизонтальной плоскости по двум осям, расположенный в нижней части рулевой стойки 5, механизм управления 11, выполненный дистанционным, механизм управления 11 содержит рычаг 12 из пружинистой стали, средняя часть которого выполнена с отбортовкой, нижнюю крышку 13, коромысло 14, гайку 15, винт 16, перекладину руля 17, в которой имеется прорезь 18 для горизонтального перемещения рычага при переключении передач. В верхней части прорези Перекладины руля имеются углубления в форме прямоугольного паза 19 для фиксации рычага от горизонтальных перемещений. Механизм управления устанавливается на перекладину руля 17. В средней части рычага 12 имеется отбортовка 20, что усиливает жесткость листовой пружинистой стали. Сечение в средней части рычага 12 имеет форму паза для совместимости с прямоугольным пазом 19.
В предлагаемой полезной модели на нижнюю крышку 13 устанавливается рычаг 12 из пружинистой стали к приваренному к нему коромыслу 14. Снизу рычаг 12 с коромыслом 14 фиксируется к нижней крышке 13 с помощью одного винта 16 (в прототипе необходимо три винта из-за наличия верхней крышки) и гайки 15. К плечам коромысла 14 прикреплены концами тросы, помещенные в защитные трубки (не показаны). В таком виде механизм управления устанавливается на перекладину руля 17.
Заявленный механизм работает следующим образом.
Работу механизма рассмотрим на примере управления редуктором многофункционального мотоблока, используемого в качестве мотоплуга, мотокультиватора или в качестве транспортного средства для перемещения тележек с грузами, например, при проведении работ на садовых участках, в приусадебных хозяйствах.
Для обеспечения управления кронштейн крепят к редуктору мотоблока, а коромысло 14 фиксатором - к валу переключения скоростей редуктора. Нижнюю крышку 13 с прикрученным к не с помощью винта 16 и гайки 15 коромыслом 14 с приваренным к нему рычагом 12, выполненным из пружинистой стали, устанавливается на перекладину руля 17.
Нижний узел крепления представляет из себя две круглые детали, например, в форме шайбы, с одной из сторон которых имеются радиальные треугольные шлицы. Детали развернуты друг к другу шлицевой стороной. В центре круглых деталей имеются отверстия. В нижней круглой детали 21 нарезана резьба. Через отверстие в верхней круглой детали 22 вставлен болт-рычаг 23 который вкручивается в нижнюю круглую деталь 22. Нижняя круглая деталь 22 приварена к кронштейну 24, который закреплен на корпусе редуктора. А к верхней круглой 21 детали приварен нижний конец рулевой стойки 5.
При ослаблении резьбового соединения - выкручивании болта-рычага 23 из нижней круглой детали 21 ослабляется прижим верхней круглой детали 22 с нижней круглой детали 21, что позволяет поворачивать верхнюю круглой детали 22 деталь совместно с рулевой стойкой 5 относительно нижней круглой детали 21, закрепленной на редукторе. Таким образом, обеспечивается поворот рулевой стойки 5 относительно мотоблока. При повороте рулевой стойки 5 на необходимый угол соединение фиксируется за счет закручивания болта-рычага 23 в нижнюю круглую деталь 21. Тем самым, обе круглые детали плотно прижимаются к друг другу, а за счет радиальных треугольных шлицов детали не проскальзывают, не проворачиваются друг относительно друга.
Механизм готов к работе.
В процессе работы мотоблока, например, при культивировании почвы, при необходимости переключения скорости вращения культиваторов, установленных на выходном валу редуктора, нажимают рычаг сцепления (не показан), в рабочем положении при включенной передаче рычаг зафиксирован от горизонтальных перемещений, отгибают рычаг 12, в результате чего рычаг 12 высвобождается из прямоугольного паза 19 и свободно перемещается в горизонтальном направлении по прорези 18. Рычаг подводится под определенный прямоугольный паз (количество пазов может быть не менее двух, количество пазов зависит от комплектации и конструкции редуктора), например, вторую передачу. Затем ослабляем усилие руки, и рычаг 12 под действием силы упругости, обусловленной материалом рычага 12 (пружинистая сталь), поднимается вверх, попадает в выбранный прямоугольный паз 19, например, второй передачи, в верхней части прорези 18. Благодаря тому, что средняя часть рычага 12 выполнена с отбортовкой 20 и имеет форму прямоугольного паза, рычаг 12 свободно сопрягается с прямоугольным пазом 19. Находясь в прямоугольном пазу 19, рычаг 12 лишен возможности перемещаться вверх, вправо и влево за счет прямоугольного паза 19, например, второй передачи, а от перемещений вниз силой упругости пружинистой стали, из которой изготовлен рычаг 12. Таким, образом, без приложения усилий оператора, рычаг 12 будет находиться в прямоугольном пазу. Таким образом, скорость переключена, сцепление плавно отпускается, мотоблок продолжает движение в новом режиме, рычаг зафиксирован от возможного самопроизвольного переключения передачи.
Таким образом, механизм управления более надежен в эксплуатации по сравнению с прототипом, повышает эффективность управления и эксплуатации.
Мотоблок, содержащий двигатель, передаточный узел, колесный узел, руль с рычагами управления, поворотную рулевую стойку с возможностью закрепления ее в определенном положении, защитный щиток передаточного узла, плоский щиток, отделяющий передаточный узел и двигатель от колесного узла с прорезью для передачи, с загнутыми над колесами вниз крыльями, верхний узел крепления рулевой стойки, механизм управления, отличающийся тем, что он дополнительно содержит нижний узел крепления рулевой стойки с возможностью поворота в горизонтальной плоскости, расположенный в нижней части рулевой стойки, механизм управления выполнен дистанционным, снабжен рычагом из пружинистой стали, средняя часть которого выполнена с отбортовкой.
РИСУНКИ